СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стили семейного воспитания детей"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя. Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. 

Просмотр содержимого документа
«"Стили семейного воспитания детей"»

 Стили семейного  воспитания детей

Стили семейного воспитания детей

«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, -  это приучить его не встречать ни в чём отказа.» Жан – Жак Руссо

«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, -

это приучить его не встречать ни в чём отказа.»

Жан – Жак Руссо

родители + родители дети + дети СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ  родители + дети

родители + родители

дети + дети

СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

родители + дети

  Стили воспитания          Высокий контроль    АВТОРИТАРНЫЙ  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ             Низкая поддержка  Высокая поддержка      ГИПООПЕКА    ГИПЕРОПЕКА  Низкий контроль

Стили воспитания  

 

Высокий контроль

 

АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

Низкая поддержка Высокая поддержка

ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА

Низкий контроль

      Стиль воспитательных отношений :  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ    Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»  Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;  равноправие; взаимная забота и ответственность, определенные обязанности;  поддержка, помощь и т.п.  Формирующиеся черты характера:  доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.  Роль ребенка в семье:  РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ

Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»

Особенности воспитания:

  • учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
  • равноправие;
  • взаимная забота и ответственность, определенные обязанности;
  • поддержка, помощь и т.п.

Формирующиеся черты характера:

доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.

Роль ребенка в семье:

РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА

Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ    Особенности воспитания:  ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; много обязанностей; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение.  Формирующиеся черты характера:    чувство тревоги, одиночества, комплексы  неполноценности, вины за что-то, лживость,  угодничество, забитость, пессимизм,  демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.    Девиз :  «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, забитый, паинька.

Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ

Особенности воспитания:

  • ограничение свободы, выбора, самостоятельности
  • игнорирование нужд, желаний, потребностей,
  • высокие требования;
  • много обязанностей;
  • отсутствие поддержки;
  • жесткая система запретов, санкций, наказаний;
  • жесткое обращение;
  • деспотизм, тирания;
  • эмоциональное отвержение.

Формирующиеся черты характера:

чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.

Девиз : «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»

Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, забитый, паинька.

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА Девиз воспитания:  «ВМЕСТО» Особенности воспитания: удовлетворение прихотей Покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.  Формируются черты характера:  эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,  потребительство, требовательность,  капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно. Роль ребенка : кумир, сокровище,  маменькин сынок, болезненный, маленький .

Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА

Девиз воспитания: «ВМЕСТО»

Особенности воспитания:

  • удовлетворение прихотей
  • Покровительство
  • освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
  • преувеличение талантов и способностей
  • слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.

Формируются черты характера:

эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,

потребительство, требовательность,

капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно.

Роль ребенка : кумир, сокровище,

маменькин сынок, болезненный, маленький .

 Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА  (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; жесткие требования;  деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах.  Формирующиеся черты характера :  самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование.        Девиз : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»  Роль ребенка : козел отпущения,  путающийся под ногами, мальчик для битья  .

Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность)

Особенности воспитания:

  • отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
  • игнорирование потребностей, желаний, интересов;
  • эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
  • попустительство в сфере контроля за поведением;
  • вседозволенность;
  • жесткие требования; деспотизм, тирания;
  • упреки во всех своих бедах.

Формирующиеся черты характера :

самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование.

Девиз : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»

Роль ребенка : козел отпущения,

путающийся под ногами, мальчик для битья .

Еще выделяют…  Хаотический стиль (непоследовательное руководство)  — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Еще выделяют…

  • Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Дети «садятся на голову»  родителям, если… Родители  н е принимают  волевых решений и наказаний.  Родители предпочитают уговаривать, уступать . Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность.

Дети «садятся на голову» родителям,

если…

Родители н е принимают

волевых решений и наказаний.

Родители предпочитают уговаривать, уступать .

Родители проявляют по отношению

к своим детям полную беспомощность.

Ребёнок неуправляемый, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими, если…  У родителей, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики . Возникают резкие эмоциональные перепады  в отношениях с детьми.  То наказание, слёзы, ругань,  то умиление и всепрощение.

Ребёнок неуправляемый,

используя разногласия родителей,

умело манипулирует ими, если…

У родителей, не хватает

выдержки, самообладания

для осуществления последовательной воспитательной тактики .

Возникают резкие

эмоциональные перепады

в отношениях с детьми.

То наказание, слёзы, ругань,

то умиление и всепрощение.

 Ребёнок склонен к непослушанию,  на людях ведёт себя неадекватно, если…  Родители не придают значение проступкам детей . Считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах.

Ребёнок склонен к непослушанию,

на людях ведёт себя неадекватно, если…

Родители

не придают значение проступкам детей .

Считают, что «все дети такие»,

либо рассуждают так:

«Мы сами такими же были».

Низкая педагогическая культура родителей,

неразвитость родительских чувств,

их сосредоточенность на собственных проблемах.

Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных,  если…    родители злоупотребляют физическими наказаниями. Родители, чаще отец, избивают ребёнка . Родители  считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа.

Дети растут агрессивными, жестокими,

стремятся обижать слабых и беззащитных,

если…

родители злоупотребляют физическими наказаниями.

Родители, чаще отец,

избивают ребёнка .

Родители считают,

что существует лишь один эффективный

приём воспитания – физическая расправа.

 Дети растут  нерешительными, озлобленными,  неуверенными, с невротическими расстройствами,  если…       Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю . Родители пытаются полностью изолировать ребёнка от сверстников  Выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка,  круг его общения и интересов.

Дети растут нерешительными, озлобленными,

неуверенными, с невротическими расстройствами,

если…

Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю .

Родители

пытаются полностью

изолировать ребёнка

от сверстников

Выбирают друзей,

контролируют свободное время ребёнка,

круг его общения и интересов.

 Дети растут лживыми и жестокими,  если…       Родители строят  свои отношения  с окружающими  по принципу «наш ребёнок всегда прав».  Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей становятся их врагами.

Дети растут лживыми и жестокими,

если…

Родители строят

свои отношения

с окружающими

по принципу

«наш ребёнок всегда прав».

Такие родители весьма

агрессивно

настроены ко всем.

Кто указывает на неправильное поведение

их детей становятся их врагами.

Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители, если…   Ребенок кумир семьи.  Все его просьбы и прихоти выполняются. Родители все сделают для ребёнка, посвящают ему себя.

Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма

страдают сами родители, если…

Ребенок кумир семьи.

Все его просьбы

и прихоти выполняются.

Родители все сделают для ребёнка,

посвящают ему себя.

       Какие фомы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?   Уч-ся школы  1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы,); 81 %  2) побеги из дома; учителя 69 %  3)грубость, сквернословие; 57% родители 56% 71 %  4)употребление алкоголя, пьянство; 85%  5) курение; 78 % 71% 48% 52% 74 % 100%  6)раннее начало половой жизни; 68%  7) хулиганство; 85% 70 % 65 % 56% 100%  8) унижение других; 64%  9) воровство; 100% 73 % 71 % 40% 75%  10)неподчинение, критика взрослых; 64% 85% 43 %  11)ношение «вызывающе» одежды; 52% 53 %  12)отрицательное отношение к учебе; 57%  13) драки, нанесение телесных повреждений; 61 % 40% 7% 36% 75 % 57%  14)употребление наркотиков; 40% 85% 82 % 52% 100% 60%

Какие фомы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

Уч-ся школы

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы,);

81 %

2) побеги из дома;

учителя

69 %

3)грубость, сквернословие;

57%

родители

56%

71 %

4)употребление алкоголя, пьянство;

85%

5) курение;

78 %

71%

48%

52%

74 %

100%

6)раннее начало половой жизни;

68%

7) хулиганство;

85%

70 %

65 %

56%

100%

8) унижение других;

64%

9) воровство;

100%

73 %

71 %

40%

75%

10)неподчинение, критика взрослых;

64%

85%

43 %

11)ношение «вызывающе» одежды;

52%

53 %

12)отрицательное отношение к учебе;

57%

13) драки, нанесение телесных повреждений;

61 %

40%

7%

36%

75 %

57%

14)употребление наркотиков;

40%

85%

82 %

52%

100%

60%

              Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?   Уч-ся 1). Стремление получить сильные впечатления. 48 % учителя  2). Заболевания ребенка  3). Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя. родители 28% 10 % 44 %  4). Неблагополучная ситуация в семье. - 24 % 4 %  5). Стремление к самостоятельности, независимости. 28% 21 % 55 % 42% 24 %  6). Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями. 28 % 14% 18 %  7). Отставание в учебе. 36 %  8). Пренебрежение со стороны сверстников. 28% 30 %  9). Непонимание взрослыми трудностей детей. 16 % 20 % 14% 16 % 14% 34 %  10). Недостаточная уверенность ребенка себе.  11). Отрицательная оценка взрослыми способностей детей. 56 % 28% 36 %  12). Стрессовые жизненные ситуации. 17 % 14% 24 % 32 % 28%  13). Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родит) 43 %  14). Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации. 24 % 14% 24 % 28 % 28% 34 %  15). Чрезмерная занятость родителей. 24 % 57% 29 %  16). Конфликты с родителями. 40 % 28% 31 % 20 % 28% 12 %

Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?

Уч-ся

1). Стремление получить сильные впечатления.

48 %

учителя

2). Заболевания ребенка

3). Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя.

родители

28%

10 %

44 %

4). Неблагополучная ситуация в семье.

-

24 %

4 %

5). Стремление к самостоятельности, независимости.

28%

21 %

55 %

42%

24 %

6). Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями.

28 %

14%

18 %

7). Отставание в учебе.

36 %

8). Пренебрежение со стороны сверстников.

28%

30 %

9). Непонимание взрослыми трудностей детей.

16 %

20 %

14%

16 %

14%

34 %

10). Недостаточная уверенность ребенка себе.

11). Отрицательная оценка взрослыми способностей детей.

56 %

28%

36 %

12). Стрессовые жизненные ситуации.

17 %

14%

24 %

32 %

28%

13). Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родит)

43 %

14). Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации.

24 %

14%

24 %

28 %

28%

34 %

15). Чрезмерная занятость родителей.

24 %

57%

29 %

16). Конфликты с родителями.

40 %

28%

31 %

20 %

28%

12 %

Какие виды отклоняющегося от номы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?   Ответы учащихся В% 1) нарушении правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий); 42%  2) побеги из дома; 54%  3) грубость, сквернословие; 40%  4) употребление алкоголя, пьянство; 68%  5) курение; 53%  6) раннее начало половой жизни;  7) хулиганство; 35% 50%  8) унижение других; 46%  9) воровство; 64%  10) неподчинение, критика взрослых; 36%  11) ношение «вызывающе» одежды; 39%  12) отрицательное отношение к учебе; 48%  13) драки, нанесение телесных повреждений; 66%  14) употребление наркотиков; 64%

Какие виды отклоняющегося от номы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?

Ответы учащихся

В%

1) нарушении правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);

42%

2) побеги из дома;

54%

3) грубость, сквернословие;

40%

4) употребление алкоголя, пьянство;

68%

5) курение;

53%

6) раннее начало половой жизни;

7) хулиганство;

35%

50%

8) унижение других;

46%

9) воровство;

64%

10) неподчинение, критика взрослых;

36%

11) ношение «вызывающе» одежды;

39%

12) отрицательное отношение к учебе;

48%

13) драки, нанесение телесных повреждений;

66%

14) употребление наркотиков;

64%

 Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведения?    Ответы учащихся  В% Исключение из школы 35% Уголовная ответственность 56% Потеря друзей. Одиночество 35% Суицид 16% Смерть 64% Проблемы со здоровьем 25%

Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведения?

Ответы учащихся

В%

Исключение из школы

35%

Уголовная ответственность

56%

Потеря друзей. Одиночество

35%

Суицид

16%

Смерть

64%

Проблемы со здоровьем

25%

Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) представлен самому себе?

Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) представлен самому себе?

Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?   Ответы родителей В% Посещает кружки 8% Читает 16% Смотрит телевизор 16% Гуляет на улице 16% Играет в компьютерные игры 80% Посещает спортивные секции 16%

Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?

Ответы родителей

В%

Посещает кружки

8%

Читает

16%

Смотрит телевизор

16%

Гуляет на улице

16%

Играет в компьютерные игры

80%

Посещает спортивные секции

16%

Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию?

Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию?

  Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.   Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить. Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость. Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.

Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.

  • Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
  • Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
  • Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
  • Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!