Стили семейного воспитания детей
«Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, -
это приучить его не встречать ни в чём отказа.»
Жан – Жак Руссо
родители + родители
дети + дети
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
родители + дети
Стили воспитания
Высокий контроль
АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Низкая поддержка Высокая поддержка
ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА
Низкий контроль
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Особенности воспитания:
- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
- равноправие;
- взаимная забота и ответственность, определенные обязанности;
- поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера:
доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Роль ребенка в семье:
РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, желаний, потребностей,
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Девиз : «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, забитый, паинька.
Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Особенности воспитания:
- удовлетворение прихотей
- Покровительство
- освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
- преувеличение талантов и способностей
- слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.
Формируются черты характера:
эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,
потребительство, требовательность,
капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно.
Роль ребенка : кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный, маленький .
Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность)
Особенности воспитания:
- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- игнорирование потребностей, желаний, интересов;
- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- попустительство в сфере контроля за поведением;
- вседозволенность;
- жесткие требования; деспотизм, тирания;
- упреки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера :
самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование.
Девиз : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Роль ребенка : козел отпущения,
путающийся под ногами, мальчик для битья .
Еще выделяют…
- Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
Дети «садятся на голову» родителям,
если…
Родители н е принимают
волевых решений и наказаний.
Родители предпочитают уговаривать, уступать .
Родители проявляют по отношению
к своим детям полную беспомощность.
Ребёнок неуправляемый,
используя разногласия родителей,
умело манипулирует ими, если…
У родителей, не хватает
выдержки, самообладания
для осуществления последовательной воспитательной тактики .
Возникают резкие
эмоциональные перепады
в отношениях с детьми.
То наказание, слёзы, ругань,
то умиление и всепрощение.
Ребёнок склонен к непослушанию,
на людях ведёт себя неадекватно, если…
Родители
не придают значение проступкам детей .
Считают, что «все дети такие»,
либо рассуждают так:
«Мы сами такими же были».
Низкая педагогическая культура родителей,
неразвитость родительских чувств,
их сосредоточенность на собственных проблемах.
Дети растут агрессивными, жестокими,
стремятся обижать слабых и беззащитных,
если…
родители злоупотребляют физическими наказаниями.
Родители, чаще отец,
избивают ребёнка .
Родители считают,
что существует лишь один эффективный
приём воспитания – физическая расправа.
Дети растут нерешительными, озлобленными,
неуверенными, с невротическими расстройствами,
если…
Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю .
Родители
пытаются полностью
изолировать ребёнка
от сверстников
Выбирают друзей,
контролируют свободное время ребёнка,
круг его общения и интересов.
Дети растут лживыми и жестокими,
если…
Родители строят
свои отношения
с окружающими
по принципу
«наш ребёнок всегда прав».
Такие родители весьма
агрессивно
настроены ко всем.
Кто указывает на неправильное поведение
их детей становятся их врагами.
Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма
страдают сами родители, если…
Ребенок кумир семьи.
Все его просьбы
и прихоти выполняются.
Родители все сделают для ребёнка,
посвящают ему себя.
Какие фомы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
Уч-ся школы
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы,);
81 %
2) побеги из дома;
учителя
69 %
3)грубость, сквернословие;
57%
родители
56%
71 %
4)употребление алкоголя, пьянство;
85%
5) курение;
78 %
71%
48%
52%
74 %
100%
6)раннее начало половой жизни;
68%
7) хулиганство;
85%
70 %
65 %
56%
100%
8) унижение других;
64%
9) воровство;
100%
73 %
71 %
40%
75%
10)неподчинение, критика взрослых;
64%
85%
43 %
11)ношение «вызывающе» одежды;
52%
53 %
12)отрицательное отношение к учебе;
57%
13) драки, нанесение телесных повреждений;
61 %
40%
7%
36%
75 %
57%
14)употребление наркотиков;
40%
85%
82 %
52%
100%
60%
Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
Уч-ся
1). Стремление получить сильные впечатления.
48 %
учителя
2). Заболевания ребенка
3). Повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя.
родители
28%
10 %
44 %
4). Неблагополучная ситуация в семье.
-
24 %
4 %
5). Стремление к самостоятельности, независимости.
28%
21 %
55 %
42%
24 %
6). Недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями.
28 %
14%
18 %
7). Отставание в учебе.
36 %
8). Пренебрежение со стороны сверстников.
28%
30 %
9). Непонимание взрослыми трудностей детей.
16 %
20 %
14%
16 %
14%
34 %
10). Недостаточная уверенность ребенка себе.
11). Отрицательная оценка взрослыми способностей детей.
56 %
28%
36 %
12). Стрессовые жизненные ситуации.
17 %
14%
24 %
32 %
28%
13). Напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родит)
43 %
14). Примеры насилия, жесткости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации.
24 %
14%
24 %
28 %
28%
34 %
15). Чрезмерная занятость родителей.
24 %
57%
29 %
16). Конфликты с родителями.
40 %
28%
31 %
20 %
28%
12 %
Какие виды отклоняющегося от номы поведения, с вашей точки зрения, требуют вмешательства взрослых?
Ответы учащихся
В%
1) нарушении правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
42%
2) побеги из дома;
54%
3) грубость, сквернословие;
40%
4) употребление алкоголя, пьянство;
68%
5) курение;
53%
6) раннее начало половой жизни;
7) хулиганство;
35%
50%
8) унижение других;
46%
9) воровство;
64%
10) неподчинение, критика взрослых;
36%
11) ношение «вызывающе» одежды;
39%
12) отрицательное отношение к учебе;
48%
13) драки, нанесение телесных повреждений;
66%
14) употребление наркотиков;
64%
Как вы считаете, к каким последствиям может привести отклоняющееся от общепринятых норм поведения?
Ответы учащихся
В%
Исключение из школы
35%
Уголовная ответственность
56%
Потеря друзей. Одиночество
35%
Суицид
16%
Смерть
64%
Проблемы со здоровьем
25%
Сколько примерно времени в день ваш ребенок (или ваши дети) представлен самому себе?
Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
Ответы родителей
В%
Посещает кружки
8%
Читает
16%
Смотрит телевизор
16%
Гуляет на улице
16%
Играет в компьютерные игры
80%
Посещает спортивные секции
16%
Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в трудную компанию?
Дети учатся тому, что они видят вокруг себя.
- Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.
- Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.
- Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.
- Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость.
- Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих.
Спасибо за внимание!