СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Я познаю слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме «Я познаю слово» может быть включён в систему уроков при изучении лексики в 5 или 6 классе. Сценарный план разработан в соответствии со структурой урока открытия новых знаний ТДМ.

Урок носит не только познавательный, но и воспитательный характер. Обучающиеся имеют возможность задуматься о науке, которая интересна, творчески выполнить задание, используя разные источники информации. Кроме того, на уроке формируется навык работы с онлайн-словарями, они становятся более доступными. У ребят появляется интерес к слову, которое может включать в себя разные определения, использоваться в разных речевых ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Я познаю слово"»

Тема урока: Я познаю слово.

Стоит ли говорить о том, что словари – наши помощники? В словарях можно найти любую информацию о слове: как образовано, значение, правописание, состав слова, синонимы и т.д. Но ключевым остаётся вопрос: как показать ребёнку, что словарями пользоваться полезно, современно? Расширение знаний о том, как и где найти нужное слово, а самое главное, зачем искать слово, какую информацию о слове можно узнать из энциклопедии, актуализирует выбор темы.

Разработку урока можно использовать при изучении лексики в 5-6 классах.

Образовательная цель: актуализировать знания о словарях и энциклопедиях; вспомнить правила работы со словарями и энциклопедиями.

Деятельностная цель: содействовать формированию способности учащихся работать со словарями и энциклопедиями, развитию интереса к работе с различными источниками информации, воспитание любви к родному языку; создать Большой энциклопедический словарь шестиклассника.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарь», «энциклопедия», «энциклопедический словарь», уметь находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, объяснять лексическое значение слово, используя разные приёмы.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Тип урока: урок открытия новых знания в рамках технологии деятельностного метода.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: системно-деятельностный подход, технология деятельностного метода обучения, проектная деятельность, активные методы обучения, помогатор эффективного обучения «Паук-карты».

Используемые ресурсы: компьютер с выходом в Интернет для каждого ученика, словари (толковые, этимологические, словообразовательные, энциклопедические), рабочий лист «Карта слововеда», эпиграф на доске: «На свете нет ничего естественней, чем стремление к знанию», М. Монтень.


Сценарий урока

Этап мотивации к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении, готовыми приступить к работе. Желаю нам всем больших успехов сегодня!

- Обратите внимание на эпиграф к уроку: «На свете нет ничего естественней, чем стремление к знанию», М. Монтень. Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте определить, как эпиграф может быть связан с нашим уроком? Чем мы будем заниматься?

- Начать урок я предлагаю с «фитнеса для мозга», это поможет нам настроиться на работу, активизировать свои силы. Обратимся к Карте слововеда.

- Как вы думаете, почему «Карта слововеда»? Что мы можем сказать о слове «слововед»? Какая наука изучает словарный состав языка? Хотите ли вы продолжить изучать лексику? Что для этого надо сделать? А что мы уже можем сделать?

Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Урок начинается со словарной разминки (необходимо отгадать пословицу или поговорку по научному описанпю):









Ребята самостоятельно выполняют задание в рабочих листах.

Чтобы отгадать пословицы и поговорки, можно воспользоваться подсказками-рисунками.

Отгадки:

1. Водить вилами по воде.

2. Носить воду в решете.

3. Уговор дороже денег.

Этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие слова вам незнакомы? Где мы можем найти эти слова? Что и в каких словарях можем узнать?

- Выпишите в пустую рамочку слова, значение которых хотели бы узнать.

Отвечая на вопросы учителя, обучающиеся вспоминают, что значение слов даётся в толковых словарях, но словари бывают не только толковые.

Выписывают незнакомые слова в пустую рамку.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Целью данного этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Учитель предлагает поработать в парах и заполнить Паук-карту, отвечает на вопросы обучающихся, комментирует их деятельность.

В центре Паук-карты слово «Словари», а на лапках – виды словарей (толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический, антонимов, синонимов, морфемный, орфоэпический).











Совместно с детьми проговаривается цель учебной деятельности и предлагаются способы её реализации.

- Теперь, когда мы вспомнили и перечислили знакомые нам словари, что будем делать дальше? Какую цель перед собой поставим?

- Вспомним основные правила работы со словарём. Как найти слово в словаре?

Этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Ребята находят в словарях те слова, которые вписали в пустую рамку, но все слова найти не получается.

- Всегда ли достаточно словаря, чтобы узнать, что значит слово? Если слово относится к специальной лексике, то где можно узнать его значение?

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Целью данного этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Если слова нет в словаре, потому что оно относится к научному стилю, то его значение можно посмотреть в энциклопедии. Но для начала нужно разобраться, чем же словарь отличается от энциклопедии? Следующее задание:






Ребята работают в парах, несколько учеников зачитывают, что такое словарь, энциклопедия и энциклопедический словарь. Все вместе делают вывод, что объединяет эти источники информации, и чем они различаются.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Ученикам предлагается самостоятельно найти слова, выписанные в пустую рамку, в Большом Энциклопедическом Словаре онлайн (режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/). Для этого учителем до урока открывается браузер, вводится электронный адрес Словаря.

Учителю предоставляется роль помощника и наблюдателя за деятельностью учеников.

После того, как ребята нашли выписанные ими слова, они делятся результатами своего исследования: удалось/не удалось найти слово, что нужно было сделать, чтобы найти слово. Ребята, которые не нашли толкования слов, корректируют свою деятельность и добиваются успеха в выполнении этого задания.

Этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Обучающиеся заполняют строки «Немного о себе». Желающие зачитывают свои ответы.







Далее учитель предлагает работу над совместным творческим проектом – создание «Большого энциклопедического словаря шестиклассника».

Каждому ученику выдаётся лист Словаря, который нужно заполнить самостоятельно. Перед выполнением задания учитель предлагает ознакомиться с образцом такого листа (см. Приложение)

Ученики оформляют лист будущего Словаря, используя словари, находящиеся в классе, в том числе словарь пословиц и поговорок, словарь афоризмов, словарь фразеологизмов, при необходимости находят информацию в сети Интернет.

Этап рефлексии учебной деятельности

Целью данного этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Когда работа над страничками Словаря закончена, все страницы скрепляются в алфавитном порядке, обязательно заполняется титульная страница, а на самой последней страничке авторы-составители оставляют свои подписи (групповая форма работы). Учитель предлагает передать Большой Энциклопедический Словарь шестиклассника классному руководителю на хранение. (Классному руководителю такой Словарь поможет провести классный час на тему «В мире профессий»)

В конце урока ученикам предлагается заполнить таблицу «плюс-минус-интересно».

В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.