Этапы | Действия педагога | Действия учащихся |
Орг. момент | Здравствуйте ребята, удобнее присаживайтесь за свои рабочие места, выпрямите спины, приготовьтесь к занятию. Внимание на меня, мы начинаем занятие. | Готовятся к занятию. Переводят внимание на педагога. |
водная беседа | Ребята, на сегодняшнем занятии я хочу познакомить вас с новым природным материалом. Демонстрирую небольшой пласт бересты. Что за материал у меня в руках? | Высказывают свои варианты ответов |
Конечно - это береста! Береста – это верхний эластичный слой березовой коры. | Запоминают |
Анализ образца | (Выдаю каждому небольшой квадратный кусочек бересты) Посмотрите какая береста ровная с маленькими черточками. | Рассматривают бересту |
Исследование свойств нового материала | Ребята, внимательно слушайте задание! Возьмите в руки ножницы и кусочки бересты так, чтобы полоска, которую вы отрезаете была с левой стороны от лезвия ножниц. Так вы сможете хорошо видеть ширину отрезаемой полоски. Таким способом и отрежьте по две полоски шириной в 10 мм, одну полоску вдоль черточек, а другую поперек черточек, имеющихся на бересте. Но перед работой с ножницами, как вы думаете, что надо соблюдать? Правильно! | Выполняют задание. Технику безопасности при работе с ножницами |
Согните берестяные полоски пополам и раскройте обратно. А теперь возьмите одну полоску с поперечными черточками и натяните по кончикам полоски с небольшим усилием. | Выполняют за педагогом |
(у некоторых лента порвалась) Ребята, не переживайте мы проводим исследование материала ничего страшного, если полоски порвались! | Удивляются, что полоска порвалась. |
А теперь возьмите вторую полоску и так же натяните по кончикам ленты. Что происходит? | Ничего! |
Ребята, давайте определим, почему первая полоска порвалась, а вторая осталась целой, даже применяя больше усилий. Мы с вами провели небольшое исследование. Какой можно сделать вывод? | Делают вывод: Порвались только те ленты, на которых небольшие коричневые полоски направлены поперек берестяной ленты. |
Кто знает, как правильно называются полоски на бересте, и для чего они нужны? | Дают предположительный ответ. |
Ребята, полоски на бересте называются чечевичками или еще их называют форточками. Через эти форточки летом береза дышит, происходит газообмен, а на зиму они закрываются. | Слушают и запоминают. |
| Какое исследование мы провели, какие новые знания получили? | Свойства бересты, Узнали, что береста вдоль чечевичек легко рвется, а поперек чечевичек бересту практически не возможно порвать. |
Значит ребята, какие ленты более прочны и пригодны для работы? | Ленты с продольными чечевичками. |
| Правильно! | |
Физминутка | Для изготовления лаптей нам необходимо заготовить бересту. А вы когда-нибудь заготавливали бересту? Давайте попробуем! Встаньте из-за стола. Представьте, что мы пришли в лес и нашли подходящую березу. Я буду говорить и показывать последовательность заготовки бересты, а вы выполняйте за мной: Представьте, что вы держите ствол березы и боковыми наклонами осматриваете противоположную часть ствола. Осмотрели! Теперь почистили ствол березы вертикальными движениями рук. Вынимаем представляемый нож и делаем вертикальный надрез на стволе березы. В начале лета береста очень хорошо сходит, что сама освобождается и падает на землю. Теперь ее необходимо свернуть в рулон. Наклонитесь и сверните снятую бересту. Теперь свертки бересты общей связкой закиньте за спину и пошли домой. Бересту заготовили впрок можно будет сделать много изделий из бересты. Теперь вы поняли как заготавливается береста? А какие изделия можно сделать из бересты? Пусть это будет вам небольшим домашним заданием. На этот вопрос вы ответите на следующем занятии. | Нет Попробуем! Слушают правила игры Выполняют за педагогом Поняли Запоминают задание на дом |
Подведение итогов | А теперь давайте вспомним, какое исследование мы провели? Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? В чем были затруднения? Что вам больше всего понравилось? Как вы думаете пригодятся ли полученные знания для вас в будущем? – Где вам это может пригодиться? Можете ли вы себя похвалить за работу? | Отвечают на вопросы отмечают, что удалось, где было трудно, что понравилось. делятся впечатлениями знания пригодятся при работе с берестой. Оценивают свою деятельность |
| Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за работу. Не забудьте убрать своё рабочее место. | Убирают свое рабочее место. |