Статья "Танцевальные занятия в системе работы в ДОУ"
В практике работы детских садов проведение танцевальных занятий осуществляется по определённой системе: хореография организуется отдельным занятием, ритмопластика чаще всего является частью музыкальных занятий, а ритмика обычно отдаётся на откуп работы кружка. Занятия хореографией и ритмопластикой проводятся 1–2 раза в неделю в зависимости от распределения часов остальных курсов. На кружковую деятельность по ритмике также отводится 1–2 урока в неделю.
Танцевальные занятия проводятся педагогом дополнительного образования, имеющим соответственную квалификацию, то есть хореографом или инструктором по физкультуре. Занятия по ритмопластике также может проводить музыкальный руководитель.
Какие упражнения практикуются на танцевальных занятиях в ДОУ
Можно сказать, на танцевальных занятиях дети вовлекаются в выполнение тех же упражнений, что и на уроках физкультуры с акцентом на выполнение танцевальных движений. В целом же, набор заданий будет таким:
общеразвивающие упражнения (обычно для разогрева мышц);
элементы партерной гимнастики (упражнений, которые выполняются лёжа, сидя под разными углами);
экзерсисы — задания на развитие пластики тела и культуры движений (освоение позиций для ног, рук, принятых в профессиональной среде танцоров);
танцевальные движения;
игры (с элементами музыкальных, подвижных, сюжетно-ролевых);
упражнения на релаксацию.
Виды танцевальных движений для дошкольников
Танцевальные движения (шаги) в детском саду отрабатываются последовательно: от простых, похожих на физкультурные упражнения, к сложным, почти цельным танцам. Рассмотрим основные движения:
приставной шаг, который предваряет изучение галопа, выполняется вперёд, назад, влево и вправо с носка, на носках (один шаг — полтакта музыкальной фразы размера 2/4);
галоп (скользящее движение ноги вперёд, влево или вправо, слегка согнув ноги в коленях, с толчком и отрывом от пола);
переменный шаг предваряет изучение движений польки, состоит из приставного шага и движения ногой, стоящей впереди;
шаг польки или переменный шаг в виде лёгких прыжков вперёд, назад и с поворотом на 360 градусов (музыкальный размер также 2/4);
русский переменный шаг — замедленные плавные переменные шаги;
вальсовый шаг — вперёд, назад, влево, вправо с поворотом кругом (музыкальный размер ¾);
шаг мазурки под вальсовый музыкальный размер делится на мужской (1 скользящий шаг и 2 подскока) и женский (1 скользящий и 2 маленьких шажка левой и правой ножками), движения выполняются только вперёд.
Приёмы работы на танцевальных занятиях в детском саду
Разрабатывая танцевальные занятия, педагог использует 4 группы приёмов.
Словесные приёмы
Речь является связующим звеном между движениями и музыкой.
Объяснение
Словесное разъяснение особенно важно для работы над новыми упражнениями на занятии. Комментарии педагога должны быть образными, конкретными и точными. Например, в старшей группе на танцевальном занятии «В подводном царстве» на отработку движения в цепочке, шеренге и по диагонали со своими воспитанниками я разучивала игровое упражнение «Волны». После повторения понятий шеренга и цепочка словесное описание было построено так: «Ребята, станьте в две шеренги лицом друг к другу. Когда начинается музыка, шеренга справа, взявшись за руки и подняв их вверх, идёт навстречу ребятам, стоящим в шеренге слева. А левая, двигаясь одной линией, проходит под поднятыми руками правой. После того как закончится музыка, шеренги делают разворот через правое плечо и, поменявшись местами, повторяют упражнение».
Загадки и стихотворения
Обычно этот приём используется для мотивации малышей: в начале занятия для ознакомления с темой. На танцевальном занятии загадки могут выступать иллюстрациями к музыкально-пространственным упражнениям для разминки. Так, задание на отработку крадущегося, осторожного шага в подготовительной группе я описываю загадкой про лису:
Что за хитрая плутовка?
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Кто же это? (Лиса).
А разминочные прыжки можно сопроводить загадкой про зайца:
Серенький, пушистый,
Лесной побегайка,
Прыгает, резвится
Наш весёлый… (Зайка).
В своей практике рифмовки я использую для презентации тем, связанных с изучением истории этого вида искусства, например, при рассмотрении вопросов о танцах народов мира с детьми средней группы:
У всех народов танцы есть,
В мире танцев нам не счесть!
Танго, ча-ча-ча, гопак,
И лезгинка, и трепак.
В танце кружатся народы,
Дружно водят хороводы,
Мы не можем больше ждать,
Тоже будем танцевать.
Это интересно. Трепак — быстрая русская пляска в двудольном размере, уходящая корнями в историю Древней Руси. Трепак построен на комбинации дробных шагов, притопываний и присядке с выбрасыванием ног.
Беседа
Этот словесный приём особенно актуален для воспитанников средней и старших групп. Обычно в беседе дети с педагогом обсуждают значение танца для поддержания здорового образа жизни, рассматривают выразительные возможности танца (например, после просмотра отрывка балета «Лебединое озеро» в старшей группе). Беседы на тему танцев имеют познавательную и морально-этическую направленность. Вот несколько примеров тематики разговоров по теме:
«Такие разные танцы» (старшая группа);
«Танцев много интересных» (средняя группа);
«Танцуй ради жизни» (подготовительная);
«Танцы народов мира» (вторая младшая, средняя).
Чтение
Представление материала в таком виде является не слишком удобным способом работы на занятиях, требующих динамики. Поэтому чтение практикуется как элемент самостоятельной деятельности детей старшей или подготовительной группы. Например, в рамках темы «Наш танцующий детский сад», когда ребята рассматривают альбомы с фотографиями воспитанников ДОУ с разных мероприятий, на которых они исполняют танцы. Дети читают краткие справки об этих танцах (название, откуда появился).
Наглядные приёмы
Безусловно, пальма первенства в этой группе отдана демонстрации, то есть презентации движений педагогом. Причём не только на этапе знакомства с упражнением, но и на стадии повторения.
Кроме того, наглядность на занятиях может осуществляться через:
картинки (например, при рассмотрении темы «Космос» педагог для погружения ребят старшей группы в атмосферу презентует картинки с изображениями планет Солнечной системы, а затем предлагает разучить «космический» танец «Инопланетяне», пластика которого напоминает движения роботов);
фотографии известных танцоров в образах (например, Майи Плисецкой в образе «Кармен», Галины Улановой в образе Маши из балета «Щелкунчик» и др.);
схемы (этот вид наглядности практикуется только со старшими дошкольниками и подразумевает показ ребятам схематического исполнения танцевальных движений).
Реквизит для танцевальных занятий
Важными элементами наглядности на танцевальных занятиях являются атрибуты:
погремушки (для младших дошкольников);
султанчики, мячики (для отработки движений руками);
ленты (для выполнения движений художественной гимнастики);
элементы костюмов (папахи, веночки, сапожки и пр. для создания антуража национальных танцев).
Практические приёмы
Творческие способы осмысления темы — рисунки, поделки, аппликации — применяются как способ закрепить полученную информацию. Например, в средней группе после знакомства с русским народным танцем и костюмом малыши выполняют аппликацию из цветной бумаги «Кокошник», наклеивая узор на заготовку головного убора.
Игровые приёмы
Учебно-воспитательный потенциал игр для дошкольников просто огромен. На танцевальных занятиях используются в основном музыкальные подвижные игры с элементами театрализации, что объединяется понятием этюда.
Таблица: игры на танцевальных занятиях в детском саду
Название игры | Возраст детей | Оборудование (музыкальное сопровождение) | Суть игры |
«Тренируем эмоции» | Со второй младшей группы | Музыкальные отрывки разных настроений | Педагог просит малышей: нахмуриться, как тучка на небе, как злой человек; устать, как мама после работы, как муравей, который притащил огромную муху в муравейник и пр. |
«Надуй куклу» | Старшие группы | Музыка на усмотрение педагога | Дети разбиваются на пары. Один участник стоит с опущенной головой, согнув ноги и руки. Он — «кукла». Его партнёр — «насос». По команде «насос» начинает сгибать и разгибать туловище, а «кукла» распрямлять конечности, поднимать голову, то есть «надуваться». Когда «кукла» полностью надута, партнёры меняются местами. |
«Джаз тела» (по Г. Рот) | Со средней группы | Ритмичная музыка | Водящий показывает порядок выполнения упражнения: под музыку сначала двигаются только голова и шея (в разные стороны, вперёд, назад), затем только плечи и так отрабатываются движения локтей, кистей, бёдер, коленей и ступней. Затем дети двигают всеми этими частями тела одновременно. |
«Танец в зеркале» | Старшие группы | Музыкальные отрывки разных настроений и ритмов | Дети разбиваются на пары. По очереди показывают движения под музыку, партнёр повторяет. |
«Лес» | Со средней | Звуки природы | Педагог предлагает детям представить себя разными деревьями (рябиной, дубом, сосной), кустарниками, травами и пр. Затем дети по команде взрослого реагируют на: ураган; грибной дождик; ливень; жару. |
«Спящий котёнок» (игра на релаксацию) | Первая, вторая младшая группы | Р. Паулс «День растает, ночь настанет» (колыбельная). | Дети, изображая котят, ложатся на коврики. Под музыку у них медленно поднимаются и опускаются животики. |
Это интересно. В современных детских садах активно практикуются упражнения-игры, разработанные Габриеллой Рот — танцовщицей, философом, преподавателем, пропагандировавшей медитативные техники в танце.
Игротанцы (танцы-игры)
Это одна из разновидностей игр, в которых движения выполняются под рифмовки, пальчиковые игры, развивающие подвижность, ловкость и создающие положительный микроклимат. Обычно игротанцы проводятся в минуты до или после интенсивной интеллектуальной нагрузки, а также в виде одной из форм организации детей и родителей на утренниках. К примеру, перед Новым годом на досуговом мероприятии участники играют в игру «Тепло-холодно». Под музыку «Новогодний парад» педагог говорит: «Тепло», — дети с родителями танцуют, на слово «Холодно» — обнимаются.
Картотека тем танцевальных занятий
Тематика танцевальных занятий соотносится с темами, рассматриваемыми в ходе осуществления образовательного процесса в разных возрастных группах, и отображается в календарно-тематическом плане конкретного вида танцевальных занятий.
Представленный фрагмент планирования по ритмопластике во второй младшей группе включает рассмотрение таких тем, как:
С тематикой занятий и примером составления календарно-тематического планирования по ритмопластике в средней, старшей и подготовительной группах можно ознакомиться в работе музыкального руководителя Нижельской Г.А.
Занятия хореографией с самыми младшими дошкольниками носят характер ознакомления с основными танцевальными движениями, что отражено в плане танцевальных занятий для первой младшей группы. В перспективном плане хореографа Е. Шешуковой представлены темы занятий хореографией во второй младшей группе.В комплексе с разработкой учебной программы курса даётся календарно-тематический план по хореографии для детей 4–5 лет и 5–7 лет.
Это интересно. Занятия хореографией в первой младшей группе организуются с октября, так как сентябрь является месяцем активной адаптации малышей к детскому саду.
Кружковая работа по ритмике в детском саду
Кружок является формой организации детей на основании их интересов и предпочтений, а также пожеланий мам и пап относительно расширения представлений дошкольников в той или иной образовательной области. Кружок по ритмике призван помочь детям не только научиться определять меру своих возможностей и сил, но и подготовить организм к овладению более сложными движениями. В связи с этим особенно востребованной организация кружка оказывается в младшем дошкольном возрасте. Занятия проводятся 2 раза в неделю, но их хронометраж в сравнении с принятыми временными рамками для непосредственной образовательной деятельности (НОД) может быть в среднем на 5 минут длиннее (например, если в младшей группе урок длится 15 минут, то занятие кружка может занимать 20 минут). Ознакомиться с образцом рабочей программы кружка по ритмике, тематикой занятий для младшей группы можно здесь.