СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Еналдиева Р.А.
Урок биологии в 5 классе
Автор УМК: И.Н. Пономарева

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Тип урока: открытие новых знаний


Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные УУД:

- действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения (интерес, мотивация)

Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

- знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель);

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- формулирование проблемы, гипотез, темы урока.

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.

Ресурсы

ЭОР:

Компьютер, мультимидийный проектор, презентация к уроку, распечатки инструкций и теста.

Таблицы: «Строение растительной клетки», «Формы бактерий», «Строение клетки бактерий»

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2017

Организационная структура урока


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся


Формирование УУД

Актуализация знаний.






























Мотивация

































Создание проблемной ситуации

1) Приветствие. Проверка готовности к уроку.


2) Фронтальная беседа. Составление кластера.

1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2. По каким признакам выделяют группы живых организмов?


3. На какие империи и царства делят организмы? Для этого заполним кластер (только то, что известно), оформленный на доске:

Империи


___________ ____________

царства:

→ →


4. Итак, большинство организмов мы относим к клеточной форме жизни. Давайте вспомним, из каких частей состоит клетка. Для этого «по цепочке» (игра «Продолжи») назовите и покажите части растительной клетки на таблице «Строение растительной клетки).

- Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты. Если температура ниже 55 градусов, эти бактерии просто погибают (слайд №2)

- В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма (слайд №3)

- Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле (слайд №4)

- Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%. (слайд № 5)

- Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз.

(слайд № 6,7)

-- Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной (слайд №8)

Предлагает ребятам сформулировать проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?)

Вопрос:

Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты?


Предлагает определить тему урока


Приветствие.


Отвечают (фронтальная работа)

Предполагаемые ответы:


1. Царства живой природы.

2. На основании внешнего и внутреннего строения, а также общности происхождения.


3. Вспоминают, что известно, систематизируют информацию, заполняют кластер на доске и в тетрадях:










4. Показывают и называют части растительной клетки: ядро, цитоплазма с органоидами (хлоропласты, вакуоли и др), клеточная мембрана, клеточная стенка.







Слушают рассказ учителя.

































Формулируют проблему:

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Формулируют тему урока: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»


Запись темы и проблемного вопроса

Личностные:

- действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения (интерес, мотивация)

Регулятивные:

- постановка и формулирование проблемы;

- прогнозирование результата.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель);

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- формулирование проблемы.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Принятие учебных целей и условий их достижения







Вопрос:

Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий?







Давайте составим план работы на уроке.










Физкультминутка

Выдвигают гипотезу:

Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)


Составляют план:

1. Изучить внешнее строение бактерий.

2. Изучить внутреннее строение бактерий.

3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий).

Личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов.

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проверка гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.

Самостоятельная работа по группам





1 группа «Внешнее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника на стр.39-40, ответьте на вопрос:

Каковы размеры бактерий?

2) Составьте схему «Формы бактерий»


Во время отчета группы открывает слайд № 9,10




2 группа «Внутреннее строение»

Инструкция:

1) Прочитайте текст учебника на стр.39 ответьте на вопрос:

Что является отличительной чертой бактериальной клетки?

2) Прочитайте текст учебника на стр.41 ответьте на вопрос:

Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро?

3) Прочитайте текст учебника на стр.40-41 и ответьте на вопрос:

Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют?


Во время отчета группы открывает слайд

11

3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения)

1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дайте определение организмам, отличающихся по типам питания:


Во время защиты группы, учитель дополнительно поясняет материал, а также добавляет к материалу учебника (под запись в схему: перенесение неблагоприятных условий: образование спор) слайд № 12,13


Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)


Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС.


Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос.

Работают с текстом группами по инструкции.

Отчет групп о работе.

Запись основных понятий после обсуждения

Примерные ответы групп:

  1. группа:

1) Микроскопические размеры

2) Формы бактерий

одиночные округлые: кокки

соединенные по две: диплококки

сложенные в цепочку:стрептококки

палочковидные: бациллы

спиралевидные: спириллы

в виде запятой: вибрионы


2 группа:

1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра.

2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме.

Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро.

3) части имеет бактериальной клетки:

Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений)



3группа

Особенности процессов жизнедеятельности бактерийпитани

автотрофы – способны образовывать органические вещества из неорганических

гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами

дыхание → без кислорода

→ кислородные

размножение: простое деление

клетки на двое


Предполагаемый ответ учащихся:

Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве)





Читают проблему:

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Отвечают: очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование.

Личностные:

- действие смыслообразования.

Регулятивные:

- планирование путей достижения целей;

- прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

- умение самостоятельно контролировать свое время;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция;

- волевая саморегуляция.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- умение структурировать знания;

- знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Закрепление.

Итоговый самоконтроль и самооценка

1. Устное выполнение мини-теста (на инструкции)


1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:

а) есть сформированное ядро

б) нет сформированного ядра

2) Бактерии:

а) прокариоты

б) эукариоты

3) Бактерии распространены:

а) в почве

б) в воде

в) в организмах животных, растений и

человека

4) Уничтожить бактерии можно:

а) нагреванием до 50-600С

б) кипячением при 1200С

в) высушиванием

д) действием яркого солнечного света


2. Предлагает высказать мнение об уроке, ответить на вопросы:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вас удивило?

- Что больше всего понравилось?

- Что осталось непонятным?

3. Выставление отметок, учитывая работу учащихся на всех этапах.


4. Домашнее задание:

- § 9 (стр. 39-41)

- выполнить задания в рабочих тетрадях

- подготовить сообщения по материалам Интернета и дополнительной литературы о значении бактерий в природе и жизни человека

Фронтально или индивидуально (в зависимости от свободного времени и уровня учащихся)



Ответы:

  1. б

  2. а

  3. а, б, в

  4. б, д














Высказывают мнения, отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ:

Бактерии – самая древняя группа организмов. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Бактерии размножаются делением клетки надвое. Понятия прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы.




Записывают домашнее задание в дневники

Личностные:

- действие смыслообразования.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения результата с эталоном;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.

Познавательные:

- структурирование знаний;

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата: 21.11..2018г.

Класс, учитель: 5 «Б» класс, Еналдиева Р.А.

Количество учащихся в классе: 33

Присутствовали на уроке: 28

Автор УМК: И.Н. Пономарева

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность

Тип урока: открытие новых знаний


Дидактическая задача урока:

раскрыть влияние разных факторов на прорастание семян

  • формирование навыков работы с различными источниками информации, самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, преобразовывать ее;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, паре, выступать с устным сообщением;

  • обозначать свое понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме, отвечать устно, организовывать самооценку своей учебной деятельности, рефлексию.

Цели:

Образовательные

изучить особенности строения и жизнедеятельности царства Бактерии, углубить знания о типах питания организмов на примере бактерий.

Развивающие

  • Развивать знания о жизнедеятельности бактерий, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.

  • Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.

  • Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету, бережное отношение к природе.



Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Урок соответствует дидактической задаче урока. Дидактическая задача урока решена успешно.

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника

Методы обучения

Методы обучения (самостоятельная работа с текстом, привлечение полученных ранее знаний, составление отчета о проделанной работе, закрепление изученного на уроке и др.) соответствуют решению триединой образовательной цели.

Формы обучения

Используется различные формы работы на уроке (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) для решения основной дидактической задачи урока. Предложенные задания соответствуют решению задач урока.

Результативность урока

Достигнута цель и решение основной дидактической задачи урока. Ученики учатся думать, находить нужную информацию, логически думать, выстраивать цепочку свих рассуждений, делать выводы.

Практическая направленность урока

На уроке применялись материалы, которые развивают интерес учащихся к биологии и формируют функциональную грамотность человека для решения практических задач. Практическая направленность урока подчеркивает умения применять знания в реальной жизни.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока высок.

Характер самостоятельной учебной деятельности творческий, самостоятельно обобщают факты, делают выводы.

На уроке присутствовал момент взаимопомощи.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На уроке присутствуют УУД: личностные (воспитание чувства ответственности, заинтересованное отношение к учебе, бережное отношение к природе), познавательные (изучение особенностей строения и жизнедеятельности царства Бактерии,), коммуникативные (сравнение, работа с источниками по группам, дополнение ответов одноклассников), регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

На протяжении всего урока учитель использовал ИКТ. Уровень владения ИКТ учителем и учащимися на высоком уровне.

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдаются нормы педагогической этики

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Цель применения: Способствовать развитию проблемного мышления учащихся Компетенции, формируемые у обучающихся: Коммуникативные

Умения и навыки, формируемые у обучающихся: Учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний

Результативность использования: обучающиеся умеют задавать и поставить вопрос; умеют выявлять проблему, отсекать второстепенное, увидеть главное.


Применение здоровьесберегающих технологий

Цель применения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни Компетенции, формируемые у обучающихся: коммуникативная, личностного самосовершенствования.