Актуализация знаний. Мотивация Создание проблемной ситуации | 1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2) Фронтальная беседа. Составление кластера. 1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? 2. По каким признакам выделяют группы живых организмов? 3. На какие империи и царства делят организмы? Для этого заполним кластер (только то, что известно), оформленный на доске: Империи ___________ ____________ царства: → → → → → 4. Итак, большинство организмов мы относим к клеточной форме жизни. Давайте вспомним, из каких частей состоит клетка. Для этого «по цепочке» (игра «Продолжи») назовите и покажите части растительной клетки на таблице «Строение растительной клетки). - Самый древний организм, который удалось выявить ученым, это археобактерии термоацидофилы. Эти бактерии существуют в тех горячих источниках, в которых имеется большое содержание кислоты. Если температура ниже 55 градусов, эти бактерии просто погибают (слайд №2) - В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма (слайд №3) - Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле (слайд №4) - Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%. (слайд № 5) - Отдельную бактерию простым глазом не увидишь. Правда, есть так называемые серобактерии, которые образуют нити длиной в десятки сантиметров, но это исключение. А правило таково: размер бактерии колеблется около величины в два микрона. Для этой величины уже не найдешь подходящего наглядного сравнения: такая бактерия меньше типографской точки в 250—500 раз. (слайд № 6,7) -- Микробиологи считают, что на Земле всего 5 ∙ 10 30 (5 нониллионов) бактерий, обитающих в разных средах обитания: водной, почвенной, наземно-воздушной, организменной (слайд №8) Предлагает ребятам сформулировать проблему, используя вопросительные слова (как?, зачем?, почему?) Вопрос: Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты? Предлагает определить тему урока | Приветствие. Отвечают (фронтальная работа) Предполагаемые ответы: 1. Царства живой природы. 2. На основании внешнего и внутреннего строения, а также общности происхождения. 3. Вспоминают, что известно, систематизируют информацию, заполняют кластер на доске и в тетрадях: 4. Показывают и называют части растительной клетки: ядро, цитоплазма с органоидами (хлоропласты, вакуоли и др), клеточная мембрана, клеточная стенка. Слушают рассказ учителя. Формулируют проблему: Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Формулируют тему урока: «Бактерии: строение и жизнедеятельность» Запись темы и проблемного вопроса | Личностные: - действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения (интерес, мотивация) Регулятивные: - постановка и формулирование проблемы; - прогнозирование результата. Познавательные: - структурирование знаний; - знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель); - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - формулирование проблемы. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Принятие учебных целей и условий их достижения | Вопрос: Для чего же необходимо знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий? Давайте составим план работы на уроке. Физкультминутка | Выдвигают гипотезу: Если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) Составляют план: 1. Изучить внешнее строение бактерий. 2. Изучить внутреннее строение бактерий. 3. Изучить особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, размножения, способы перенесения неблагоприятных условий). | Личностные: - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивов. Регулятивные: - целеполагание; - планирование путей достижения целей; - прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - умение структурировать знания; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Проверка гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов. | Самостоятельная работа по группам 1 группа «Внешнее строение» Инструкция: 1) Прочитайте текст учебника на стр.39-40, ответьте на вопрос: Каковы размеры бактерий? 2) Составьте схему «Формы бактерий» Во время отчета группы открывает слайд № 9,10 2 группа «Внутреннее строение» Инструкция: 1) Прочитайте текст учебника на стр.39 ответьте на вопрос: Что является отличительной чертой бактериальной клетки? 2) Прочитайте текст учебника на стр.41 ответьте на вопрос: Как называют организмы, у которых нет ядра (ДНК находится в цитоплазме) и есть оформленное ядро? 3) Прочитайте текст учебника на стр.40-41 и ответьте на вопрос: Какие части имеет бактериальная клетка, какие функции они выполняют? Во время отчета группы открывает слайд № 11 3 группа «Особенности процессов жизнедеятельности (питания, типа обмена веществ – дыхания и размножения) 1) Прочитайте текст учебника на стр.41 – 42 дайте определение организмам, отличающихся по типам питания: Во время защиты группы, учитель дополнительно поясняет материал, а также добавляет к материалу учебника (под запись в схему: перенесение неблагоприятных условий: образование спор) слайд № 12,13 Вспомним гипотезу (если знать строение и особенности жизнедеятельности бактерий, то можно контролировать их влияние на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) Вывод: бактерии очень выносливы: они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90оС, но погибают от ультрафиолетовых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и длительном нагревании более 120 оС. Вспомним проблему и пробуем ответить на этот вопрос. | Работают с текстом группами по инструкции. Отчет групп о работе. Запись основных понятий после обсуждения Примерные ответы групп: группа: 1) Микроскопические размеры 2) Формы бактерий одиночные округлые: кокки соединенные по две: диплококки сложенные в цепочку:стрептококки палочковидные: бациллы спиралевидные: спириллы в виде запятой: вибрионы 2 группа: 1) Отличительной чертой бактериальной клетки является отсутствие ядра. 2) Прокариоты – организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, ДНК находится в цитоплазме. Эукариоты - организмы, в клетках которых есть оформленное ядро. 3) части имеет бактериальной клетки: Слизистая капсула (защита от высыхания), клеточная стенка и клеточная мембрана (защита) с жгутиками и ресничками (для передвижения), неподвижная цитоплазма (место расположения ДНК и включений) 3группа Особенности процессов жизнедеятельности бактерийпитани автотрофы – способны образовывать органические вещества из неорганических гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами дыхание → без кислорода → кислородные размножение: простое деление клетки на двое Предполагаемый ответ учащихся: Да, зная особенности питания, размножения, дыхания, способы перенесения неблагоприятных условий можно контролировать влияние бактерий на человека (найти методы борьбы с болезнетворными и способы их использования в хозяйстве) Читают проблему: Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? Отвечают: очень простое строение, приспособление к разным условиям существования (кислородное и бескислородное), типам питания, быстрое размножение, спорообразование. | Личностные: - действие смыслообразования. Регулятивные: - планирование путей достижения целей; - прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; - умение самостоятельно контролировать свое время; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция; - волевая саморегуляция. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений; - установление причинно-следственных связей; - умение структурировать знания; - знаково-символические (моделирование в пространственно-графическую модель). Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Закрепление. Итоговый самоконтроль и самооценка | 1. Устное выполнение мини-теста (на инструкции) 1) Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них: а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра 2) Бактерии: а) прокариоты б) эукариоты 3) Бактерии распространены: а) в почве б) в воде в) в организмах животных, растений и человека 4) Уничтожить бактерии можно: а) нагреванием до 50-600С б) кипячением при 1200С в) высушиванием д) действием яркого солнечного света 2. Предлагает высказать мнение об уроке, ответить на вопросы: - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что вас удивило? - Что больше всего понравилось? - Что осталось непонятным? 3. Выставление отметок, учитывая работу учащихся на всех этапах. 4. Домашнее задание: - § 9 (стр. 39-41) - выполнить задания в рабочих тетрадях - подготовить сообщения по материалам Интернета и дополнительной литературы о значении бактерий в природе и жизни человека | Фронтально или индивидуально (в зависимости от свободного времени и уровня учащихся) Ответы: б а а, б, в б, д Высказывают мнения, отвечают на вопросы Предполагаемый ответ: Бактерии – самая древняя группа организмов. Бактерии – примитивные одноклеточные организмы. Бактерии размножаются делением клетки надвое. Понятия прокариоты, эукариоты, гетеротрофы, автотрофы. Записывают домашнее задание в дневники | Личностные: - действие смыслообразования. Регулятивные: - контроль в форме сличения результата с эталоном; - оценка - выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы. Познавательные: - структурирование знаний; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |