СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по Русскому языку на тему «Изменение имен прилагательных по родам»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по Русскому языку на тему «Изменение имен прилагательных по родам»»

Предмет: Русский язык

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи урока:

- Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.

- Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.

- Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: понимать практическую значимость получаемых знания по русскому языку; уметь применить полученные на уроках знания для выполнения конкретных практических задач; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми

Предметные: научить  определять род, число и падеж имени прилагательного; уметь согласовывать прилагательные с существительными







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.








-Ребята, сегодня урок будет необычным, потому что к нам пришли гости.

«Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты. (Слайд 1).

-Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.


Ученик проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Садятся.





Личностные УУД:

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.



II. Актуализация знаний.


- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, 9 марта, Классная работа.


Минутка чистописания:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.


-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (Слайд 2).

-Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

-Назовите первый звук в слове «весна»?

-Дайте ему характеристику.

-Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

-Пропишите букву «Вв».

- Оцените свою работу по шкале (критерии оценивания: наклон, высота, правильность написания).





Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

III. Самоопределение к деятельности.

Цель: создать проблемную ситуацию, подготовить учащихся к восприятию нового материала, убедить в необходимости изучения данной темы.



-Сегодня, ребята, мы с вами оправимся в путешествие на необычный остров. А как он называется, мы с вами сейчас узнаем.

- Прочитайте стихотворение на доске:

Красный, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и грозный,

И веселый, и серьезный. (Слайд 3).


-Слова, какой части речи встретились Вам?

-Что вы знаете о прилагательном? Рассказать вам поможет таблица. (Слайд 4).

Имя прилагательное

На какие вопросы отвечает?


Что обозначает?


С какой частью речи связано?


Каким членом предложения является?


Какую роль играет в речи?


Как изменяется?


-На все ли вопросы мы смогли ответить? Значит, мы еще не все пока знаем об имени прилагательном.

-Вот и остров, на который мы отравимся, называется «Имя прилагательное». (Слайд 5).

-А что нам понадобится, чтобы не заблудиться?

-Посмотрите на доску, перед вами карта. Нас ждет много интересного, но чтобы нам попасть на остров, нужно построить мостик, а для этого надо выполнить задание.


--Прочитайте текст, подумайте, что здесь не так.

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения. (Слайд 6).


-Почему Вы улыбнулись?


-Как вы думаете, что нам нужно сделать в тексте?


-Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Слайд 7).




Учащийся читает.








Имена прилагательные


Это самостоятельная часть речи.

Признак предмета.

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? и т.д.





Формулировка темы и постановка целей




Карта.






Погода – ж.р.

Море – ср.р..

Парусник – м.р.




Изменить окончания прилагательных.

Изменение окончаний имен прилагательных.

Личностные УУД:

осознание своих возможностей.

Регулятивные УУД:

умение регулировать свои действия.

Познавательные

УУД:

умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других

IV. Работа по теме.

  1. Создание проблемной ситуации.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

-Мостик построен, и мы с вами оказались на острове «Имя прилагательное». (Слайд 8).

-Но пройти мы дальше не можем, так как не исправили ошибки в тексте. (Слайд 9).

Погода (ж.р., ед.ч.) стояла ясная. Мы сели на красивый парусник (м.р., ед.ч.). Вокруг было синее море (ср.р., ед.ч.). Нас ждали интересные приключения (мн.ч.).


-Запишите верные окончания у прилагательных в Карточке 1.


-Сверьте с работой на доске.

-Оцените свою работу.

-Что вам помогло записать верные окончания у прилагательных?


-Запишите словосочетания, выделите окончания. (Слайд 10).

Погода ясная, красивый парусник, синее море, интересные приключения.

-Как вы думаете, почему окончания у прилагательных оказались разными?


-Какие окончания будут иметь имена прилагательные женского рода? мужского рода? среднего рода? Правила на страницах 72-73 учебника.

(Слайд 11). Карточка 2.


-От чего зависит род имени прилагательного?


-Как же определить род у имени прилагательного?

-Давайте составим алгоритм. (Слайд 12).

-Что мы должны сделать сначала?




-Что дальше?



-А затем?





-Что же нужно знать, чтобы определить род имени прилагательного?










Учащиеся самостоятельно записывают окончания.



Вопрос от существительного к прилагательному.




Потому что разный род у имен существительных.

Ж.р.: -ая, -яя.

М.р.: -ой, -ий, -ый.

Ср.р.: -ое, -ее.



От рода имени существительного.



1. Найти существительное, определить его число и род.

2. Задать вопрос от существительного к прилагательному.

3. По роду существительного и вопросу определить род имени прилагательного.

4. Выделить окончание.

Алгоритм.

Личностные УУД: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания

Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, осуществлять контроль по результату Познавательные

УУД: выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепи рассуждений; доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,владение монологической и диалогической формами речи языка, разрешение конфликтов.


Физминутка.

-А сейчас немного потренируемся. Все встали!

-Я буду называть словосочетания «сущ.+прил.». Если прилагательное мужского рода, вы топаете ногами, женского рода – хлопаете в ладоши, среднего рода – поднимаете руки вверх. (Слайд 13).

Дружный класс, нежное пюре, веселая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, далекий край, верная подруга, великое дело, хороший ученик.

Учащиеся выполняют соответствующие движения.


2. Первичное закрепление изученного материала.

-Отправляемся в путь. И перед нами появляется водопад Ошибок.

- Как вы думаете, почему он так называется?

Работа по учебнику с. 74 упр.128 + добавить душистые ландыши, широкие реки. (Слайд 14).

Проверяем.

Можно сделать много ошибок.



Учащиеся выполняют упражнение.



  1. Первичный контроль.

Самостоятельная работа.

-Идем дальше. Перед нами появилась гора Препятствий. Чтобы ее обойти надо выполнить следующее задание.


Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определите род прилагательных. (Слайд 15). Карточка 3.

Яркое, ласковое, весеннее _______________.

Мягкий, теплый, пушистый _______________.

Дальняя, трудная, незнакомая _____________.

Смешной, короткий, забавный _____________.


Проверка.

Учащиеся выполняют задание.

Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания ,исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные

УУД:

коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные

УУД:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера, контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

  1. Творческая работа в парах.

-Для того, чтобы вернуться домой, мы должны пройти сквозь лес Сказок.

-Все прилагательные в тексте исчезли. Нам необходимо вернуть их обратно. А для этого, вам необходимо поработать в паре и вставить разные имена прилагательные в нужной форме.

На _____планете жили _____ человечки, у них были ___ глаза, _____ волосы, ____ уши. Зато очень ___ характер. Домики у человечков были с ____ крышами. Возле каждого домика сидела ____собачка. Собачки на этой ___ планете были вместо кур, потому что ____ домики охраняли ____ дракончики и _______ страусы. Они сидели на веревочках и рычали. Карточка 4.

Проверка.

Учащиеся выполняют задание устно.


V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель – зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.




VI. Домашнее задание.

-Итак, подведем итоги нашего путешествия сегодня.

-Что нового узнали во время путешествия?

-Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

-Как вы думаете, закончилось ваше путешествие по острову «Имя прилагательное»?

-Пользуясь полученными знаниями, составьте, пожалуйста, словосочетания, которые соответствуют нашему уроку.

Урок: интересн__, ярк__, творческ__.

Настроение: хорош__, прекрасн__, чудесн__.

Ученики: активн__, умн__, грамотн__.


Карточка. Задание к упражнению:

Прочитать. У имён прилагательных вставить нужное окончание. Списать. Выделить окончания. Определить род имён прилагательных.

Редк.. лесок. Ласково светит весенн.. солнце. Из коры берёзы закапал сладк.. сок. Задремала на солнце стар.. лосиха. Рядом резвится маленьк.. лосёнок.


Спасибо за хороший урок! До свидания!





Конечно нет, предстоит еще многое узнать.

Личностные УУД:

умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Регулятивные УУД:

оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика

Познавательные

УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

















Дата: 12. 03. 2019 Подпись____________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!