2. Целеполагание 5 мин | Составьте план решения уравнения: а) sin(x)cos(x) = - 0,5; б) 5sin(x) – 2cos(x) = 2; в) sin(x) + cos(x) = 0; г) sin2(x) + cos(x) + 1 = 0; д) 8sin2(x) - 6sin(x) -5 = 0; е) 2sin2(x) - 7sin(x) х cos(x) + 6 cos2(x) = 0; | Ученики формулируют тему и цель урока | Развитие умения грамотно выражать свои мысли, применять математическую терминологию и символику | Умение определять самостоятельно цели своего обучения | Готовность к саморазвитию и познанию предмета | Постановка и формулирование проблемы (П) познавательная инициатива (Р) выдвижение гипотез и их обоснование (П) Аргументация своей позиции и своего мнения в коммуникации (К) |
3. Актуализация базовых знаний 7 мин. | Устно 1. Какие уравнения называются тригонометрическими? 2. При каких значениях «а» уравнение вида sin(x) = а не имеет корней, имеет корни? 3. При каких значениях «а» уравнение вида cos(x) =а не имеет корней, имеет корни? 4. При каких значениях «а» уравнение вида tg(x)=a не имеет корней, имеет корни? 5. Решение уравнения на тригонометрической окружности: sin(x) =0 cos(x) = 0; sin(x) =1 cos(x) = 1; sin(x) =-1; cos(x) = -1 | Ученики формулируют определения свойства, вспоминают способы решения, используют математическую терминологию | Развитие умений точно выражать свои мысли, применять математическую символику и терминологию | Умение определять понятия, структурировать знания | Формирование ответственности по отношению к учебе. | Структурирование знаний (П) учебно-познавательная мотивация (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, полное и точное выражение своих мыслей в зависимости от задач (К) |
4. Решение нестандартных задач. Работа в группах | Распределить уравнения, которые вы решить не можете на две группы. Как вы думаете, какие формулы помогут решить вам эти уравнения? (используются формулы двойного аргумента: а) а) sin(x)cos(x) = - 0,5; формулы половинного аргумента б) 5sin(x) – 2cos(x) = - 2; в) sin(x) + cos(x) = 0; Уравнения г) sin2(x) + cos(x) + 1 = 0; д) 8sin2(x) - 6sin(x) -5 = 0; е) 2sin2(x) - 7sin(x) х cos(x) + 6 cos2(x) = 0; лучше решать методом замены переменной cos(x) = t в уравнение г) и sin(x) = t в уравнение д) Уравнение е) решается делением каждого слагаемого на cos2(x) ≠ t. Это однородное уравнение, затем tg (x) = t переход к квадратному уравнению. Происходит обсуждение способов решения в группах. Вырабатывается совместная стратегия решения. Задание решается. Затем следует взаимопроверка | Ученики выбирают критерии для классификации объектов, группируют объекты на основе определенных признаков; выбирают теоретический материал; планируют ход решения задачи | Развитие умений анализировать, точно и грамотно выражать свои мысли, проводить логические обоснования, использовать математическую символику | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы, умение обобщать, классифицировать, выбирать критерии, строить логические суждения, делать выводы, умение организовывать совместную деятельность | Формирование уважительного отношения к другому человеку, способность вести диалог, формирование коммуникативной компетентности в общении друг с другом, учителем. Готовность к саморазвитию, самообразованию | Учет разных мнений в сотрудничестве (К)Синтез, анализ, аналогия, классификация (П), выдвижение гипотез и их обоснование (П) познавательная инициатива (Р) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П) самостоятельное создание способов решения уравнений (П) отстаивание и аргументация свою мнения (К) |
5. Контроль усвоения новых знаний | Решите уравнения: а) 3 tg2 (x) - 1 = 0 б) sin2(x) - 8sin(x) = 9 в) 10 cos2(x) + 3 cos(x) = 1 г) 2 sin2(x) - sin(2x) = cos(2x) | самостоятельное решение заданий нового типа, их самопроверка, сравнение с эталоном, корректировка ошибок | Развитие умений анализировать выражать свои мысли с применением математической терминологии | Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее эффективные способы решения задач | Формирование ответственного отношений к учебе. Готовность к саморазвитию и самообразованию | Самостоятельный учет выделенных ориентиров в новом материала (Р) Использование общих приемов решения задач (П) Самоконтроль по результату и способу действия (Р). |
6. Подведение итогов | Рефлексия: Что нового узнали? Чему научились? Какие трудности возникли? Как вы их преодолевали? Заполните лист оценивания | Ученики отвечают на вопросы, анализируя работу на уроку | Развитие умений анализировать свои мысли с применением математической терминологии | Умение соотносить свои мысли с планируемым результатом | Формирование ответственного отношения к учебе | Рефлексия способов и условий действий (П) Самостоятельная оценка правильности результатов действия (Р) |