Технологическая карта
«Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии»
Цели: сформировать представление о науке биология; показать цели и задачи предмета «Общая биология», ее связь с другими науками; практическое применение достижений современной биологии. Сформировать знания об основных методах биологического исследования.
Оборудование: таблица – схема: «Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии».
Знакомство со структурой учебника.
Введение в общую биологию и экологию. Беседа
III. Изучение нового материала.
1. Биология – наука о жизни.
Беседа с элементами рассказа учителя.
Вопрос к классу: Что такое биология? Что изучает биология?
Обобщение ответов обучающихся.
Запись в тетрадь
Биология (от греч. «биос» - жизнь, «логос» - учение) – наука о жизни.
Изучает биология проявления жизнедеятельности всех живых организмов: бактерий, грибов, растений и животных.
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, которые тесно взаимосвязаны.
Вопрос к классу: Как вы полагаете, какие науки относятся к биологическим?
Обобщение ответов.
Запись в тетрадь
Комплекс биологических наук
Б и о л о г и я | Ботаника Зоология Микология Антропология | Морфология Анатомия Физиология Систематика Палеонтология | Цитология Гистология Генетика Селекция Экология Эволюционное учение | Молекулярная биология Биофизика Биохимия Биокибернетика Биометрия Радиология Бионика Биотехнология Генная инженерия Космическая биология Биогеография |
Задача общей биологии – выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов.
Предмет общей биологии – эволюционное учение, представление о развитии органического мира, основы общей экологии и учение о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.
Эволюция (от лат. «evolution» - развертывание) – необратимый процесс исторического изменения живого. Ввел в 1677г. М. Хейл.
Цитология - наука о клетке.
Генетика (от греч. «genesis» - происхождение) – наука о происхождении и изменчивости живых организмов и методах управления ими. Основоположник – Г. Мендель.
Селекция (от лат «selection» - выбор, отбор) – наука о методах создания сортов, гибридов, растений и пород животных, штаммов микроорганизмов с необходимыми человеку свойствами.
Экология (от греч. «oikos» - местообитание, жилище) – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Ввел в 1866г. Э. Геккель.
Вопрос к классу: Какова роль биологии в современном обществе?
Обобщение ответов.
2. Методы исследования в биологии.
Рассказ с элементами беседы.
Запись в тетрадь
Метод (от греч. «methodos» - путь, способ познания, исследования) – это способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.
Методы:
Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описательный – собирание и описание фактов.
Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.
Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
IV. Закрепление.
Заполнить таблицу.
Методы биологических исследований
Характеристика метода | Название метода |
1. Собирание и описание фактов | |
2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать явления | |
3. Метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно | |
4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт различия и сходства | |
5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов | |
6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств | |
Поверка заполнения таблицы.
V. Домашнее задание.
§ 1, 2. Составить синквейн понятия «биология»
Правила составления синквейна (5 строк):
Понятие (слово)
Прилагательное (2 слова)
Глаголы (3 слова)
Предложение (из 4 слов)
Существительное (1 слово).