Автор | Семенова Ольга Григорьевна |
Класс | 8 |
Предмет | Биология |
Тема урока | Многообразие и значение рыб |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний |
Вид урока | Урок-путешествие |
Цель урока Задачи: | Расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся о многообразии рыб, их роли в природе и жизни человека. а) образовательная – познакомить обучающихся с многообразием рыб, показать черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды; отработать основные биологические термины и понятия; б) развивающая – продолжить формирование умений работать с различными источниками информации; развивать умения работать с учебником, обобщать и анализировать полученные знания, делать самостоятельные выводы; развивать их внимание, сообразительность. в) воспитательная – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета. |
Оборудование | Презентация по теме «Многообразие и значение рыб», плакат с аквариумом, скелет рыбы, модели рыбок золотых и красных, слова Тютчева, Красные книги |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Надеюсь, сегодня на уроке вы будете чувствовать себя как рыба в воде. И оценки за урок вы получите по принципу: без труда не выловишь и рыбку из пруда. | Организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
2.Актуализация знаний обучающихся. | Мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, узнали о том, что существует два класса рыб. Поэтому предлагаю вам выполнить тест. Поставьте знак «+», если суждение правильное, « - «, если суждение ошибочное. Рыбы обитают в воде. По чешуе можно узнать возраст рыбы. У рыбы есть кожа. Все плавники парные. Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб. Позвоночник состоит из позвонков. В позвоночном канале располагается спинной мозг. У рыб только безусловные рефлексы. Рыбы дышат кожей и жабрами. Орган выделения – туловищные почки. Кровеносная система замкнутая. Рыбы теплокровные. | Выполняют тест. Взаимопроверка |
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных. Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс. Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам? Поэтому сегодня на уроке мы будем знакомиться……. И знакомство будет проходить в форме путешествия. | Высказывания обучающихся: (С многообразием рыб) |
4.Обобщение и систематизация знаний. | Путешествие по станциям Какой вывод можно сделать, посмотрев на рыб? Давайте заполним схему по результатам нашего путешествия Надкласс Рыбы Класс Хрящевые | Класс Костные | П/к Акулы | П/к Скаты | П/к Хряще-костные | П/к Двоякодышащие | П/к Лучеперые | П/к Кистеперые | А какую роль играют рыбы в природе? А каково значение рыб в жизни человека? | Обучающиеся, подготовившие дома небольшие сообщения, рассказывают о них. Используются слайды презентации и информация из учебников. Заполняют таблицу в тетради, и распределяют на схеме рыб, относительно их систематического положения. Ответы обучающихся |
5.Физкульминутка. | Море очень широко (широко разводят руки) Море очень глубоко (приседают, коснувшись руками пола) Рыбки там живут, друзья (движение "рыбка") А вот воду пить нельзя!!!! | Выполняют разминку. |
6. Домашнее задание. | Всем прочитать стр. 121-126 учебника, ответить на в.5-8 стр.126. По выбору приготовить сообщение про рыб из Красной книги. Творческое задание узнайте на гербах каких стран или городов изображены рыбы. | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. |
7.Рефлексия. | Наш урок прошел очень плодотворно. Вы сегодня хорошо поработали. Посмотрите на доску - перед вами аквариум. Давайте запустим в него рыбок. Возьмите любую рыбку. Можете отпустить вашу рыбку в океан знаний, если вам сегодня все понятно вы погрузились глубоко, если нет, то ваша рыбка будет плавать неглубоко. 1-й ряд,2.3 | Прикрепляют рыбок на плакат с изображением аквариума. |
8. Оценки за урок | Давайте выясним, насколько вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого посчитайте набранные баллы и переведите в отметки, согласно критериям оценивания. Сегодня за работу на уроке вы получаете следующие отметки:. О рыбах много знаем мы, И в то же время мало; И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало! Спасибо за работу! Урок окончен. | Критерии оценивания: «5»- 13-14 баллов «4»-10-12 баллов «3»-6-9 баллов |