| План урока | |
Предмет; класс | География России. Природа и население. 8 класс |
Цели урока: | Формирование знаний о развитии форм рельефа на примере территории России; применение новых знаний в различных ситуациях. |
Задачи урока: | Показать какое влияние оказывают внешние и внутренние факторы на формирование рельефа. Показать непрерывность развития рельефа. Показать воздействие общества на изменение поверхности Земли. Продолжить формировать умения работать с картами (тектонической, физической), таблицами. Способствовать развитию образного мышления, творчества. |
Виды деятельности: | Характеризовать современные процессы, формирующие рельеф. Объяснять взаимосвязи всех компонентов природы. |
Ключевые понятия: | Эндогенные и экзогенные процессы, оледенение, морена, зандровая равнина, эоловый рельеф, дюна, обвал, оползень, лавина, грязекаменный поток, сели, оползни. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные: (компьютер, проектор, экран), сайты Интернет. |
| | |
№ | Название этапа | Методический комментарий |
1 | Организационный этап урока / Проверка домашнего задания | Вопросы для беседы: Дайте оценку минерально-сырьевой базы нашей страны. Объясните размещение горючих полезных ископаемых по территории страны. Объясните размещение рудных полезных ископаемых по территории страны. Объясните размещение нерудных полезных ископаемых по территории страны. (Использование карты https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
2 | Организационный этап урока / Проверка домашнего задания | Предлагаю учащимся оценить собственные знания и ответить на вопросы географического диктанта. (Взаимопроверка – работа в парах.) (Использование тренажера https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
3 | Актуализация знаний | Внешний облик Земли, в том числе и рельефа, создавался миллионы лет. Да и сейчас поверхность Земли продолжает изменяться. Вопрос для обсуждения: Под действием чего и как меняется рельеф земной поверхности? Обобщить ответы учащихся. |
4 | Изучение нового материала | В процессе беседы с учащимися выделяем какие формы рельефа образовались под действием внешних факторов. А. Деятельность ледника (Просмотр видеофрагмента https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf) Ледниковые формы рельефа: Морена ― геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями. Валуны в моренах состоят главным образом из обломков гранитов и гнейсов. Представляет собой несортированную смесь обломочного материала самого разного размера. Конечные моренные гряды ― это граница движения ледника. Представляет собой принесенный обломочный материал. Бараньи лбы ― выступ магматических и метаморфических пород с царапинами и шрамами на поверхности; склоны обращены навстречу движению ледника, ― пологие, противоположные ― крутые. (фотоhttps://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) Оз (хребет, гряда) ― это гряда с довольно крупными склонами (30–45°), напоминающие дорожную насыпь. Сложены обычно песком, нередко с галькой и гравием. Высота может достигать нескольких десятков метров. На поверхности растут сосны. Особенностью их является то, что они совершенно не считаются с рельефом. Озовая гряда может протягиваться по водоразделу, потом опускаться по склону, уходить в озеро, образуя длинный полуостров, нырять и снова выныривать на другом берегу. Кам ― это холм, внешне, как правило, трудноотличимый от моренного. Материал, который слагает его, слоист и сортирован лучше, чем морена. Зандр ― поверхности, на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами. Озера в ледниковых котловинах: котловины образованы вследствие тектонических прогибов в результате движения ледника. Кары (горные цирки) ― оледенение в горах. Кары ― чашеобразные ниши со склонами, крутыми в верхних частях и более пологими ниже. Образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников. (Работа с рисунком https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
5 | Изучение нового материала | Б. Деятельность текучих вод. (Рисунок https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
6 | Изучение нового материала | В. Деятельность ветра Эоловые формы рельефа: Барханы – разновидность дюн, рельефные подвижные образования из песка в пустынях, навеваемые ветром и не закрепленные корнями растений. Достигают в высоту 0,5–100 м. По форме напоминают подкову или серп. Будучи не закрепленными могут перемещаться со скоростью от нескольких сантиметров до сотен метров в год. (Фото https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cfт ) |
7 | Изучение нового материала | Предлагаю учащимся подумать над вопросами: Какие стихийные природные явления связаны с литосферой? (Землетрясения, извержение вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.) Где они распространены и как можно от них защититься? (Просмотр слайдшоу https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
8 | Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Для закрепления изученного материала учащиеся по представленным иллюстрациям определяют формы рельефа. (Использование тренажера https://lecta.rosuchebnik.ru/myclasswork/e4e2d869-fe9f-43f7-9756-a97000ed25d2/lesson/3306d8f8-cb3a-4b18-858b-a97000ed28cf ) |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предлагает школьникам систематизировать представленные на экране понятия по теме урока. |
10 | Информация о домашнем задании | Объясняю и комментирую характер выполнения домашнего задания. Д/з. Подготовьте устный рассказ об основных формах рельефа Вашей местности и о факторах, под воздействием которых они сформировались. |