СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: учиться видеть добро, ценить дружбу , взаимопомощь, любить своих близких, у обучающихся  через содержание сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения»

Технологическая карта урока литературного чтения

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель: создание благоприятных условий для формирования нравственных качеств: учиться видеть добро, ценить дружбу , взаимопомощь, любить своих близких, у обучающихся через содержание сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Тип урока: комбинированный

Задачи:


Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; учить определять жанровые особенности сказки , композицию, эмоциональное вовлечение обучающихся в нравственную проблему, поставленную текстом.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием сказки ; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.


Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся , эмоционально – ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступно возрасту литературу; воспитанию доброго отношения к окружающим, интереса, любознательности; воспитанию читательского интереса к произведениям Александра Сергеевича Пушкина.


Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для мелкой моторики пальцев кисти руки.


Прогнозируемые результаты:

Личностные: воспитание доброго отношения к окружающим, любознательности, любви к своим близким, умению различать добро и зло, через содержание сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», формирование положительного отношения к процессу познания ; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять имеющиеся знания, умения анализировать средства выразительности прочитанного произведения, определять жанровые особенности сказки, создавать условия для проявления способностей учащихся, формировать познавательную активность, творчество и самостоятельность на уроке; учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий :развитие умения ставить перед собой задачи; формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умениеосуществлять само-регуляцию; самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие навыка чтения, умения слушать других, отстаивать свою точку зрения умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развитие навыка чтения, умения слушать других, отстаивать свою точку зрения вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: развитие навыка чтения, развитие правильной литературной речи, четкой дикции, образного и логического мышления, внимания учащихся, развитие умения работать с текстом: читать, анализировать, определять тему, отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу, уточнить понятия «сказка», уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении, знать особенности жанра сказки, уметь характеризовать героев сказки, определять главную мысль сказки;отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;участвовать в обсуждении прочитанного произведения.


Дидактические средства: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь 3 класс, 1ч., портрет автора.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения


1

2

3

4

5

I. Организация начала урока.














II. Актуализация умений и знаний.

































III. Открытие новой темы.

Целеполагание.

















IV. Открытие новых умений, знаний.








































































V. Физминутка.





VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

Вторичное чтение сказки и анализ содержания.































































V. Подведение итогов урока. Рефлексия.







VI. Домашнее задание.

1) Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Тихо садитесь.

2) Проверка готовности к уроку.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, учебник, рабочая тетрадь, ручка, цветные карандаши.

3) Мотивация к учебной деятельности.

У.: Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У.: Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У.: Кто готов помогать друг другу?

У.: Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У.: Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.


1) Проверка домашнего задания.

У.: Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?
О.: Нам задали выразительное чтение сказки.
У.: А как называется эта сказка?
О.: «Сказка о царе Салтане»
У.: Кто прочитал сказку, поднимите руки?
У.: Молодцы, тогда знания сказки проверим небольшим тестом.

2) Индивидуальная работа.

Тест по домашнему заданию

  1. Сказку, какого поэта вы читали на прошлом уроке?
    а) Александр Сергеевич Пушкин
    б) Лев Николаевич Толстой
    в) Иван Андреевич Крылов

  2. А как называется сказка?
    а) «Сказка о царе Салтане»
    б) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
    в) «Сказка о рыбаке и рыбке»

  3. На какой сестрице женился царь Салтан?

а) На первой

б) На второй

в) На третьей

  1. Кого родила царица?

а) Дочь

б) Сына
в) Не знаю

  1. Кто завидовал царице?

а) Повариха
б) Гонец
в) Ткачиха

  1. Куда посадили царицу с сыном?

а) В бочку
б) В тюрьму

в) В ящик

У.: Теперь поменяйтесь тестами с соседом по парте и проверьте их, ответы я вам буду диктовать.
У.: Молодцы!
У.: Сегодня мы продолжаем знакомство со сказками Александра Сергеевича Пушкина.



У.: Для того чтобы узнать, какую сказку мы будем сегодня читать, отгадайте из какой сказки отрывок?

«Ей в приданое дано,
Было зеркаль
це одно,
Свойство зеркаль
це имело:
Говорить оно умело».

У.: Кто понял, какую сказку мы будем сегодня читать?
О.: Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях»
У.: Да, всё верно, сказка, которую мы сегодня будем читать, называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
У.: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
О.: В этой сказке будет говориться о добре и зле.
У.: А кто по – другому считает?
О.: Я считаю то, что в сказке пойдёт речь о злой мачехе, которая хочет погубить молодую царевну.
У.: Да, действительно «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» научит нас тому, что только доброе сердце, чистота души и помыслов, трудолюбие, любовь являются истинными волшебниками и помогают победить злую, напыщенную, коварную, мачеху, в сказке пойдёт речь о добре и зле.
У.: А кто написал эту сказку?
О.: А. С. Пушкин.

1) Подготовительная работа.

а)Краткие сведения об авторе.

У.: А что вы можете рассказать об Александре Сергеевиче Пушкине?
О.: А. С. Пушкин – великий поэт нашей страны. Он родился 6 июня в 1799 году в Москве.
У.: Хорошо. Что ещё вы помните?
О.: Родителей А. С. Пушкина звали – Надежда Осиповна Пушкина и Сергей Львович Пушкин.
У.: Молодцы, всё правильно.
У.: А кто помнит, как звали няню Александра Сергеевича Пушкина.
О.: Арина Родионовна.
У.: Хорошо. Молодцы.
У.: Вы всё говорите верно.
А. С. Пушкин – действительно был великим русским поэтом. Семья Александра Сергеевича Пушкина принадлежала к самой образованной части московского общества.
Отец поэта – Сергей Львович Пушкин , был потомком знатного рода. Любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал большую библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна Пушкина, была очень образована, остроумна, хороша собой, любила развлечения и блистала на балах.

б)Словарная работа.

Сочельник – канун Рождества и Крещения.
Сенная девушка – горничная.
Светлица – светлая, нарядная комната.
Сорочин – разбойник.
Черница – здесь: нищая женщина.

2) Речевая разминка.

У.: Чтение начнем с речевой разминки:


Корабли лавировали, лавировали

Да, не вылавировали.


У.: Читаем шёпотом

У.: Немного громче

У.:А теперь читаем громко и внятно

У.: Читаем скоро и быстро (3-4 человека)


в) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение)

У.: Открываем учебник по хрестоматии на стр.68, следим за мной, слушаем внимательно и запоминаем.
(Читает учитель, стр.68 со слов Царь с царицею простился…. до И к обедне умерла.)
У.: Какие ещё незнакомые слова встретились в данном отрывке?
О.: Сочельник.
У.: Смотрим в словарь и узнаем значение этого слова. Открываем стр.89 и читаем. Кто прочитает вслух?
О.: Сочельник – канун Рождества и Крещения.
У.: Хорошо. А кого Бог подарил царице?
О.: Дочь.
У.: Что случилось с царицей?
О.: Она умерла.
У.: Найдите этот момент в тексте.
О.: Рано утром гость желанный,… И к обедне умерла.
У.: Как вы думаете, что будет дальше?
О.: Царь женится на другой царице.
У.: А как вы думаете, что будет с молодой царевной?
У.: Ну тогда, давайте узнаем.
(продолжение чтения сказки: стр.68 – 71)
У.: Из прочитанного отрывка сказки, что вы можете сказать про царицу, какая она?
О.: Гордая, своенравная, высокая, стройная.
У.: Правильно.
У.: Какое ещё встретилось незнакомое слово, найдите в тексте?
О.: Сенной.
У.: Находим его значение в словаре на стр.89.
У.: Кто прочитает?

О.: Это горничная.

У.: Правильно.
(продолжение чтения сказки: стр.71 – 72)
У.: Кто изображён на иллюстрации на стр.72?
О.: Царевна и Чернавка.
У.: Правильно. А что случилось с молодой царевной?
О.: Чернавка увела её в лес очень далеко от дома.
У.: А как вы думаете, зачем Чернавка так поступила?
О.: Её попросила царица.
У.: А почему? Что царица сделала плохого?
О.: Ничего плохого царица не сделала. Потому, что царевна была краше всех на свете и царицу это злило.
У.: Молодцы, а теперь, давайте немного отдохнём. Встаём.

Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.

(продолжение чтения сказки, стр.73 – 75)
У.: Какое слово было не знакомо вам?
О.: Светлица.
У.: Открываем стр.89 и ищем это слово. И читаем.
О.: Светлица – это светлая, нарядная комната.
У.: Что вы узнали из этого отрывка сказки?
О.: То, что молодая царевна, блуждая по лесу, набрела на терем.
У.: Так, что ещё? Кого она встретила?
О.: Она встретила пса.
У.: А с кем ещё она познакомилась?
О.: Царевна познакомилась с богатырями.
У.: А сколько было богатырей? Давайте посмотрим на картинку на стр.75 и посчитаем.
О.: Их было семь.
У.: Правильно. Молодцы.
(продолжение чтения сказки, стр.75 - 77)
У.: Как в думаете, почему царевна не согласилась стать женой одному из богатырей?
О.: Потому, что царевна была невестой Королевича Елисея.

Самостоятельное выполнение теста по изученному материалу.

У.: А теперь, давайте сделаем один небольшой тест по пройденному материалу и узнаем, кто же меня внимательно слушал.

  1. С каким писателем вы познакомились на уроке?
    а) Лев Николаевич Толстой
    б) Александр Сергеевич Пушкин
    в) Иван Андреевич Крылов

  2. Когда родился этот писатель?
    а) 6 июня 1799год
    б) 4 сентября 1799год
    в) 6 мая 1780год

  3. Как звали женщину, которая читала ему сказки на ночь?
    а) Арина Родионовна
    б) Надежда Осиповна
    в) Мари я Алексеевна

  4. Какое произведение мы сегодня читали?
    а) «Сказка о Царе Салтане»
    б) «У лукоморья дуб зелёный…»
    в) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  5. Что случилось с царицей?
    а) она уехала
    б) она умерла
    в) она утонула

  6. Кто увёл молодую царевну в лес?
    а) Чернавка
    б) Царь
    в) Царица

  7. Как звали людей, которые приютили к себе молодую царевну?
    а) гномы
    б) богатыри
    в) кощей бессмертный

У.: Теперь поменяйтесь тестами с соседом по парте и проверьте их, ответы я вам буду диктовать.


У.: Какую сказку мы сегодня читали?

О.: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

У.: Кто автор этой сказки?

О.: Александр Сергеевич Пушкин.

У.: Для кого он её написал?

О.: Для детей.

У.: Правильно. Вы все молодцы.

Учебная хрестоматия читать на стр.68 – 89, рабочая тетрадь стр. 56 – 57 (№ 1 – 4)







Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.





























Выполняют самостоятельно тест по пройденному материалу.































Проверяют тест соседа и ставят отметку\ за работу.

Сдают листики с тестом.





Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предлагают формулировки темы урока.



















Отвечают на вопрос учителя. Вспоминают биографию автора.



























Ищут незнакомые слова в словарях учебника.





Сначала все вместе разучивают скороговорку, потом повторяют индивидуально





Сначала слушают внимательно чтение учителя, затем читают по очереди. Так же отвечают на вопросы учителя в течении чтения сказки.











































Повторяя за учителям, выполняют физминутку.







Следят за чтением учителя и своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя по сказке.


Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.




























Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для выполнения теста.


































Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.































































Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.













































Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные: открыто осмысливают свою и оценивают свою деятельность на уроке.


Регулятивные: принимают учебное задани

е в соответствии с уровнем своего развития.


Фронтальная, Наблюдение,

Беседа.































































Фронтальная, Беседа.





















Фронтальная.
Беседа.