СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Состав чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование на уроке математики разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся.

Развитие функциональной грамотности обучающихся через учебные задания на разных этапах урока в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Состав чисел"»

Технологическая карта урока

УМК «Школа России»

Тема Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала

Предмет Математика

Класс 1 класс

Цели и задачи:

1. Повторение состава чисел в пределах 10, изученных приемов сложения и вычитания.

2. Выполнение упражнений на применении математических отношений («часть-целое», «порядок»).

3. Развитие умение строить рассуждения на математические темы.

4. Формирование умений работать в ситуации интеллектуальных препятствий.

5. Становление интереса к  изучению математики.

Планируемые результаты обучения

— знать состав числа от 0 до 10; находить числа, меньшие данного числа на заданное число;

— называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма);

— решать текстовые задачи в одно действие на сложение: выделять условие и требование (вопрос);

—выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 10 (устно и письменно) без перехода через десяток;

—контролировать и оценивать свою работу в группе и индивидуально по ее результату.


Этап урока/ планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Деятельность учителя

Краткое учебное содержание

Формы организации учебной деятельности

Учебные задания

Мотивационно-целевой этап




Проверка подготовленности, организация внимания







Установление правильности, полноты и осознанности изученного состава чисел, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем


В ключение в деловой ритм.


Учитель. Обитатели аквариума происходят из разных условий. Неправильное соседство приводит к болезням и гибели рыбок. Например, золотые рыбки могут просто проглотить мелкую рыбку  в качестве корма, а более шустрые 

рыбки могут обкусывать самих золотых. Соседями золотых рыбок могут быть брохисы и гурами.

Помогите разместить золотых рыбок в 2 аквариума.

Что нужно уметь для выполнения задания? Обсудите в паре.

Дети высказывают предположения

-Мы будем наблюдать за предметами.

-Нужно вести количественный счет.

-Мы должны знать состав чисел.














Позн. Повторяют состав чисел.

Рег. Участвуют в парной работе с математическим материалом;

Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов.

Личн. Формируют интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний.

Групповая













Учитель пробует с помощью модели состава числа 7 зафиксировать интерес учащихся к учебной задаче.

Учитель. Обсудите в группах. Какие карточки не понадобятся для размещения рыбок на модели в два аквариума?

1,2,3,4,5,6,7,8, 9

Критерии оценки работы группы.

Найдены 2 лишних числа – верно

Заполнены окошки в модели состава числа, лишние числа не выявлены – неверно.



Этап актуализации знаний



Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».











Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи



Создание ситуаций, когда учащийся обнаруживает недостаточность своих знаний для решения возникшей задачи.


Сегодня мы побываем в зоомагазине Каких животных нельзя увидеть в зоомагазине?

Учитель перечисляет: хомяк, корова, шиншила, бегемот, кролик, черепаха.

Учитель: Обсудите в группе.

-Как помочь продавцу рассадить в 2 клетки 9 хомяков? (1 группа)

-Как можно расставить 9 автопоилок в 2 клетки? (2 группа)


Дети работают в группах .











Учитель активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Учитель: Скажите, а какое следующее число должно стоять в нашем отрезке натурального ряда чисел?

Прикрепляет карточку с изображением числа 10 на доску.

Учитель: Почему? Докажите.

Учитель: Что вы знаете об этом числе?

Дети:  Число 10.

Дети:  Число 10 больше предыдущего на один

Дети:  Число 10 натуральное.

- Стоит на 10 месте, после числа 9.

- Оно больше предыдущего числа на 1 и меньше последующего на 1.

- Это двузначное число.

- Это самое маленькое двузначное число.

- Для его записи используются две цифры.

Учитель

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? 
– Что мы будем делать на уроке?
– Чему должны научиться?

Дети отвечают:

-Сегодня мы узнаем состав числа 10. Будем набирать из двух чисел число 10.

- Верно . Сегодня мы познакомимся с составом числа 10. Научимся составлять число10. Научимся составлять и решать примеры с данным числом.

- Для начала скажите, где встречаемся в жизни с числом 10?

Дети отвечают:

- Десять пальцев у человека на двух руках и десять пальцев на двух ногах

- Цифра Десять похожа на букву Ю, а еще на мальчика с обручем в руке.

-На бублик с батоном.








Позн. Сравнивают два объекта, два числа

Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов.

Комм. Обращаются за помощью к товарищу, формулировать свои затруднения.

Рег. Участвуют в групповой работе с математическим материалом;

Позн. Понимают, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица;

Комм. Обращаются за помощью к товарищу, формулировать свои затруднения.



Позн Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Комм. Описывают последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;

Комм. Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу.


Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов












Комм. Взаимодействуют с учителем, принимают и сохраняют учебную задачу.


Личн. Формируют интереса в расширении и углублении получаемых математических знаний.


Рег. Исследуют условия учебной задачи




Групповая



























Фронтальная














Учитель. Сколько этажей дома надо заполнять числами, чтобы рассмотреть все возможные варианты состава числа 9?

Критерии оценки работы группы.

Указаны 4 этажа – верно

Указаны 8 этажей – неверно (от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется).






















Этап изучения нового знания

Учитель. Составим рассказ по таблице. Суммой каких двух слагаемых можно заменить каждое число?

Дети отвечают.





Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите из конверта на вашей парте 10 квадратиков и разделите их между собой.

Дети работают в парах.

(Учащиеся достают из конвертов квадратики и начинают их делить между собой.)

Учитель: Не забывайте о правилах работы в паре.

На доске размещается плакат с правилами поведения при работе в паре

(Уважайте мнение друг друга.

Говорите по - очереди.

Не согласен –предлагай!)

Учитель: Назовите свои варианты?

Учитель: Все варианты мы рассмотрели? 

А теперь давайте запишем получившиеся варианты состава числа 10 в тетрадь.

И начнём мы с варианта 1+9= 10, 2+8=10,

3+7=10

(Учащиеся озвучивают получившиеся варианты и заполняют окошки домика, который прикреплён к доске, цифрами: 9+1,8+2, 7+3 и т.д.)

УчительМолодцы. Как видим, у нас получился ещё один столбик таблицы сложения, в котором значения всех выражений равны 10. 

 

Давайте проверим по карточке на столе: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5, 6 и 4, 7 и 3, 8 и 2, 9 и 1.

Какие выражения можно не записывать в нашу модель?

Дети:  4 выражения можно не писать, т.к. от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.


Позн. Приводят примеры чисел;

Позн. Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность).

Рег. Удерживают смысл задания в процессе деятельности;

С.д. Участвуют в парной работе с математическим материалом;




Позн. Ведут порядковый и количественный счет (соблюдают последовательность).


Комм. Строят предложения относительно заданного набора объектов


Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом.


Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы.





Фронтальная












Групповая



























































Учитель. Предлагаю решить задачу из учебника. Работаем в паре.



Вопросы:

– Разбейте условие на смысловые части. 
– Повторите вопрос задачи.
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
– В задаче одно действие? Два? Почему? Докажите. 

-Хватит ли 4 билета второй семье на выставку кроликов в зоомагазине?

-Измените вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия.


Позн Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.


Комм. Описывают своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение



Рег. Осуществляют пошаговый контроль по результату


Групповая



Учитель. Предлагаю составить задачу про кормление 2 кроликов бананами, в вопросе которой было бы слово меньше. Используйте рисунок.




Критерии оценки работы группы.

Задача составлена верно. Первому кролику дали 7, а второму на 4 меньше. Сколько бананов дали второму кролику? - справились

Задачи составлена с использованием слова меньше, но не соответствует модели. - справились частично.

Этап самоконтроля


Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

В отделе декоративных птиц зоомагазина яркие попугаи.

-Чем кормят этих птиц? Как часто?

-Как за ними ухаживают?






Помоги продавцу подготовить корм для птиц. Заполни клетки и дорисуй зёрна.

Дети самостоятельно выполняют задание на карточках.

Затем делают взаимопроверку с помощью карточки – помощницы. ВЗАИМОПРОВЕРКА

Игра «Найди пару»






Позн. Умеют ориентироваться в своей системе знаний:

Рег. Проверяют правильность вычисления с помощью карточки –помощницы.






Позн. распределяют числа на модели состава чисел 8,9,10;


Рег. Действуют в соответствии с предложенным образцом,


Рег. Проверяют правильность записей у соседа во время самопроверки, учатся сличать ответ и запись у товарища.

Комм. Обращаются за помощью, формулировать свои затруднения.


Индивидуальная


Заполни пустые места.



Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Учитель : Проведите исследование в группе.

1 столбик – 1 группа, 2-2, 3 - 3

Дети исследуют и делают выводы:

1 группа Первое вычитаемое уменьшается на 1, а второе уменьшаемое увеличивается на 1.

2 группа.

3 группа. …

Позн. Развивают умения определять общую цель и пути её достижения: прибавлять (вычитать) числа

Позн. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения-

Комм. Осознанно строят речевые высказывания

Рег. Осуществляют пошаговый контроль по результату



Групповая





Запиши в каждый столбик ещё по одному примеру.






Критерии оценки работы группы. Выражение составили правильно. - справились

Выражение не соответствует записи на доске – не справились

Этап рефлексии учебной деятельности



Провести рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Учитель:  Какие новые знания вы получили и где в жизни эти знания вам могут пригодиться?

Учитель:  Наш урок подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу с помощью Светофорика. 

- Чем мы занимались на уроке?

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Какие задания оказались трудными ?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

- Где может пригодиться нам материал урока?

Дети:  Число 10 может состоять из двух и больше слагаемых. Это пригодится нам, когда мы совершаем покупки в магазине, на почте, в зоомагазине, покупаем билет на карусели.







Позн. Ориентируются в своей системе знаний: выделяют новое знание.

Комм. Осознают результат деятельности своей и всего класса. Получают жизненный опыт и область применение знаний на практике.

Рег. вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок.

Личн. Формируют интерес в расширении получаемых математических знаний.


Фронтальная














Индивидуальная