2 | Мотивация (создание проблемной ситуации) -Ребята, На прошлом уроке мы выяснили, что язык – это средство общения, доказали, что человечество не сможет жить без языка. Давайте вспомним, о чём текст домашнего упражнения. Перескажите его. Проверка домашнего задания Пересказ текста упражнения. | Слушание и адекватное понимание текста стихотворения Развитие речи, логического мышления. |
3 4 | Актуализация знаний - Вы, наверное, уже замечали, что при общении есть люди, с которыми приятно и интересно общаться, а есть такие, с которыми разговор вести сложно и утомительно. Это происходит потому, что существуют хорошие собеседники и плохие. Скажите, пожалуйста, интересный собеседник, это какой? У него правильная чёткая речь, он не использует слов – паразитов, не перебивает, слушает внимательно собеседника, поддерживает тему разговора. С таким человеком общаться одно удовольствие. Мы разговариваем друг с другом, спрашиваем о чём-либо, советуемся, обмениваемся мыслями, соглашаемся или возражаем, выступаем с докладами, пишем заметки в газету, смотрим телепередачи, читаем книги, иначе говоря – общаемся. Мы общаемся дома и в школе, на работе и на улице. Общаемся с ровесниками и взрослыми, родителями и учителями. Что же нужно, чтобы возникло общение? (говорящий – слушающий) Прежде всего, нужно, чтобы были участники общения: говорящий и слушающий. Но общаться ещё могут пишущий и читающий. Мы общаемся и тогда, когда читаем книги Пушкина, Толстого и других писателей, общаемся, когда разговариваем по скайпу и переписываемся смс – сообщениями. Вспомните с кем и когда вы общались вчера, кто был говорящим, а кто слушающим (пишущим, читающим). Тема нашего урока? Язык и человек. Общение устное и письменное Целеполагание. -Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о роли языка в жизни человека, общества, о разных видах общения) Очень часто бывает так, что разговор не получается, потому что не о чем говорить. Для общения нужны не только собеседники, нужна ещё и цель разговора. Прочитайте предложения. Определите цели общения. Слова для справок: попросить, посоветовать, извиниться, сообщить, предложить, спросить, поблагодарить. Прочитай фантастические повести Кира Булычёва про Алису. (посоветовать) Пойдём в компьютерный класс. (предложить) Общение возникает тогда, когда у людей возникает потребность сказать что-либо. (сообщить) Извини, что я опоздал. (извиниться) Пожалуйста, научи меня пользоваться принтером. (попросить) Представьте себе, что встречаются два человека и хотят пообщаться, но один говорит только на русском языке, а другой только на турецком. Смогут ли они пообщаться? Нет. Потому что, чтобы люди могли общаться, они должны владеть общим языком. | Аргументация собственной точки зрения Построение умозаключений на основе анализа языкового материала Фронтальная работа Слушание и адекватное понимание Записывают тему урока Формулирование целей урока Определение целей Построение умозаключений |
5. | Работа по теме урока Я прочитаю вам библейскую легенду о Вавилонской башне, в которой рассказывается о том, почему все люди стали говорить на разных языках. Это было так давно, что уже никто не помнит, когда это было. В те времена все люди говорили на одном языке и понимали друг друга. И настолько они ощущали себя сильными и смелыми, что задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа — башни. Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон. А на горе с каждым днём всё выше поднималась красавица башня. И вот башня почти готова. Но Бог возмутился такой дерзостью. «Это от того они умудрились свою башню выстроить, — подумал он, — что у них один язык и всякий человек понимает другого». В наказание за дерзкую попытку наслал Бог на землю великую бурю и повелел ангелам «смешать их язык». Пока буря бушевала, ветер унёс все слова, которые люди привыкли говорить друг другу. Когда буря утихла, люди снова принялись за работу. Но вавилоняне, до этого понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках. Началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ свою сторону — строить свои города. Слова «вавилонское столпотворение» стали обозначать всякие сутолоки и беспорядки. (По Э. Вартанъяну) Предание о Вавилоне, разумеется, легенда, но она раскрывает важнейшее, обязательное условие общения. Какое это условие? Докажите, что в государстве, в котором живут люди разных национальностей и говорящие на разных языках, нужен единый язык общения. Таким образом, у нас получается схема. Что же такое общение и что необходимо для общения? говорящий и слушающий + цель + знание языка = общение пишущий и читающий | Работа с информацией Аргументация собственной точки зрения Формулирование вывода Работа со схемой |
6. | Первичное закрепление материала Какой бывает наша речь Устная - это речь, которую мы произносим и слышим. Письменная – это речь, которую мы пишем и читаем. Это интересно Знаете ли вы, что... В старину устами называли рот, губы. Отсюда: устная речь, устный ответ, устное народное творчество, узнать из первых уст (непосредственно от кого-то). | Чтение и адекватное понимание текста Языковой анализ |
7 | Физкультминутка Ребята, представьте, что у вас в ладошках находится мячик: большой, или средний, или маленький. А теперь попытайтесь перекатить воображаемый мячик в руках. Для этого делаем движения, напоминающие полет мячика в разные стороны: вправо, влево, вперед. Молодцы, хорошо справились. | Снятие общего утомления (физическая и эмоциональная разгрузка) |
8. | Словарная работа Вы видите слова Общение, общаться, общительный -Докажите, что перед вами родственные слова. -Выделите в них одинаковый корень. -Запишите следующее предложение, вставив в него глагол того же корня: Без языка люди не могли бы …. друг с другом. -О какой функции языка шла речь в предложении? | работа со словарными словами Работа со словарной статьей Формулирование вывода |
10 | Дополнительная работа по закреплению изученного материала. Мимика и жесты Вы знаете, что в устной речи чувства передаются при помощи интонации, мимики и жестов. Без них невозможно устное общение людей. Жесты бывают разные. Есть жесты, которые дополняют, сопровождают наши слова. Например, отвечая на вопрос Как пройти к школе?, мы можем употребить соответствующий жест – показать рукой направление, дорогу. Есть жесты, которые заменяют слова. Их называют говорящими. Рассмотрите рисунки и догадайтесь, что могут обозначать эти жесты. Работа с учебником. На прошлом уроке мы уже говорили с вами, что необходимо быть внимательным слушателем, чтобы запоминать как можно больше на уроке. Читаем памятку «Приёмы слушания». | Установление причинно-следственных связей Смысловое чтение Анализ текста Аргументация собственной точки зрения Индивидуальная работа Формулирование вывода Сопоставление вывода Работа с учебной информацией Аргументация собственной точки зрения Работа с рисунками Работа со схемой |
11 | Рефлексия (подведение итогов урока) -Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? -Что нового вы сегодня узнали? (Ответ начните со слов: На уроке я узнал…) -Чему научились? -Кто испытывал трудности на уроке? (см. количество ??? на полях) -С чем они были связаны? -Над чем еще нужно поработать? -Оцените свой уровень (см. памятку). Поднимите сигнальную карточку соответствующего цвета: 1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий (красная карточка) 2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий (зеленая карточка) 3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднению при выполнении практических заданий (желтая карточка) Оценивание -Как вы думаете, кто сегодня активно работал на уроке, кого вы можете оценить? (учитель выставляет оценки этим учащимся после проверки их рабочих тетрадей) | Анализ собственной ученической деятельности и самооценка |