Введение в новую тему. (Обеспечение преемственности содержания предыдущего –текущего – последующего уроков) | Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения; подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы. Посмотрите на слайд (на слайде записаны словосочетания: летящий мяч, умная девочка, любящий отец, белеющий снег, крадущийся тигр). Найдите «лишнее» словосочетание Почему умная девочка – это лишнее словосочетание? К какой части речи относится зависимое слово в этом словосочетании? (прилагательное) Какой частью речи является зависимое слово в остальных словосочетаниях? (?) - Лишним является словосочетание «умная девочка», но объяснения этому мы найти пока не можем. Как вы думаете, что будет, если объединить признаки осла и лошади? (Мул — результат скрещивания осла и кобылы). А если объединим признаки смородины и крыжовника? (Йошта – гибрид смородины и крыжовника) Гибрид (от лат. hibrida, hybrida — «помесь») — организм или клетка, полученные вследствие скрещивания генетически различающихся форм. В языке тоже происходят процессы объединения и появления новых единиц речи. Об этой части речи В. И. Даль писал: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного” Учебник ср. 32 - запишем тему урока «Причастие как часть речи» Как вы понимаете слово ПРИЧАСТНАЯ? (слайд с толкованием слова из словаря С. И. Ожегова) Выделим орфограммы. (при , ча ) Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный) Сформулируем цели урока. Продолжите предложение: На уроке мы должны узнать…, выяснить…, научиться …. , оценить… | Отвечают на проблемный вопрос Записывают тему урока. Формулируют цели. |
Изучение нового материала | Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. Посмотрите на яблоко в моей руке. Дайте ему характеристику. Какое оно? (красное, круглое, вкусное, спелое, яркое). А если я подброшу его в воздух. Каким оно станет? (летящее). Каким станет, если уроню (упавшее, уроненное), если обгрызу (обгрызенное)? Какие признаки постоянные, а какие проявились только в момент выполнения предметом какого-либо действия? - Мы можем говорить о том, что этот признак (летящее) проявился у яблока только в определённый момент, при выполнении предметом какого-либо действия. Яблоко ведь не всегда летящее. Проверьте, прочитав п.1 правила на стр.33, соответствуют ли данные слова новой части речи. - причастие обозначает признак предмета по его действию; причастие отвечает на вопросы прилагательного: какой? какая? какое? какие?). - Каким частям речи причастие является родственным? (прилагательному и глаголу). Попробуйте выбрать из грамматической сказки признаки прилагательного и глагола и заполнить таблицу Грамматическая сказка о Причастии Можно сказать, что Причастия – дети двух родителей: Глагола-отца и Прилагательного-матери. Многие черты Причастия, как и любой ребёнок, унаследовали от своих родителей. Отец - глава семейства. От него причастие переняло возможность изменяться по временам (может быть в настоящем или прошедшем времени), быть в совершенном или несовершенном виде, да ещё возвратность. А вот королева-мать Прилагательное вечно глядит в зеркало с вопросом: «Какая я?». Поэтому Причастие унаследовало от матери вопросы: какой? какая? какое? какие? И вместе с этими вопросами возможность изменяться по родам, числам, падежам. В Причастиях проступают черты родителей Глагола и Прилагательного. И всё же, как и любой ребёнок, они не копия своих родителей, они другие, ведь в них сочетаются признаки обоих родителей. Поэтому их и назвали Причастиями. ПРИЧАСТИЕ | Признаки прилагательного | Признаки глагола | 1. | 1. | 2. | 2. | 3. | 3. | 4. | | Ключ ПРИЧАСТИЕ | Признаки прилагательного | Признаки глагола | 1.Вопросы ( какой? какая? какие? какое?) | 1.Время (настоящее и прошедшее) | 2.Род | 2.Вид | 3.Число | 3.Возвратность | 4.Падеж | | За правильное выполнение 7 баллов. За каждую ошибку снимаем по баллу. Всего баллов _________________________ Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение определения (§ 12 с. 33, п.2). Какие морфологические можно обнаружить у прилагательного? - упр.73 (устно) - Причастия отличить от прилагательного крайне сложно. Давайте обозначим признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного: а) прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет. б) прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий(способный летать, быстро передвигаться, менять место) - летящий (тот, кто летит) . Вернуться к слайду «Четвертое лишне». Можем ли мы утверждать, что в состав словосочетаний входят причастия? Как любая самостоятельная часть речи причастие имеет грамматическое значение, морфологические признаки и в предложении играет синтаксическую роль. Какую? Работа с текстом Однажды я остановился и вдруг услышал, что вокруг все шуршит, как будто идет легкий дождичек. Чем больше я вслушивался, тем сильнее и явственнее становилось шуршание. Причину его я разгадывал недолго. В этом месте среди осин и берез росли невысокие ели. Теперь с них на слипшуюся листву обильно сыпались отжившие иглы4. Впервые в жизни я наблюдал иглопад. Ветра не было. Значит, иглы падали сами по себе. По всему лесу, если хорошенько прислушаться, был слышен шелестящий, как дождичек, иглопад. Я подставил ладони, и тотчас на них упало несколько отживших иголочек. (В. А. Солоухин. «Третья охота») 1.Озаглавить текст. 2.Объяснить орфограмму в слове ИГЛОПАД. 3.Подчеркнуть все причастия в тексте как члены предложения. 4.* Указать морфологические признаки второго причастия Работа с учебником. О каком спорном вопросе говорит автор текста? К какому мнению склоняются большинство ученых? - Стр. 32, упр. 72 чтение, обсуждение с учащимися. А как думаете вы? Как любая самостоятельная часть речи причастие имеет грамматическое значение, морфологические признаки и в предложении играет синтаксическую роль. Итак, мы выяснили морфологические признаки причастия. | Записывают в тетради примеры прилагательных и причастий Работа с учебником Отвечают на проблемные вопросы Выбирают из грамматической сказки признаки прилагательного и глагола, заполняют таблицу Оценивают свою работу Знакомятся с алгоритмом : 1. Задаем вопрос к указанному слову (Какой? Какая? Какое? Какие? или Что делающий? Что сделавший?) 2. Выделяем в нем суффиксы (ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), ом- (-ем-), -им, енн- (-ённ-), -нн-, вш- , -ш- , -т-). 3. Определяем, от какой части речи образовано данное слово (причастие образовано от глагола) 4. Попробуем заменить словосочетание конструкцией (местоимение который + глагол, от которого образовано слово). что перед нами причастие. Выполнение упражнения Самооценка Работа с учебником |
Обобщение изученного. | Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Задание 1. (закрепляют на доску) Распределить в два столбика словосочетания «прилагательные + существительные» 2) «причастия + существительные». Нежный взгляд, серая мышь, разрезанный пирог, чистый пол, танцующие дети, пропавший щенок, сломанный стул, городской парк, звериные следы, поющие птицы. Самостоятельная работа Вариант 1 1. Найдите словосочетание «причастие + существительное» А. Краснеющая рябина Б. Веселый урок В. Белый лист Г. Синий платок 2. Найдите словосочетание «причастие + существительное» А. Острый нож Б. Близкий друг В. Кружащийся лист Г. Добрый мальчик 3. Найдите словосочетание «причастие + существительное» А. Прыгающий мальчик Б. Простой карандаш В. Зеленая трава Г. Спелая ягода. Ключ: 1- А, 2-В, 3-А Вариант 2 1. Найдите словосочетания «причастие + существительное» А. Краснеющая рябина Б. Веселый урок В. Ругающаяся женщина Г. Синий платок 2. Найдите словосочетания «причастие + существительное» А. Острый нож Б. Близкий друг В. Кружащийся лист Г. Бегающий мальчик 3. Найдите словосочетания «причастие + существительное» А. Прыгающий мальчик Б. Простой карандаш В. Зеленая трава Г. Спеющая ягода. Ключ: 1- АВ , 2-ВГ, 3-АГ | Работа у доски С/р –тест по вариантам (отличаются уровнем сложности) Проверка по ключу Представление результатов работы . Оценивание. |