Организационный момент | 8 | Подготовка класса к работе | Знакомится с учениками, заполняю тетради, рассматривают основные направления деятельности | Знакомятся с учителем, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Подписанные тетради |
Актуализация знаний | 10 | Ответ на вопрос «Что изучает история?» | Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе. Вопросы: Что такое история? Составьте словосочетания или предложения со словом «история». Почему это слово имеет много значений? В каком значении мы будем использовать слово «история»? Что значит «история Древнего мира»? Что она изучает? Как люди узнают о прошлом? Что такое «следы истории»? Что значит «исторический источник»? Записи в тетради: История – это наука, изучающая прошлое людей. история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим. История изучает прошлое людей в различных хронологических рамках. | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
Изучение нового материала | 12 | Вспомогательные дисциплины понятие исторического источника и виды исторических источников как работать с учебником основные разделы истории Древнего мира | Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как ученые узнают, что происходило в глубокой древности? Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге, или на папирусе— особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из древних книг и надписей, высеченных на камне, мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и еще о многом-многом другом. До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены. А также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далеком прошлом. Важную роль играют раскопки, которые проводят ученые — археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зерна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения жизни людей, живших на Земле до появления письменности. Почти все, что известно об этих людях, добыто трудом археологов. По мимо археологии существуют и другие исторические дисциплины, которые помогают историкам узнать о прошлом. Такие дисциплины называются вспомогательные исторические дисциплины, к ним относятся: палеография, генеалогия, геральдика, нумизматика, хронология, источниковедение, этнография. Все перечисленные науки изучают исторические источники. Исторические источники – это источники наших знаний по истории человеческой цивилизации. Существует несколько видов исторических источников: вещественные, устные, письменные. Посмотрите на картинки и определите, к какому виду относятся представленные исторические источники. Чтобы лучше познакомится с нашей темой, я предлагаю вам полистать учебник и ответить на следующие вопросы: - Из каких разделов состоит учебник? (Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим) - Какие страны мира будут изучаться в курсе истории Древнего мира? (Египет, Палестина, Вавилон, Финикия, Ассирия (Сирия), Персия, Греция, Италия) - Что интересного можно узнать из учебника? Какие значки вам помогут найти интересующую вас информацию. В каких источниках ещё можно узнать новое и интересное. | Выполняют задание в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 4 | Решение кроссворда «История» | Поясняет задание на слайдах Слайды Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Источниковедение – наука, изучающая источники и их интерпретацию Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития. Геральдика – основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Палеография – историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников Генеалогия – историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Главное слово - ИСТОРИЯ | Выполняют задание в тетради Решают кроссворд | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Записи в тетради |