СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Введение в историю Древнего мира" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Введение в историю Древнего Мира" 5 класс. Урок построен с учетом ФГО ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Введение в историю Древнего мира" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Вводный урок

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. что изучает история

  2. вспомогательные исторические дисциплины

  3. как работать с учебником

  4. закрепление

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о предмете История Древнего мира, о вспомогательных исторических дисциплинах, об истории как учебном предмете

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

История, археология, нумизматика, этнология, исторические источники, виды исторических источников, хронология

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

8

Подготовка класса к работе

Знакомится с учениками, заполняю тетради, рассматривают основные направления деятельности

Знакомятся с учителем, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Подписанные тетради

Актуализация знаний

10

Ответ на вопрос «Что изучает история?»

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

Вопросы:

  1. Что такое история?

  2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».

  3. Почему это слово имеет много значений?

  4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?

  5. Что значит «история Древнего мира»?

  6. Что она изучает?

  7. Как люди узнают о прошлом?

  8. Что такое «следы истории»?

  9. Что значит «исторический источник»?

Записи в тетради:

История – это наука, изучающая прошлое людей.

история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

История изучает прошлое людей в различных хронологических рамках.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради

Изучение нового материала

12

  1. Вспомогательные дисциплины

  2. понятие исторического источника и виды исторических источников

  3. как работать с учебником

  4. основные разделы истории Древнего мира

Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как ученые узнают, что происходило в глубокой древности?

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге, или на папирусе— особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из древних книг и надписей, высеченных на камне, мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и еще о многом-многом другом.

До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены.

А также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далеком прошлом.

Важную роль играют раскопки, которые проводят ученые — археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зерна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения жизни людей, живших на Земле до появления письменности. Почти все, что известно об этих людях, добыто трудом археологов.

По мимо археологии существуют и другие исторические дисциплины, которые помогают историкам узнать о прошлом. Такие дисциплины называются вспомогательные исторические дисциплины, к ним относятся: палеография, генеалогия, геральдика, нумизматика, хронология, источниковедение, этнография. Все перечисленные науки изучают исторические источники. Исторические источники – это источники наших знаний по истории человеческой цивилизации.

Существует несколько видов исторических источников: вещественные, устные, письменные. Посмотрите на картинки и определите, к какому виду относятся представленные исторические источники.

Чтобы лучше познакомится с нашей темой, я предлагаю вам полистать учебник и ответить на следующие вопросы:

- Из каких разделов состоит учебник? (Жизнь первобытных людей, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим)

- Какие страны мира будут изучаться в курсе истории Древнего мира? (Египет, Палестина, Вавилон, Финикия, Ассирия (Сирия), Персия, Греция, Италия)

- Что интересного можно узнать из учебника?

Какие значки вам помогут найти интересующую вас информацию. В каких источниках ещё можно узнать новое и интересное.

Выполняют задание в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

4

Решение кроссворда «История»

Поясняет задание на слайдах

Слайды

Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения.

Источниковедение – наука, изучающая источники и их интерпретацию

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Геральдика – основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств.

Палеография – историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников

Генеалогия – историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

Главное слово - ИСТОРИЯ

Выполняют задание в тетради

Решают кроссворд

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Записи в тетради

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Раскрывают значение терминов история, век, исторический источник.

Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.

Устный опрос

Домашнее задание

1

Домашнее задание отсутствует

-

-

-

-

-