Организационный этап. Этап актуализации знаний Этап изучения новых знаний и способов деятельности Этап первичной проверки понимания изученного Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формирование выводов. Этап закрепления нового Этап закрепления изученного Этап рефлексии Домашнее задание. | Ребята, посмотрите на листы, которые лежат перед вами. Найдите «Рабочий лист», на нем вы будете вести все записи на уроке. Сегодня на основе наблюдений, анализов и выводов будут получены общие знания, которые станут результатом совместного исследования всех учащихся. Эти знания широко используются при конструировании судов, подводных сооружений, при исследовании морских глубин и атмосферы. 1.Проверка домашнего задания. Актуализация необходимых ЗУН Дайте определение выталкивающей силы. Как направлена выталкивающая сила? К чему она приложена? По какой формуле находится выталкивающая сила? От чего зависит выталкивающая сила? 5.Как можно измерить выталкивающую силу? (Приложение1 ) Сегодня на уроке предстоит ответить на этот вопрос. Сегодня мы должны выяснить от чего зависит выталкивающая сила. 2. Формулирование темы и целей урока? Какая цель нашего урока? Впервые выталкивающую силу рассчитал древнегреческий учёный Архимед. Поэтому выталкивающую силу называют Архимедовой. Тема нашего урока «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». Кто же такой Архимед? Обратимся к опыту с ведёрком Архимеда (Демонстрация опыта на интерактивной панели). Эвристическая беседа. Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду? Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение? Вывод: Сила, выталкивающая целиком, погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела. Этот закон справедлив и для газов. Выведем формулу для нахождения значения архимедовой силы. Условие задачи представлено на экране Определите выталкивающую силу, действующую на полностью погруженную в море батисферу объёмом 4 м3 ? Плотность морской воды 1030 кг/м3 1.Самостоятельная работа в группах. М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». Поэтому давайте проверим экспериментально все гипотезы. Для этого разделимся на группы. 2.Постановка целей работы. Какие цели мы ставим в наших исследованиях? Результаты исследований каждая группа записывает в таблицу и делает вывод: Архимедова сила | Зависит от: | Не зависит от: | Плотности жидкости | Плотности тела | Объёма погруженной части тела | Глубины погружения | Существует легенда о том, как Архимед пришёл к открытию изученного нами сегодня закона Так был открыт первый закон гидростатики 1.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: №1. Почему нарушилось равновесие уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса при помещении их в жидкость? №2.Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? №3.Один раз мальчик нырнул на глубину 2 м, а другой - на 3 м. В каком случае его вода выталкивала сильнее Индивидуальное задание. Несколько интересных фактов, касающихся изученной темы 1.Комплексное задание на формирование естественнонаучной грамотности (работа в группах) Предлагаю проверить прочность полученных знаний сегодня на уроке «Хорошо ли ты знаешь силу Архимеда?» Какой была тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? Проанализируйте результаты вашей деятельности на уроке. Проговариваю и записываю домашнее задание Параграф 51, ответить на вопрос «Проявление Архимедовой силы в природе, быту и технике». | Настраиваются на активную работу, на сотрудничество. Отвечают на вопросы. 1.Сила,выталкивающая тело из жидкости или газа. 2. Направлена вверх, против силы тяжести. Приложена к телу. 3.Fвыт =ρж*g*V 4.От плотности жидкости и объема погруженной части тела. 5. Измерить вес тела в воздухе, затем в воде. Найти разность между ними. Формулируют тему и цели. Изучить выталкивающую силу, т.е. выяснить от каких величин зависит, а от каких не зависит данная сила, научиться определять её и узнать, где эта сила нашла своё применение. Записывается тема на доске. Со стороны воды на цилиндр действовала выталкивающая сила, направленная вверх. Если вылить в ведёрко воду из стакана то увидим, что указатель пружины возвратился к начальному положению. Один из обучающихся записывает на доске, а остальные в тетрадях. Fа = Рж Рж=mжg mж= ρж Vж Vж =Vт Fа = ρж g Vт Обучающиеся выполняют их в рабочих листах письменно, а после взаимопроверки, сверяют решение задачи на доске. Выдвигают предположения (гипотезы) - от объёма погруженной части тела; -плотности тела; - плотности жидкости; -от объёма тела; -глубины погружения Все гипотезы записывают в рабочих листах. Обучающиеся делятся на группы (3 группы). Каждой группе выдаётся соответствующие оборудование в начале урока. Приложение 2 Опережающее задание «Об открытии Архимеда» (ученица показывает презентацию и рассказывает сообщение из учебника стр 150-151) Обучающиеся отвечают на вопросы 1.Плотность жидкостей налитых в сосуды различна. 2.Объёмы ныряльщиков различны. Объём десятиклассника больше, следовательно, больше выталкивающая сила, действующая на него. 3. В обоих случаях сила Архимеда была одинакова. Обучающийся выступает с опережающим заданием 1.Существует море , в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мёртвое море Палестины. Воды его настолько солёны, что в них не может жить не одно живое существо. Утонуть в нём тоже нельзя. 2.Закон Архимеда помогает поднимать затонувшие суда. 3. Многие водные растения сохраняют вертикальное положение, несмотря на чрезвычайную гибкость их стеблей, потому, что на концах их разветвлений заключены крупные пузыри воздуха, играющие роль поплавков. 4.Интересна роль плавательного пузыря у рыб. Эта единственная часть тела рыбы, обладающая заметной сжимаемостью; сжимая пузырь усилиями грудных и брюшных мышц, рыба меняет объём своего тела и тем самым среднюю плотность, благодаря чему она может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Обучающиеся выполняют задание в группах (5 групп) и предоставляют отчет устно. Приложение 3 Обучающие проверяют правильность выполнения задания (критерии ответов на интерактивной панели) и делают выводы о достигнутых результатах. Приложение 4 Обучающиеся отвечают на вопросы. Архимедова сила. Изучить выталкивающую силу, т.е. выяснить от каких величин зависит, а от каких величин не зависит выталкивающая сила, научиться определять её и узнать, где эта сила нашла своё применение. Проведя ряд опытов и сделав вывод. Архимедова сила рассчитывается по формуле Fа = ρж g Vт зависит только от объёма тела, погружённого в жидкость и плотности жидкости Обучающиеся подводят итог урока, начиная со слов: «я могу…», «Я знаю как…» Обучающие записывают домашнее задание в дневник | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа. Личностные УУД: смыслообразование, установление обучающимися связи между телами помещёнными в жидкость и необходимостью знаний физических основ данного явления. Регулятивные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Регулятивные УУД: Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные УУД: определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные УУД: Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того , что ещё неизвестно. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия Регулятивные УУД: Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации Познавательные УУД: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД: Обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями Регулятивные УУД: контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознании качества усвоения Регулятивные УУД: Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные УУД: Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания(исходя из социальных и личностных ценностей). |