Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Акушинская СОШ №3»
МО «Акушинский район»
Русский язык в 8 классе
Тема урока
«Синтаксический разбор словосочетания»
Составила – учительница русского языка
и литературы
Исрапова Калимат Магомедовна
Акуша 2019г.
План-конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»
Цели:
Образовательные:
повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
Развивающие:
содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
развивать навыки работы на компьютере и использования информационных технологий;
Воспитательные:
Ход урока.
Организационный момент.
Тема урока. Постановка целей.
Предварительная оценка знаний по теме «Словосочетание»
Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
Я не смогу выполнить задания по теме
Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание)
б) Из каких слов состоит словосочетание ( из главного и зависимого)
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная)
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование)
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание)
е) образец, по которому строится словосочетание ( схема)
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис)
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
Повторение и обобщение изученного.
1. Коллективная работа. (текст на карточках получает каждый учащийся)
Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание: выписать из первых двух предложений словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
-знать определение словосочетания,
-что не является словосочетанием.
По материалу предыдущих уроков см.
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.
2. Индивидуальные задания: какие из приведенных примеров не являются словосочетанием и должны быть оформлены как предложение?
Задание выполняется учащимися за компьютером в режиме реального времени.
3. Групповая работа за компьютерами. Задание: определить способ подчинительной связи в словосочетаниях и распределить их по таблице.
Какие теоретические знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)
Таблица проецируется на доску. Учащиеся по одному работают у доски.
4. Самостоятельная работа.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя изученные словарные слова истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно.
5. Индивидуальное тестирование за компьютером.
Изучение порядка синтаксического разбора словосочетания.
Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно.
Закрепление темы.
1. По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний ( задание 1 урока). Коллективная проверка.
2. Дополнительное задание для сильных учеников. Итоговое тестирование.
Итог урока.
- с чем познакомились сегодня на уроке?
- как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
Домашнее задание.
с. 38, упр. 81
Рефлексия.
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание»
Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно
Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями
Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями
Я не смогу выполнить задания по теме