Урок № 17
Предмет русский язык
Класс 8-В
Дата 09.10
Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды».
Цель: научить распознавать словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании; развить умение правильно строить и употреблять словосочетания в речи, умение по главному слову определять вид словосочетания; развивать умение самостоятельно работать с учебником; воспитывать у учащихся интерес к языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выделять словосочетания в предложении, анализировать их структуру, устанавливать смысловую связь в словосочетаниях.
Метопредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Регулятивные: определить новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, познавательного интереса.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, доска, карточки с заданиями.
Ход урока.
Оргмомент. Эмоциональный настрой. Приветствует учащихся, создает положительный настрой на работу.
- Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Повторение п/м
А) Вопросно-ответная беседа
-Что такое синтаксис?( раздел науки о языке, в котором изучается строение словосоч. и предложений)
Мотивация учебной деятельности.
- Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:
мальчик вежливый мальчик
корзина старая корзина
спустился спустился на парашюте
луч солнечный луч
экскурсия экскурсия в музей
- Как называются сочетания слов во втором столбике?
-Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.
- Сегодня на уроке русского языка мы проверим ваши умения в определении вида связи в словосочетании, выделять словосочетания из предложения и самим составлять их. Откройте тетради, запишите число, тему.
- Что такое словосочетание? (Сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
-Что не яв-ся словосочетанием?
-Из каких частей состоит словосоч.?
-Какие бывают словосоч. по характеру главного слова?
- Какие бывают средства связи слов в словосоч.?
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Б) Цифровой диктант. Выписать только цифры словосочетаний
1. гражданин республики
2. между народами Казахстана
3. решение Президента
4. живущих в согласии
5. независимого государства
6. степи и горы
7. процветает страна
8. история показывает
9. празднуется в декабре
10. народные традиции
11. дружным народом
12. соблюдаются традиции
13. государственный язык
14. официального статуса
15. жители города
16. обычаи и традиции
17. празднуются даты
18. казахские степи
19. изображен орел
20. мир прекрасен
Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 3, 4, 5,9, 10, 11,13,14,15,18
В). Распределительный диктант.
Задание: распределить перечисленные словосочетания в три колонки – именные, глагольные и наречные; обозначить главное слово (один учащийся выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях; другой учащийся проверяет написанное на доске; оба получают отметки за работу).
Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги,
Физкультминутка
Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге - их сведём.
Всё! Закончилась минутка -
Продолжаем слушать чутко.
Г) Сценки. Выходят 2 ученика в образе главного и зависимого слов.
1сценка: Главное слово: Люблю, чтобы со мной во всем соглашались! Но одного согласия мне мало – я ценю подражание. Я говорю другому слову : «Смотри на меня и делай, как я!»
Зависимое слово: Не все так стремятся к власти. Я, например, мягкое и податливое. Мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово. Так и живём – как нитка с иголкой.
-Какой тип связи вы узнали? (согласование) (подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже, при изменении главного слова зависимое тоже изменяется)
-А какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании? (прилагательные, причастия, местоимения, порядковые числительные)
2 сценка: Главное слово: Я считаю, что для самостоятельного с лова самое подходящее занятие – управлять! Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого – только того, что могут исполнить. Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж
Зависимое слово: Вот мной и управляй! А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет, – это всегда так сложно!
-А это какой тип связи? ( управление)
- Расскажите о нём (подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному, при изменении главного слова зависимое не меняется.
3 сценка: Главное слово: Для меня главное – быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю.
Зависимое слово: Можно подумать, что примыкать – значит быть несчастным. Надо же понимать, что в постоянстве (неизменяемости) есть свой смысл. Мы не поддаемся чужому влиянию, и главное слово, как ни старается, ничего не может поделать с нами.
-Узнали? Это… (примыкание)
- В чём его особенность? (подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, в роли зависимых слов выступают неизменяемые части речи: деепричастия, наречия, глаголы в неопределённой форме)
3) Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.
А) Допишите словосочетания, вместо точек подставив слова.
←какие × × как→ × -откуда→ × -чему→ ×-когда→ × -что→ × о чём→
… сороки; … грустно; слова из …; учиться …; приду …; пишу …; говорю …;
× где→
родник …;
Б) Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные с предлогами или без них. Определите вид словосочетаний.
Надеяться …; опасаться…; подойти …; удостоен …; тосковать …; дойти … .
В) Замените выделенные выражения одним прилагательным и запишите полученные словосочетания. Определите вид словосочетаний.
Человек, твёрдо стоящий на своих позициях; вершина, которую нельзя взять; самый лучший сверхзвуковой самолёт; зверёк, имеющий неказистый вид; человек, который не заболел, общаясь с больными.
Слова для замены: непреклонный, неприступный, непревзойдённый, непривлекательный, невосприимчивый.
Г) Замените сочетания фразеологическими оборотами.
Решительный отказ; во избежание неприятности; не быть самим собой; действовать неосмотрительно; глухая провинция; перестать обращать внимание; временно, на незаконных основаниях; наделать непоправимых ошибок; обманывать; очень дружно.
Для справок: водить за нос; на птичьих правах; от ворот поворот; наломать дров; от греха подальше; махнуть рукой; играть роль; медвежий угол; шутить с огнём; водой не разольёшь.
Д) Выборочное письмо
А) Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
Б) Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
В) Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
4) Подведение итогов
5. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что вызвало затруднения?
Что показалось наиболее просто?
Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
6) Д/З Выписать из худож. произ. 5 предл., выписать из них все словосоч., определить вид словосоч.