СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Вода на Земле"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные умения: сформировать представления  о теоретических и практических основах свойств воды на земле, представлений о физических закономерностях в природе, способности обучающихся самостоятельно делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Вода на Земле"»

Технологическая карта урока

Предмет

Биология

Класс

5

Базовый учебник (выпущенный издательством «ДРОФА»)

Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Биология Введение в биологию.

Тема урока

Вода на Земле

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок открытия новых знаний

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные умения: сформировать представления о теоретических и практических основах свойств воды на земле, представлений о физических закономерностях в природе, способности обучающихся самостоятельно делать выводы.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие –строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение–проявлять ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Межпредметные связи

География, биология и экология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

Презентация, видеофрагменты

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).

Материалы и оборудование

Химические стаканы, чашка Петри, спиртовая горелка, пробирки, наглядные природные объекты

Список используемой литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.


Структура и ход урока

Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах


Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)




Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

1

Мотивационно-целевой этап (вызов)
(4-5 мин.)

Приветствие учащихся.

Учитель: «Сегодняшний урок с вами проведут учитель географии и учитель биологии…»

Акцентирует внимание на системе оценивания учащихся: «Обратите внимание на разноцветные капельки, каждая капелька соответствует определенному результату вашей работы…..»

Предлагает внимательно просмотреть видеосюжет, с той целью, чтобы ответить на вопросы учителя.

Демонстрирует фильм: «Великая тайна воды» 3 мин.


Учащиеся уточняют, и задают вопросы, возникшие у них по оцениванию результатов.













Учащиеся смотрят видеофрагмент.


Личностные: положительно относятся к учению.

Познавательные: осознают познавательную деятельность.


2

Актуализация знаний.

(3мин)


















Учитель предлагает детям сформулировать тему урока. При необходимости корректирует тему урока. Ведет диалог с учащимися: «Что такое вода? Какие свойства воды вы знаете? Как называется оболочка Земли, состоящая из воды? С какими другими оболочками она связана?» «Из чего состоит гидросфера?» Определяет вместе с учащимися цель урока

Предлагают свои варианты темы урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Отвечают на вопросы.

Дают определение гидросфере и её составу.

Анализируют взаимосвязь оболочек.

Определяют цель урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


3

Пробное учебное действие и выявление мест затруднений

(20+5)

Знакомит с листом «Исследователя».

Предлагает учащимся внимательно ознакомиться с ним. Разъясняет принцип работы с раздаточным материалом.

Обращает внимание на первое предположение «Вода и живые организмы». Предлагает выбрать способ доказательств. Проводит демонстрацию предложенного учащимися опыта. Внимание учащихся обращает на семена фасоли. Предлагает проанализировать опыт, вспомнить собственные наблюдения. Задает наводящие вопросы, побуждающие учащихся к выводам, доказательствам первой гипотезы (опровержению или подтверждению). Предлагает учащимся записать сделанные ими выводы в листах «Исследователя»

Обращает внимание на слайды, корректирующие ответы учеников. Напоминает им о необходимости оценить свою работу (капельки).

Учитель обращает внимание учащихся на второе предположение в листах№2

«Суша и вода», даёт задание выполнить практическую работу на контурной карте наложить - шаблоны предполагаемой воды на контур океанов. Учитель оказывает консультативную помощь учащимся в процессе заполнения карты.

(Физминутка).

Учитель предлагает повторить стороны горизонта.

Учитель предлагает продолжить работу, выбрать опыт доказывающий (опровергающий) следующее предположение «Вода в естественных условиях». Учитель совместно с учащимися проводят демонстрацию опыта, который помогает им определиться с выводами, доказательством предположения

Демонстрирует виртуальный эксперимент, доказывающий три состояния воды и непрерывный процесс круговорота воды. Акцентирует внимание учащихся на итогах опыта. Помогает сделать вывод. Напоминает учащимся о необходимости фиксировать данные в листах. Проверить свои ответы с данными на экране. Оценить свою работу.

Учитель обращает внимание на лист №4 - « Вода на нашей планете находится в непрерывном движении» Учитель предлагает детям вспомнить демонстрацию предыдущих опытов, которые указывали на круговорот воды в природе. Привести доводы, основанные на собственном опыте. Сделать необходимые записи. Сравнить с материалом на экране. Оценить свой ответ.

Учитель подводит итог по данному этапу работы, предлагает сделать вывод по исследованию, проверить правильность заполнения таблицы, в листах «Исследователя».

Учащиеся изучают листы Исследователя, знакомятся с раздаточным материалом, задают вопросы по оформлению и форме работы.

Внимательно изучают лист №1,выбирают соответствующий опыт для доказательства гипотез, выдвигают свои предположения. Наблюдают за проведением эксперимента, фиксируют данные, высказывают свою точку зрения, делают выводы. Заполняют лист. Сравнивают полученные результаты, с данными на экране. Оценивают свою работу.













Учащиеся выполняют практическую работу на контурных картах, накладывая шаблоны океанов на контур океана в карте. Анализируют и сопоставляют карту с шаблонами, подписывают названия океанов. Задают вопросы учителю.

Делают выводы в таблице. Сравнивают полученный результат с ответами на экране. Оценивают свою работу, фиксируют затруднения в листах.





Ученики указывают, ту сторону горизонта, которую им предлагает учитель - север , юг, запад, восток























Учащиеся внимательно читают гипотезу №3, выбирают опыт для доказательств, советуются друг с другом. Участвуют в проведении опыта. Наблюдают, фиксируют необходимые данные, сопоставляют с собственным опытом наблюдения.

Делают выводы


Смотрят, слушают, вступают в диалог;

- обосновывают свой ответ;

-развивают умение сравнивать;

- делают выводы;

Напоминают друг другу о системе оценивания




- воспроизводят и выделяют необходимую информацию;

- структурируют знания;

- планируют совместно в паре (или отдельно) деятельность по созданию схемы Круговорота воды в природе (малый или Мировой)

- обосновывают вид схемы;






Личностные: приобретают новые знания, умения и

совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

4

Включение в систему знаний

(3-4 мин)

Учитель делит класс на группы и предлагает ребятам три слайда отображающие информацию, полученную на уроке, ставит задачу: «Рассмотрите рисунки на слайдах, запишите на листе №4, что на них отображено, выявите закономерности связи природных явлений».

Внимательно изучают схему, определяют природные объекты процессы и их взаимосвязь. Стараются воспроизвести информацию урока, задают вопросы, консультируются друг с другом. Анализируют, дополняют, делают выводы.



Учащиеся заполняют до конца лист Исследователя.

Зачитывают выводы по уроку. Оценивают свою деятельность.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: способны использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5

Этап рефлексии учебной деятельности (2-4мин.)

Учитель предлагает учащимся произвести подсчет «капелек». Оценивает работу детей по их результатам, количеству цветных капелек у ребенка.

Обращается к ученикам с просьбой

заполнить «Оценочный лист урока»

Степень достижения цели учебного занятия

Подводят итоги урока под руководством учителя, осуществляют подсчет капелек, оценивают себя, заполняют «Таблицу успеха».


Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6

Этап информирования учащихся о домашнем задании. (3 мин.)

Учитель дает домашнее задание и комментирует его. 

-  Усвоить содержание текста учебника параграф 15.

-Составить творческий рассказ, презентация, рисунок «Путешествие капельки»


Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают, задают вопросы