1 | Мотивационно-целевой этап (вызов) (4-5 мин.) | Приветствие учащихся. Учитель: «Сегодняшний урок с вами проведут учитель географии и учитель биологии…» Акцентирует внимание на системе оценивания учащихся: «Обратите внимание на разноцветные капельки, каждая капелька соответствует определенному результату вашей работы…..» Предлагает внимательно просмотреть видеосюжет, с той целью, чтобы ответить на вопросы учителя. Демонстрирует фильм: «Великая тайна воды» 3 мин. | Учащиеся уточняют, и задают вопросы, возникшие у них по оцениванию результатов. Учащиеся смотрят видеофрагмент. | Личностные: положительно относятся к учению. Познавательные: осознают познавательную деятельность. |
2 | Актуализация знаний. (3мин) | Учитель предлагает детям сформулировать тему урока. При необходимости корректирует тему урока. Ведет диалог с учащимися: «Что такое вода? Какие свойства воды вы знаете? Как называется оболочка Земли, состоящая из воды? С какими другими оболочками она связана?» «Из чего состоит гидросфера?» Определяет вместе с учащимися цель урока | Предлагают свои варианты темы урока. В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме. Отвечают на вопросы. Дают определение гидросфере и её составу. Анализируют взаимосвязь оболочек. Определяют цель урока. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3 | Пробное учебное действие и выявление мест затруднений (20+5) | Знакомит с листом «Исследователя». Предлагает учащимся внимательно ознакомиться с ним. Разъясняет принцип работы с раздаточным материалом. Обращает внимание на первое предположение «Вода и живые организмы». Предлагает выбрать способ доказательств. Проводит демонстрацию предложенного учащимися опыта. Внимание учащихся обращает на семена фасоли. Предлагает проанализировать опыт, вспомнить собственные наблюдения. Задает наводящие вопросы, побуждающие учащихся к выводам, доказательствам первой гипотезы (опровержению или подтверждению). Предлагает учащимся записать сделанные ими выводы в листах «Исследователя» Обращает внимание на слайды, корректирующие ответы учеников. Напоминает им о необходимости оценить свою работу (капельки). Учитель обращает внимание учащихся на второе предположение в листах№2 «Суша и вода», даёт задание выполнить практическую работу на контурной карте наложить - шаблоны предполагаемой воды на контур океанов. Учитель оказывает консультативную помощь учащимся в процессе заполнения карты. (Физминутка). Учитель предлагает повторить стороны горизонта. Учитель предлагает продолжить работу, выбрать опыт доказывающий (опровергающий) следующее предположение «Вода в естественных условиях». Учитель совместно с учащимися проводят демонстрацию опыта, который помогает им определиться с выводами, доказательством предположения Демонстрирует виртуальный эксперимент, доказывающий три состояния воды и непрерывный процесс круговорота воды. Акцентирует внимание учащихся на итогах опыта. Помогает сделать вывод. Напоминает учащимся о необходимости фиксировать данные в листах. Проверить свои ответы с данными на экране. Оценить свою работу. Учитель обращает внимание на лист №4 - « Вода на нашей планете находится в непрерывном движении» Учитель предлагает детям вспомнить демонстрацию предыдущих опытов, которые указывали на круговорот воды в природе. Привести доводы, основанные на собственном опыте. Сделать необходимые записи. Сравнить с материалом на экране. Оценить свой ответ. Учитель подводит итог по данному этапу работы, предлагает сделать вывод по исследованию, проверить правильность заполнения таблицы, в листах «Исследователя». | Учащиеся изучают листы Исследователя, знакомятся с раздаточным материалом, задают вопросы по оформлению и форме работы. Внимательно изучают лист №1,выбирают соответствующий опыт для доказательства гипотез, выдвигают свои предположения. Наблюдают за проведением эксперимента, фиксируют данные, высказывают свою точку зрения, делают выводы. Заполняют лист. Сравнивают полученные результаты, с данными на экране. Оценивают свою работу. Учащиеся выполняют практическую работу на контурных картах, накладывая шаблоны океанов на контур океана в карте. Анализируют и сопоставляют карту с шаблонами, подписывают названия океанов. Задают вопросы учителю. Делают выводы в таблице. Сравнивают полученный результат с ответами на экране. Оценивают свою работу, фиксируют затруднения в листах. Ученики указывают, ту сторону горизонта, которую им предлагает учитель - север , юг, запад, восток Учащиеся внимательно читают гипотезу №3, выбирают опыт для доказательств, советуются друг с другом. Участвуют в проведении опыта. Наблюдают, фиксируют необходимые данные, сопоставляют с собственным опытом наблюдения. Делают выводы Смотрят, слушают, вступают в диалог; - обосновывают свой ответ; -развивают умение сравнивать; - делают выводы; Напоминают друг другу о системе оценивания - воспроизводят и выделяют необходимую информацию; - структурируют знания; - планируют совместно в паре (или отдельно) деятельность по созданию схемы Круговорота воды в природе (малый или Мировой) - обосновывают вид схемы; | Личностные: приобретают новые знания, умения и совершенствуют имеющиеся. Познавательные: наблюдают, слушают, извлекают нужную информацию. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
4 | Включение в систему знаний (3-4 мин) | Учитель делит класс на группы и предлагает ребятам три слайда отображающие информацию, полученную на уроке, ставит задачу: «Рассмотрите рисунки на слайдах, запишите на листе №4, что на них отображено, выявите закономерности связи природных явлений». | Внимательно изучают схему, определяют природные объекты процессы и их взаимосвязь. Стараются воспроизвести информацию урока, задают вопросы, консультируются друг с другом. Анализируют, дополняют, делают выводы. Учащиеся заполняют до конца лист Исследователя. Зачитывают выводы по уроку. Оценивают свою деятельность. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: способны использовать приобретенные знания в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
5 | Этап рефлексии учебной деятельности (2-4мин.) | Учитель предлагает учащимся произвести подсчет «капелек». Оценивает работу детей по их результатам, количеству цветных капелек у ребенка. Обращается к ученикам с просьбой заполнить «Оценочный лист урока» Степень достижения цели учебного занятия | Подводят итоги урока под руководством учителя, осуществляют подсчет капелек, оценивают себя, заполняют «Таблицу успеха». | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |