ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 «б» класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «Шаумяновская ООШ»;
Авторской программой Неменской Л.А., Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.;
Предметной линией учебников УМК «Школа России».
Цели:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной.
Задачи:
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
формирования художественных знаний, умений, навыков.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
4. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
5. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
6. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций.
Содержание предмета
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (9ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду
№ п/п | Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
по плану | по факту |
1 | | | Вводный урок. Техника безопасности на уроках изобразительного искусства и художественного труда | 1 | |
2 | | | Многоцветие мира. Рисование «Цветочная поляна» | 1 | |
3 | | | Пять красок – всё богатство цвета и тона. Рисование «Радуга на грозовом небе» | 1 | Наблюдать красоту цветовых оттенков. |
4 | | | Выразительные возможности акварели. Рисование «Осенний лес» | 1 | Стихи А.С. Пушкина об осени. |
5 | | | Выразительные возможности аппликации. «Осенний букет» | 1 | Стихи И. Бунина об осени. |
6 | | | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад» | 1 | Рассказы М.Пришвина |
7 | | | Работы в объёме. Работа с пластилином «Животные родного края» | 1 | Рассказы В. Бианки о животных. |
8 | | | Работы в объёме. Работа с пластилином «Сказочные животные» | 1 | Загадки о животных. |
9 | | | Выразительные возможности бумаги. Оригами «Необыкновенные птицы» | 1 | Сказки Р. Киплинга. |
10 | | | Выразительные возможности бумаги. Коллективная работа. Панно «Зоопарк» | 1 | Нарисовать любимых зверей. |
11 | | | Изображение и реальность. Рисование по памяти «Грибная поляна». | 1 | Закончить работу. |
12 | | | Изображение и фантазия. Рисование «Фантастические звери и птицы». | 1 | Принести в класс книги с рисунками. |
13 | | | Изображение и фантазия. Рисование «Сказочные птицы» | 1 | Посмотреть в книжках изображения сказоч. птиц |
14 | | | Украшение и реальность. Аппликация «Бабочки и цветы» | 1 | Принести необходимые матер. для след. урока |
15 | | | Украшение и реальность. Рисование «Веточки дерева». | 1 | Найти иллюстрацию. |
16 | | | Украшение и фантазия. Изделия из бумаги «Закладка для книг» | 1 | |
17 | | | Постройка и реальность. Аппликация « Подводный мир». | 1 | Сказка «О рыбаке и рыбке |
18 | | | Братья-Мастера работают вместе. Изготовление новогодних гирлянд | 1 | Принести необходимые матер. для след. урока. |
19 | | | Братья-Мастера работают вместе. Изготовление коллективного панно «Новогодняя ёлка» | 1 | Принести необходимые матер. для след. урока. |
20 | | | Выражение характера изображаемых животных. Рисование «Четвероногий герой». | 1 | Прочитать рассказы о животных. |
21 | | | Выражение характера человека в изображении. Рисование «Добрый сказочный герой». | 1 | Русские народные сказки Сказка «Морозко». |
22 | | | Изображение природы в разных состояниях. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Прочитать сказку. |
23 | | | Изображение природы в разных состояниях. Море. «Сказка о царе Салтане…» | 1 | Прочитать сказку. |
24 | | | Доспехи доброго сказочного война. Аппликация «Смелый воин-защитник». | 1 | Найти изображения скульптур по теме. |
25 | | | Аппликация «Корабли добрых мореходов» | 1 | Найти сказки с иллюстрациями. |
26 | | | Аппликация «Замок Снежной Королевы» | 1 | Просмотр. мультф. по сказке |
27 | | | «Весенние подарки природы». Лепка. | 1 | |
28 | | | Цвет как средство выражения. Рисование «Перо жар-птицы» | 1 | Сказка «Конёк-горбунок». |
29 | | | Цвет как средство выражения. Рисование «Весенняя земля» | 1 | Найти репродукции пейзажей. |
30 | | | Цвет как средство выражения. Рисование «Весенний пейзаж» | 1 | Наблюдения в природе. |
31 | | | Аппликация «Поле цветов». | 1 | Стихи и загадки о цветах. |
32 | | | Оригами «Птицы» | 1 | Проч. рассказы о птицах. |
33 | | | Коллективное панно «Весна. Шум птиц» | 1 | |
34 | | | Искусствоведческая викторина. Выставка работ. | 1 | |
17