СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Семья" 

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»



УРОК 13


Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ»

Дата урока


Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Семья»; осветить проблемы современной семьи; на практике попытаться найти выходы из конфликтных ситуаций

Образовательные ресурсы

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

 Проволока, клубок ниток, бумага, пустая пластиковая бутылка, клей (на каждую парту)

План урока

1. Экономия семейных ресурсов.

2. Это должен уметь каждый хозяин дома.

3. Творчество своими руками

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности; домашнее хозяйство, семейный бюджет; личное время, досуг, хобби

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: объяснять ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные, нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника используя методику «фокусного чтения»; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе

Формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упражнения



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Формы организа­ции со-взаимодействия на уроке


Универсальные учебные

действия

(УУД)



Формы контроля

I. Моти­вация к учеб­ной дея­тельно­сти

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

(Приложение № 1)

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются

самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника.

Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Акту­ализация знаний

7

Словарная работа с целью проверки знаний обществоведческих терминов

Организует работу по проверке домашнего задания (термины и понятия: семья. Семейный кодекс, семейный уклад, рачительный хозяин, экономика, свободное время, хобби)

(Приложение №2)

Самостоятельно дают определения обществоведческих терминов и понятий

Индивидуальная работа, взаимоконтроль (производят обмен рабочими тетрадями и оценивают работу одноклассника с опорой на ключ и шкалу оценивания, предложенные учителем)

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Письменная работа

III. Изу­чение нового матери­ала

17

1. Чтение притч о семье и семейном счастье с использованием методики «фокусного чтения»




2.Творческие задания в парах. Рабочая тетрадь, № 3, с. 25

1. Организует самостоятельную работу по выполнению задания в рабочей тетради, проводит проверку. Раздаёт притчи ученикам

(Приложение № 3)






2. Нацеливает учащихся на творческую работу, организует конкурс рекламы.

Предлагает учащимся составить формулу семейного счастья и оформить этот материал в форме буклета или рекламы


1. Выполняют задание.









2.Самостоятельно выполняют творческие работы


1. Индивидуальная работа.







2.Групповая работа.



Личностные: формулируют свою точку зрения, определяют собственное отношение к явлениям современной жизни

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Познавательные: используют общие приёмы решения задач; ориентируются в разнообразии способов их решения, используют алгоритм «Применение методики «Фокусное чтение»

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций
и ролей в совместной деятельности

1. Письменные задания.





2. Устные ответы.


V. Итоги урока. Рефлек­сия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Организует экспресс-выставку творческих работ
и их обсуждение

Оформляют экспресс-выставку, обсуждают работы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Личностные:понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домаш­нее за­дание

2

Придумать
и нарисовать знаки, которые можно использовать в семейной жизни:

1.разрешающие;

2.запрещающие;

3.предупреждающие. Свой выбор объяснить

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа





Приложение № 1



Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»


Вопросы классу:

О чём эта притча? Как вы думаете какое отношение она имеет к теме нашего урока? ( Ответы учеников)


Приложение № 2

Ключ к словарной работе


  1. Семья — это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью

  2. Семейный кодекс –это основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации

  3. Семейный уклад - это устоявшийся стиль семейного поведения, отношений к семейным праздникам, жизненным проблемам

  4. Рачительный хозяин - это человек разумно и экономно ведущий личное хозяйство

  5. Экономика - это наука, которая изучает как люди используют имеющиеся ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей. Экономика - это способ организации деятельности общества, направленный на создание различных благ необходимых для потребления.

  6. Свободное время — обычно обозначают период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий

  7. Хобби – это конкретное занятие, которым человек любит заниматься в свободное время


Шкала оценивания


Количество правильных ответов

Оценка

7

«5»

6-5

«4»

4

«3»

0-3

«2»



Приложение № 3

Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.



Притча «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена этой семьи, в которой жило долгие годы.


Чего ты хочешь? - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что у неё нет шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь? - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье у сына хозяйки: „А ты чего хочешь?" - „Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет", - и получил мальчик велосипед.


И уже на пороге дома счастье увидело хозяина дома и спросило? А чего же хочешь ты?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что в том доме, где горит семейный очаг, всегда есть счастье!



Алгоритм применения методики

«Фокусное чтение»


1. Ознакомься с текстом (внимательно прочти весь текст в первый раз).


2. Проанализируй все атрибуты документа (оригинал, копия, дата составления, номер, служебные пометки, сведения об авторе, сведения об адресате (для кого предназначен документ), статус документа (официальный, неофициальный) и др.).


3. Оформи справку о документе. При необходимости дополни ее в ходе выполнения следующих этапов.


4. Раздели текст на части (возможно свое деление, не совпадающие с разбивкой, предложенной автором).


5. Выдели в каждой части факты и аргументы. Вспомни чем факт отличается от аргумента. Определи фокусные суждения, т.е. запиши ключевые слова, фразы, которые ты определил в каждой части.


6. Проведи анализ содержания, определи достоверность каждого факта, аргумента по следующей шкале оценки:

«7»- факт, не вызывает сомнений;

«6»- аргумент автора («6.1».- согласен, «6.2.»- не согласен);

«5»- новое, требуется проверка, дополнительное изучение..

Внеси результаты в бланк ответа.


7. Определи доминанту (главное суждение) в каждой части текста.


8. Озаглавь каждую часть текста. Впиши названия в бланк ответа.


9. Сделай вывод по каждой части текста. Запиши его в бланк ответа.


10. Подведи итоги работы. Проверь свою работу.


11. Сделай главный вывод по всему тексту. Вырази свое отношение к содержанию текста. Помни, что твой вывод не должен противоречить гуманизму и другим общечеловеческим моральным нормам, не должен нарушать законодательство Российской Федерации и международное право.

Укажи направление дальнейшего исследования и степень своей заинтересованности в его продолжении.

12. Обсуди результат работы с учащимися, учителем.


части

Номер абзаца. Название части текста.

Фокусное суждение

Оценка фокусного суждения

Доминанта суждения, вывод по абзацу, общий вывод (новое знание)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!