Технологическая карта урока русского языка "Правописание суффиксов -чик, -щик". 5 класс, УМК С. И. Львовой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Автор урока: Курова Татьяна Петровна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Львова С. И.
Тема урока: Правописание суффиксов –чик, -щик
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) выявить способ определения верного написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик, -щик.
Деятельностные: 1) продолжить развитие умения формулировать тему и проблемный вопрос урока; 2) формировать умение устанавливать сходства и различия в языковых явлениях; 3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 4) выработать умение отличать суффиксы-омонимы; 5) сформировать умение определять выбор правильного написания суффиксов –чик, -щик; 6) формировать адекватную позитивную самооценку.
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1. Мотивация к деятельности
|
1. Предлагает вставить пропущенные буквы в словах, из пропущенных букв сложить слово («суффикс»).
2. Просит выдвинуть предположение о теме урока.
3.Показывает рисунки, символизирующие разные профессии (из упр.531)
4.Просит разделить слова с суффиксами –чик, - щик на группы.
5.Просит уточнить предположение о теме урока и сформулировать проблему.
6. Просит заполнить первые два столбца таблицы ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать).
|
1.Выдвигают предположения о теме урока, формулируют проблему.
2.Заполняют таблицу, взаимодействуя с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают
|
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; познавательные: формулирование проблемы; коммуникативные: формирование собственного мнения; регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.
|
2. Актуализация и пробное учебное действие
|
1. Просит прочитать предложенные слова и провести наблюдение-исследование, чтобы ответить на проблемный вопрос: при каком условии пишется суффикс –чик, а при каком - -щик?
2. Просит сопоставить свои выводы с учебным материалом §54 и рассказать соседу по парте.
3.Предлагает запомнить две подсказки для запоминания букв, после которых пишется суффикс -чик.
4.Просит в группах самостоятельно выполнить задание по карточке для выявления суффиксов-омонимов.
5.Составление с помощью учителя алгоритма применения правила написания букв ч и щ в суффиксах существительных –чик, -щик с учетом полученной дополнительной информации.
|
1.Проводят исследование слов, делают выводы о правописании суффиксов –чик, -щик со значением лица.
2.Самостоятельно работают с учебным материалом.
3.Рработают в группах.
4.Пробуют составить алгоритм применения правила правописания суффиксов –чик, -щик.
|
Познавательные: поиск необходимой информации в учебнике, построение речевого высказывания, построение рассуждения; коммуникативные: учёт разных мнений, построение монологического высказывания; регулятивные: выполнение учебных действий в громкоречевой форме; личностные: развитие познавательных интересов.
|
3. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
|
Дает задание выполнить упражнение 532 по группам: 1, 2 группы – первые 6 слов, 3, 4 – следующие 6 слов
|
Выполняют упражнение, работают в группах
|
Познавательные: использование алгоритма для выполнения упражнения; коммуникативные: умение приходить к общему решению; регулятивные: оценка правильности выполнения задания, внесение необходимых корректив.
|
4.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Просит самостоятельно выполнить упражнение 533.
|
1.Работают самостоятельно, образуя слова с помощью суффиксов –чик, -щик.
2.Проверяют, используя алгоритм применения правила.
|
Познавательные: использование алгоритма для выполнения упр-я; коммуникативные: построение монологического высказывания; регулятивные: внесение необходимых корректив.
|
5. Включение в систему знаний и повторение
|
1.Просит решить лингвистическую задачу в группах.
2.Предлагает закончить таблицу «ЗУХ».
|
1.Решают лингвистическую задачу.
2.Заканчивают таблицу «ЗУХ».
3.Озвучивают результаты своей деятельности
|
Познавательные: поиск разнообразных способов решения; коммуникативные: учёт разных мнений, построение монологического высказывания; регулятивные: внесение необходимых корректив.
|
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
1. Дает задание найти 4- лишнее в ряду предложенных слов.
2. Подводит итоги урока: "Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?".
3. Дает домашнее задание на выбор.
4. Выставляет оценки за урок.
|
1.Находят 4-е лишнее слово и объясняют выбор.
2.Выставляют оценки за урок.
3.Подводят итоги урока.
4.Выбирают домашнее задание.
|
Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; познавательные: сравнение и классификация по заданным критериям, построение рассуждения; коммуникативные: построение монологического высказывания; регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1.Мотивация к деятельности.
1. Вставить пропущенные буквы в слова: бе_конечный, ч_десный, э(ф, фф)ект, соб_рать, во_зал, и_править.
- Рисунки из упр.531, символизирующие разные профессии: каменщик, сварщик, вертолетчик, переводчик.
- Разделить слова на группы: водопроводчик, укладчик, каменщик, ракетчик, мороженщик, носильщик.
- Таблица «ЗУХ»
2.Актуализация и пробное учебное действие.
1. Прочитай слова. Понаблюдай, после каких согласных букв пишется буква ч в суффиксе:
Разведчик
автоматчик
|
Доносчик
смазчик
перебежчик
|
Фонарщик
Шарманщик
выдумщик
|
3. Кто быстрее объяснит, какое отношение к §54 имеет фраза: я ТоЖе ЗДеСь? Обоснуйте свою точку зрения.
Запомните еще подсказку: Ты Же Должен Знать Суффикс –чик.
4.Карточка.
Установите сходство и различие в парах слов: карманчик – грузчик, стульчик – подписчик, сарайчик – заказчик.
Один и тот же суффикс или разные суффиксы в этих существительных. Обоснуй свой ответ. В случае затруднения обратитесь к «Словарику значения морфем». Как называются такие суффиксы?
|
5.Алгоритм
Основа оканчивается на
д – т, з – с, ж
|
Определяем значение суффикса
|
Уменьшительно-ласкательное
|
Определяем исходную часть слова, от которого образовано данное
|
Основа оканчивается на другие буквы
|
5.Включение в систему знаний и повторение.
Лингвистическая задача.
Дано
|
Решение
|
1) перебез_ик, свар_ик, камен_ик
2) пиль_ик, фонар_ик, сплав_ик
3) смаз_к, разнос_ик, развед_ик
|
|
Найти:
в каком ряду во всех словах пишется буква щ.
|
|
Дано
|
Решение
|
1) перебез_ик, свар_ик, камен_ик
2) пиль_ик, фонар_ик, сплав_ик
3) смаз_к, разнос_ик, развед_ик
|
|
Найти:
в каком ряду во всех словах пишется буква ч.
|
|
Дано
|
Решение
|
1) д, т, ш, ж, с
2) з, ж, д, т, с,
3) ж, з, к, с, д
|
|
Найти:
после каких букв пишется буква ч.
|
|
Дано
|
Решение
|
1) перебез_ик, лет_ик, заказ_ик
2) стуль_ик, карман_ик, стакан_ик
3) смаз_к, разнос_ик, развед_ик
|
|
Найти:
в каком ряду во всех словах суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение.
|
|
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Найди 4-е лишнее:
1.Барабанщик, плащик, фонарщик, сварщик. 2.Стакинчик, буфетчик, заказчик, пулеметчик.
Домашнее задание (по выбору): 1) упр. 536; 2) сочинить сказку про суффиксы –чик и – щик; 3) написать сочинение-миниатюру о профессиях, употребив слова с суффиксами –чик, -щик