СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Наречие".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка для 6 класса по теме "Наречие"»

Наречие

Цель деятельности
учителя

Актуализировать и восстановить ранее изученное о наречии, углубить знания об особенностях функционирования наречий в речи

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль наречий; уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль



организационная структура (сценарий) урока


Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологи-ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Эвристическая беседа.

На доске: «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».
(Ф. Бэкон)

– Прочтите записанное на доске высказывание Фрэнсиса Бэкона, английского ученого-философа. Как вы его понимаете? (Учащиеся высказывают свои мнения.)

– Найдите орфограммы. (Безударные гласные, в корне и суффиксе, проверяемые и не проверяемые ударением, парные согласные).

– Запишите это высказывание каллиграфически и без ошибок в тетрадь.

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказы-вания.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы.



– Найдите наречие в этом предложении. Вспомните: что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? Изменяются ли наречия? (Учащиеся вспоминают материал 4 класса.)



Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



Просмотр мультимедийной презентации
с упражнениями и теоретическим материалом «Наречие как часть речи», сопровождающей все этапы урока

Историческая справка

Название «наречие» идет из старины и указывает на связь с глаголом. Раньше глагол назывался «речь» (наречие – слово, связанное
с «речью», то есть с глаголом, «приглаголие»)

Наречие – очень сложная по правописанию часть речи; в некоторых наречиях приставки-предлоги пишутся раздельно, например,
на лету, без умолку, с разбегу, в других слитно – насилу, исподлобья, в третьих – через дефис: по-видимому, по-турецки, во-первых.

Словарная работа

на память на скаку

насилу на дом

– Определите лексическое значение слов, составьте с ними словосочетания и предложения.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям презентации.

– Чтобы усвоить правила правописания наречий, надо уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, в чем-то схожих с наречиями. Но сначала надо научиться определять наречия как часть речи.

– Ребята, на слайде представлен текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, чтобы текст перестал быть деформированным (работа по цепочке). Объясните графически расстановку знаков препинания.

Вот солнце к_снулось тихой воды у берега. Восходя все выше, оно греет оз_бшую землю. Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда (передо)мною рождался новый мир, по-новому красивый. Я как(то) особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла_кие звуки имени.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществляют для решения учебных задач логические

Вопросы для уточнения информации.



Организует и сопровождает деятельность учащихся, Контролирует правильность выполнения заданий.






Физкультминутка

Вот мы руки развели, Наклонились, выпрямились,

Словно удивились. Наклонились, выпрямились.

И друг другу до земли Ниже, ниже, не ленись,

В пояс поклонились! Поклонись и улыбнись

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

4. Целеполагание и по-строение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам; ознакомление с заданием; монологические высказывания

– Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце это жизнь.)

– Выпишите из текста наречия с теми словами, к которым они относятся. (Восходя выше, по-новому красивый, люблю особенно, как-то особенно.)

Работают
с заданием, отвечают
на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над повторением темы

Индивидуальная, групповая


Вопросы для уточнения информации

5. твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного

проекта

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

• Наречия сочетаются чаще всего с глаголами, а также с глагольными формами, прилагательными и другими наречиями.

• Наречия могут сочетаться с именами существительными: взгляд исподлобья, яйца всмятку, кофе по-турецки.

• Наречия обозначают признак действия.

– В нашем случае это какие словосочетания? (Восходя выше, люблю особенно.)

– А в двух других случаях какое значение наречий? (Признак признака, признак предмета.)

– Какое главное слово в значении наречия? (Признак.)

Вывод о грамматическом значении наречия: Обычно наречие обозначает время, место, причину, цель и образ действия и отвечает на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?», «насколько?».

– Какова синтаксическая роль наречий? Разберите по членам предложения.

Я как-то особенно люблю солнце.

Вот солнце коснулось тихой воды у берега.

Я люблю кофе по-турецки.

Сегодня холодно.

Вывод: Наречие обычно является в предложении обстоятельством, иногда может быть определением и сказуемым.

– Какая часть речи, похожая на наречие, может быть сказуемым? (краткое прилагательное.)

– Очень важно не путать предложения с кратким прилагательным
и с наречием.

Утро ясно. Ответил ясно и понятно.

Лицо зло. Говорить зло.

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Отвечают
на вопросы, делают выводы

Групповая,

индивидуальная


Устные ответы

6. Первичное закрепление, самостоятельная работа

Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, письменная работа

Выборочный диктант.

1-й вариант записывает предложения с кратким прилагательным.

2-й вариант записывает предложения с наречиями.

Неспокойно синее море. Засмеялся Балда лукаво.

Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто.

«Это цапля кричит», – спокойно возразил Павел.

Разбор наречий по составу.

Медленно, вправо.

Вывод: наречие – неизменяемая часть речи.

Творческая работа.

Повторение зс на конце приставок.

Работают
с заданием,

формулиру-ют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве

Индивидуальная, групповая


Устные ответы,

листы обратной связи



Учитель называет существительные с предлогом, ученики записывают наречие с приставкой.

без перерыва – беспрерывно

без страха – бесстрашно

без остановок – безостановочно

без конца – бесконечно

без совести – бессовестно

без связи – бессвязно

Устно объясняется, почему в одном случае пишем з, а в другом с.

с учителем и одноклассниками делают выводы; отвечают на вопросы


классификации, устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


7. Включение
в систему знаний
и повторение

Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание

– Сегодня мы вспомнили, что такое наречие, выяснили, что оно обозначает признак действия, признак признака, признак предмета; может пояснять глагол, прилагательное, существительное, наречие. Наречие является неизменяемой частью речи. В предложении может быть обстоятельством, определением, сказуемым

Делают выводы, оценивают работу товарищей, отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают зна-

чение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание учащихся за работу
на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку
с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи