2. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. | На данном этапе учитель сообщат детям, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду, без которых невозможна жизнь на земле. Учитель читает монолог от лица ученого, учащиеся должны узнать его – это Антонио Ван Левенгук. «Я, хозяин мануфактурной лавки в городе Дельфте, который находится в Голландии. Много лет я посвятил своему увлечению, которое многие называли странным. По вечерам, когда торговля заканчивалась, я отдавал время занятию своим увлечениям. Покупатели подозрительно косились на мои обожженные и искалеченные пальцы, не зная моего увлечения. Чтобы овладеть своим странным ремеслом я посещал мастерские, где этим занимались. Но увы! Мои учителя умели немногое. Мне же удалось изготовить такой прибор, с помощью которого я открыл невиданный, неизвестный человеку мир живых существ.» Вспомните: Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
Далее учитель предлагается учащимся посмотреть видеоролик «Микроскоп Антонио Ван Левенгука https://www.youtube.com/watch?v=ZyV15nVgg1c После просмотра видеоролика учащиеся отвечают на вопрос: «Какое отношение открытие Левенгука имеет к теме сегодняшнего урока?». | Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Обобщают полученные ранее знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого. | 1. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 2. Высказывают свою точку зрения. 3. коммуникативные УУД: развитие умений слушать и обосновывать свое мнение. | развитие умений работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию) |
3. Этап целеполагания | Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Учитель: – Левенгук рассмотрел и описал группу микроорганизмов под название бактерии. Мы с вами знаем, что всю живую природу ученые делят на группы. Как называются самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир? Учитель: – Мы изучили три из них Растения, Животные и Грибы. Всего как вы уже знаете царств живой природы 4. В какое царство можно поместить микроорганизмы, которые открыл Антонио Ван Левенгук? | Ученики: – Такие группы называются царства. Ученики: – Царство Бактерии (тема урока сформулирована) | | регулятивные УУД (формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно) | |
4. Открытие нового знания. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | 1. Общая характеристика бактерий. Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?». Учитель организует работу с ЭОР по изучению бактерий, обращается с вопросами: Кто такие бактерии? Какая наука их изучает? Для ответов на поставленные вопросы предлагает обучающимся проанализировать текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дать определение бактериям и науке, изучающей бактерии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Учитель обращается к обучающимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? 2. Строение бактериальной клетки. Учитель предлагает проанализировать текст и рисунок «Строение клетки бактерии». 3. Процессы жизнедеятельности бактерий. Учитель обращается с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf | В ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя формулируют определения. Обучающиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm И http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». После заполнения схемы анализируют текст о распространении и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях. Анализируют текст учебника о типах питания бактерий, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf Затем продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm Далее знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm Для изучения способа размножения бактерий просматривают соответствующую анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf После её просмотра обучающиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут. Находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются. | Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий. Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий. | 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. 3. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
5. Физкультминутка | учитель показывает упражнения физкультминутки: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за учёбу снова сесть. | Повторение упражнений. | | 1. Учатся переключаться на другой вид деятельности | Формируют представле- ние о значе- нии физминутки |
6. Применение нового знания Цель: применить знания в новой ситуации | Корректирует знания обучающихся с помощью интерактивных тестовых заданий: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ и задания в виде схемы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Выполняют интерактивные тестовые задания и задание – схему строения бактерии. | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
7. Рефлексия Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». «Мишень» - это нарисованный круг, поделенный на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность на уроке», «Оценка моей деятельности», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Мишень комментируется учителем. | «Стреляют» четыре раза в мишень, делая отметку в зависимости от оценки действия. | | 1.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Самооценка. |