Урок 2.
“Тема любви в повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет”
«Проснись, любовь!» (В.Шекспир)
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! –
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!.. ( Николай Ленау)
«Молчать и гибнуть» - вот духовный обет влюбленного «телеграфиста». И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. И напоминает в день её рождения.
«Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то «счастливо – чудесного». Что же «счастливо – чудесное» произошло в этот день?
Вера получила подарки: от сестры Анны - записную книжку, от мужа – серьги, от человека с инициалами Г.С.Ж. – гранатовый браслет.
Она получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
Подарок Желткова – браслет - выглядит безвкусной безделушкой, «поповской штучкой». Но его значение и ценность в другом. Желтков дарит самое ценное, что у него есть, - фамильную драгоценность, которую носила его «покойная матушка».
Прочитайте описание браслета (гл.5)
Очень символичны подарки мужа и Желткова. Муж подарил серьги - два разрозненных предмета с жемчугом-символом слёз и скорби, а Желтков – красный гранатовый браслет с зеленым гранатом посредине – вещь, замкнутую в кольцо, что является воплощением гармонии; гранат, по преданию, приносит своему обладателю радость и веселье, а зеленый гранат имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти. И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”.
К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно.
Что же символизируют собой «прелестные густо-красные живые огни» гранатового браслета?
Кровь – символ жизни, её пробуждение. Символ любви прекрасного человека – символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной любви. Но и символ смерти.
Гранатовый браслет является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.
Какие еще символы встречаются в повести?
Число 13; перемена пейзажа в начале повести и есть та возвышенная и роковая любовь; молитвенник, переделанный под записную книжку; сама княгиня Вера; генерал Аносов – символ мудрости; роза; библейские мотивы.
Какой символ любви проходит через повесть?
Роза.
В каких еще литературных произведениях вы встречали розу и какую роль она играла?
«Маленький принц» А.Экзюпери , «Снежная королева» Х.К.Андерсена
Сколько раз в повести «Гранатовый браслет» упоминается роза? Объясните, каково значение этих деталей в композиции повести?
(Учащиеся заполняют таблицу)
Экспозиция
Описание увядающего сада
Прежняя счастливая любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы.
Развитие действия
Княгиня Вера дарит розы генералу Аносову
Две подаренные генералу розы символизируют двух сестер, Анну и Веру
Вставные композиционные элементы (рассказы генерала)
Рассказ о розовом масле
Не зная цену настоящему чувству, люди проходят мимо, растрачивая себя понапрасну
Болгарка перебирает сухие лепестки роз
«Когда же последовал наш поход из тех мест, мы дали друг другу клятву в вечной взаимной любви и простились навсегда»
Развязка
Вера кладет розу в гроб Желткову
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее»
Роза — символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно).
Когда наступает переломный момент для княгини Веры в её отношении к Желткову?
Только после его смерти, в момент прощания с ним.
Обратимся к этому эпизоду, прочитаем вслух. (гл.12)
Почему Вера пришла к умершему?
Чувство вины, желание узнать истину: та ли это любовь, которая бывает «раз в тысячу лет»
Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти», или есть другая причина?
Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»
Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона».
Так Куприн показывает талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.
Вывод. Талант любить достается не каждому. У героя повести этот талант был. Талант любить и дарить любовь великой очищающей силы, преображающей каждого из героев. Это возвышенное чувство может победить даже смерть. Желтков умирает, но пробуждается к жизни княгиня Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.
«Всякая любовь – великое счастье…» (И.Бунин)
Так что же такое любовь? Как она изображена в повести Куприна?
Кто из героев повести разделяет подлинность чувства «телеграфиста»?
Генерал Аносов. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя.
Какую роль отводит Куприн этому «тучному, высокому, серебряному старцу»?
Генерал Аносов представляет старшее мудрое поколение. Именно он заставляет Веру Николаевну более серьезно отнестись к любви таинственного Г.С.Ж., своими размышлениями о любви способствует тому, чтобы княгиня могла посмотреть на свою семейную жизнь с разных сторон. Ему принадлежат пророческие слова: “... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”.
Именно генералу Аносову автор доверяет выразить свои мысли о том, какой должна быть любовь. Прочитайте эти слова. (гл.7)
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».
Старый солдат, слушая рассказ о Г.С.Ж., слышит знакомые ему ноты доблести духовной. Он уверен, что любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. И его рассказы тому подтверждение.
Вывод. Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.
Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту.
В природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни. Таких людей, как он, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.
«Любовь- это талант сродни музыкальному»
Мы начали урок музыкой, название которой стало эпиграфом повести «Гранатовый браслет» - это Аппассионата Бетховена. Эпиграф настраивает нас на то, чтобы слушать сонату— величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть.
Каким настроением проникнут финал рассказа?
Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти, но не трагедии.
Последнее объяснение Желткова с миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната № 2 — о жизни, о смерти и о любви.
Услышала ли это объяснение Вера? О чем плачет она, обняв ствол акации и прижавшись к нему?
Она не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами. Она плачет, потому что её души коснулась эта святая любовь и пробудила.
Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки, пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии. В чем же сила любви? О чем говорят слезы Веры?
Сила любви – в преображении души. Слезы Веры – очищающие, возвышающие душу.
Овеянная звуками музыки, повесть учит не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе. Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Всего за 2 дня Вера понимает так много. Возможно ли это?
Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи — любовь, музыка и смерть. И все три они объединяются в финале повести.
Вере открывается нечто недоступное ранее. Благодаря музыке душа Веры словно соединилась с душой Желткова. При звуках бетховенской сонаты героиня переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Она произносит в мыслях те слова, которые мог бы произнести только он.
( Под музыку бетховенской Largo Appassionato ученики читают отрывок главы 13)
Вывод. Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Повесть поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Никто о женщине не сказал лучше Желткова: «Да святится имя твое!».
Подведение итогов урока
«Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья» — эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему творчеству писателя. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев писал он о любви. И «Гранатовый браслет», пожалуй, самая поэтичная повесть Куприна.
О чем эта повесть? Что хотел сказать автор?
Повесть о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Актуальна ли повесть в наше время? Когда в поисках любви выдвигают целый список требований? А то и не мудрствуя лукаво – просто ищут спарринг-партнеров.
Любовь – это счастье и страдание, это трагедия и всепрощение, пусть даже приходящее со смертью героев.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная А. И. Куприным.
Его имя по праву занимает достойное место в галерее писателей, воспевавших вечную любовь. Любовь, которую нужно искать, беречь, которой нужно учиться и в которую нужно обязательно верить.
Оценки за урок
Домашнее задание
Написать мини-сочинение «Чему научил меня «Гранатовый браслет»