Тема праведничества в русской литературе
Выполнили: Фокина Юлия
Кондратьева Валерия
ученицы 10 А
учитель: Кичмар Ольга Ивановна
Волжский 2014
Цели и задачи
Цели: Раскрыть концепции «праведничества» в русской литературе
Задачи : -Изучить понятие «праведничество»
-Прочитать произведения Н.С.Лескова, А.П.Платонова, А.И.Солженицына.
-проанализировать образы персонажей, воплощающих идею «праведничества».
Понятие праведничества
Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова,Лескова,Платонова,Солженицына.
Так кто же такой праведник?
Праведник — это человек,строго придерживающийся заповедей,моральных предписаний какой — либо религии; добрый человек,любящий людей больше самого себя.
Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова
- Изображения праведницы в сказке Н.С. Лескова «Маланья — голова баранья»
Лесков в сказке раскрывает образ бедной женщины по имени Маланья. Она живет сегодняшнем днем и прежде всего, думает не о себе, а о других людях. За это в народе прозвали ее «Голова баранья». Лесков уделяет большое внимание не внешности героини, а ее внутреннему миру, красоте души. Помощь другим: наверное, в этом и заключается смысл ее жизни. Маланью абсолютно не волнует, беден человек или болен. Она безотказно поможет каждому человеку, а если не может, то одарит его теплом и лаской. В ней отсутствует черты эгоизма, это добрая и отзывчивая душа, ей руководят только чистые и искренние побуждения.
Именно такие люди помогают нам понять, кто мы есть на самом деле и дают возможность оставаться прежде всего людьми и проявлять хоть каплю сострадания и помощи людям, которые в этом нуждаются.
Образ праведника в сказке Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
Это произведение о тульском мастере по имени Левша, одного из тех, кто участвовал в подковывании блохи. Лесков описывает Левшу как искусного оружейника, с родимым пятном на щеке и с небольшими лысинами на висках, немного косоглаз и плохо владеет правой рукой. Его образ стоит в ряду других праведников, созданных Лесковым. Он олицетворяет всю талантливость русского народа. Левша жертвует собой ради Отечества, чтобы доказать англичанам, русские ни чуть не хуже их. Поездка в Англию оказалась очень тяжелой, он едет туда без остановок, без документов и очень голодным. Увидев творение Левши, англичане предлагают остаться у себя в стране, он отказывается: «Мы к своей Родине привержены». Тем самым он доказывает, что он истинный патриот, с высокой нравственностью и его невозможно подкупить. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» - отзывался о Левше один из англичан. Но свой истинный патриотизм он доказывает в последние минуты своей жизни. Он просит передать государю секрет о чистке оружия в Англии, незнание которого снижает боеспособность русской армии.
Образ праведника Тимофея Осиповича в сказке «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова
В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим»
При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверх чувственности, Божественного Промысла. В рассказе «Христос в гостях у мужика» реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар.
Когда-то давно Тимофея Осиповича сильно обидел его дядя. Он держал злобу на старика на протяжении долгих лет, уехал подальше от родных в сибирский край, но не смог простить столь сильные обиды. Именно Христос и вера помогли ему обрести счастье в жизни и простить своего дядю. Тимофей исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрел мир в душе.
Образ крепостного мальчишки Паньки в рассказе Н.С. Лескова "Дурачок"
Н.С. Лесков создал целую галерею образов русских людей. Писатель считал, что творящие не церковный подвиг человеколюбия - праведники и они «сильнее других делают историю»
К сожалению, люди совершают так мало добра, что окружающие относятся с презрением к людям, которые идут на подвиги, жертвуя собой. Так случилось и с главным героем в рассказе «Дурачок».
Безродный крепостной мальчик по имени Панька, рос при господском доме, и должность была его «всем помогать».Люди задавались вопросами о его деятельности, а вот Панька от своих деяний получал необыкновенный заряд тепла и любви. Панька всех удивлял своими поступками, то во дворе работал днями и ночам, то конюшни чистил, а в свободное время плел лапти и себе и другим.
Он был настоящим праведником, который не щадил себя, это хорошо видно в сцене с провинностью Пети. Увидев, как Петька боится идти на наказание, Панька решается выручить его и пойти на розги вместо него.
Его любовь к людям можно сравнить с любовью Иисуса Христа, он совершенно искренен и все его поступки идут от чистого сердца, во имя добра.
Образ праведника Ефима в рассказе А.П. Платонова "Юшка"
Рассказ «Юшка», написанный Платоновым, весь пронизан болью и состраданием к герою, которого не считали за человека. Он был трудолюбив, работал в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал всякую работу и получал за это очень скромное жалование. Он жил тем что подаст ему кузнец. Юшка работал с утра до ночи, честно выполняя свою работу, и никто никогда не слышал от него плохого слова. Проходя по улице в Юшку летели горсти камней и ветки деревьев, которые дети поднимали с земли и бросали в бедного Юшку, а мужики, напиваясь, избивали его. Но Юшка был убежден, что люди любят его. Он был в этом уверен, потому что он сам любил людей всем сердцем и делал для них все. Бедняга считал, что все на земле живое и имеет душу.
- Он был болен туберкулезом, и частые побои сильно сказались на его здоровье. Он ослабевал, но в нем была всегда неопределенная тяга к жизни. »Мне нельзя помирать»-говорил он.
- После смерти Юшки, люди моментально забыли о том, что такой человек вообще существовал. Но им стало худо, потому что злоба и издевательство, которое они вымещали на бедном больном человеке, оставалась в них.
- Такие люди-праведники, как Юшка существуют и в современном мире. Эти люди готовы поддержать, прийти на помощь и всегда дать правильный совет. Они дарят добро, в столь злой и обиженный мир. Они-луч света в темноте. Именно таких людей нужно уважать и ценить, а не вымещать на них все свое зло и гнев.
Идея произведения в рассказе Лескова "Пугало" - зло всегда родит зло, и побеждается только добром
- Н.С.Лесков, в рассказе «Пугало» представляет доброго, честного мужика Селивана, которого считали разбойником и вором без всякой на то причины. Слухи и крестьянские вымысли окрестили его колдуном и превратили в пугало для окружающих. Но один случай перевернул стереотипы крестьян о нем, и заставил раскаяться за клевету.
- Селиван в юности работал у калачника и продавал калачи. Он был честен и никогда не обманывал людей. Однажды он исчез из города, оставив все деньги от дневной продажи. Вместе с ним исчезает и девочка, дочь палача. Эту бедную девочку, вместе с отцом никто не хотел пускать в дом и накормить. Они ночевали в сырых глинистых оврагах, пока однажды отец не замерз насмерть, а девочка осталась калекой. Селиван женился на этой девочке, и переехал в пустой постоялый двор, которого после все обходили стороной, потому что там жил «пугало» Селиван. «Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».
- Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.
- Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тетушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами. Совместно решается, что ее украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идет по-другому.
- Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения - с другой, - и всем казалось, что все они - враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"
- Матрена-сильная русская женщина, с несчастной судьбой. Много горести и печали было в ее жизни, но она смогла выстоять и осталась доброй и бескорыстной женщиной. Все ее дети умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня твердила, что Матрена «порченая», потому что вышла замуж за брата своего жениха.
- Всю свою жизнь она прожила не для себя, а для других. Она работала не покладая рук:жала сено, пахала, трудилась на колхоз, на соседей, выполняла «мужицкую» работу, но никогда при этом не просила денег. О таких женщинах, как Матрена,писал Некрасов: «Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!»
- Она помогала всем без отказа, а у самой в доме было все вверх дном. Люди считали ее глупой, не понимающей ничего в жизни, женщиной. Ее не уважали, не подражали ее доброте и отзывчивости. Именно в этом, по мнению А.И. Солженицина, заключалась беда русского народа.
- Без таких женщин-праведников, как Матрена, «не стоит ни село, ни город. Ни вся Земля наша.»
- Именно такие как она, составляют гордость русского народа .
- По мнению других,она была несчастливой женщиной. Но по ее мнению, все было хорошо, потому что сердце ее было чистое,а душа добрая. Она никогда не обманывала людей и не предавала.
Воплощение русского национального характера в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"
Иван Северьяныч – главный герой повести, который за свою жизнь совершил немало поступков как хороших, так и плохих. Он забивает до смерти монаха, отрубает хозяйской кошке хвост, а в борьбе за кобылу забивает татарского князя и по желанию Груши, скидывает ее с обрыва. Он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Читая произведение Лескова, мы можем задаться вопросом: Флягин - грешник или праведник? Очарованный странник был сам заложником несчастий, и все его благородные поступки были совершены неосознанно, решения которых связаны с порывом чистой души. Именно после гибели любимой Грушеньки, он сильно раскаивается в своих грехах и называет себя «большим грешником». И только в монастыре уже вспоминает о своих грехах со спокойной душой. Хоть Иван Северьяныч и совершил много нехороших поступков, но все же раскаялся за них и молился за каждого. Этого героя можно назвать праведником,потому что на его примере Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
Общие черты всех праведников
- Деятельное и самоотверженное добро — главная идея праведника
- Праведники никогда не смешивают любовь к Отечеству с выполнением распоряжением начальства. Норма поведения для них- независимое,достойное служение своему народу,а не царю.
- Полное отсутствие эгоизма,заботятся о спасении других и находят радость в утешении и помощи близким. Добры и скромны.
- Сила духа и твердость помогают им предотвратить конфликты между людьми
- Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся,чтобы их благородство было замечено,не ожидают наград за совершенное ими добро.
Список используемой литературы:
- Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp
- Н.С.Лесков «Маланья — голова баранья» http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0600.shtml
- Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_l/leskon01.htm?1/5
- Н.С. Лесков сказка «Христос в гостях у мужика» http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_02464.shtml
- Н.С. Лесков рассказ «Дурачок» http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0244.shtml
- А.П.Платонов рассказ «Юшка» http://www.ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html
- Н.С.Лесков рассказ «Пугало» http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0230.shtml
- А.И.Соженицын «Матренин двор» http://www.rulit.net/books/matryonin-dvor-read-132900-1.html
- Н.С.Лесков «Очарованный странник», издательство «Астрель»,М.,2006