№п/п | № темы | Тема занятия | Основныевиды деятельности обучающихся | УЕ | Дата проведения |
ИК-6 | ИК-9 |
По плану | Факти- чески | По плану | Факти- чески |
Язык и речь (2 часа) |
1 | 1 | Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | 6 5 5 | | | | |
2 | 2 | Наша речь и наш язык. | Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывание о русском языке. (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 5 | | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов) |
3 | 1 | Текст. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. | | | | | |
4 | 2 | Типы текстов. | Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 11 | | | | |
5 | 3 | Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. | 1 | | | | |
6 | 4 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа. | | | | | |
7 | 5 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | | | | | |
8 | 6 | Видыпредложений по цели высказывания и по интонации. Словарный диктант | Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | 12 | | | | |
9 | 7 | Предложение с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения. | | | | | |
10 | 8 | Состав предложения. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. | | | | | |
11 | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. | Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». | | | | | |
12 | 10 | Распространенные и нераспространенные предложения | Распространять нераспространённые предложение второстепенными членами. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | | | | | |
13 | 11 | Знаки препинания в сложном предложении. | Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. | | | | | |
14 | 12 | Словосочетание. Стартовая диагностическая работа | Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | | | | | |
15 | 13 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | | | | | |
16 | 14 | Проверочная работа по теме: «Текст. Предложение. Словосочетание». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя по учебнику». | 33 | | | | |
Зачёт№1 « Язык и речь. Текст. Предложение. Словосочетание» |
Слово в языке и речи (19 часов) |
17 | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка» | | | | | |
18 | 2 | Синонимы и антонимы. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода, альбом. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | | | | | |
19 | 3 | Омонимы. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | | | | | |
20 | 4 | Слово и словосочетание. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | | | | | |
21 | 5 | Фразеологизмы. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | | | | | |
22 | 6 | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. | 2 | | | | |
23 | 7 | Части речи. | Узнавать изученные части речи среди других слов и предложений, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | | | | | |
24 | 8 | Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте. | | | | | |
25 | 9 | Различение в тексте имён существительных, глаголов, имён прилагательных. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. | | | | | |
26 | 10 | Имя числительное. | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных. | | | | | |
27 | 11 | Имя числительное. Проверочная работа по теме «Части речи». | Приводить примеры слов - имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания | 11 | | | | |
28 | 12 | Однокоренные слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова – синонимы, слова с омонимич-ными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | | | | | |
29 | 13 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки ,ёж . Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Под-бирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | | | | | |
30 | 14 | Правописание слов с ударными (сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными классными в корне | Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | | | | | |
31 | 15 | Согласные звуки и буквы для их обозначения | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков. Работать с памяткой «Как делать звукобуквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко - буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. | | | | | |
32 | 16 | Правописание слов с мягким разделительным знаком Словарный диктант | Приводить примеры с заданной орфограммой.Объяснять и доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). | | | | | |
33 | 17 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. | | | | | |
34 | 18 | Проверочный диктант по теме «Слово в языке и речи». | Оценить результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | | | | | |
35 | 19 | Проект «Рассказ о слове» | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | | | | | |
Состав слова (16 часов) |
36 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. | | | | | |
37 | 2 | Чередование согласных в корне слова. Сложные слова. | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. | | | | | |
38 | 3 | Контрольное списывание. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. | 2 | | | | |
39 | 4 | Формы слова. Окончание. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | | | | |
40 | 5 | Формы слова. Нулевое окончание. | Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | | | | |
41 | 6 | Упражнение в определении окончания в слове. | Выделять окончание в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | | | | |
42 | 7 | Приставка. | Формулировать определение приставки. Объяснить значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | | | | | |
43 | 8 | Приставка. Нахождение приставки в слове. | Формулировать определение приставки. Объяснить значение её в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | | | | | |
44 | 9 | Приставка. Значение приставок | Формулировать определение приставки. Объяснить значение её в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. | | | | | |
45 | 10 | Суффикс. | Формулировать определение суффикса. Объяснить значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффикса. | | | | | |
46 | 11 | Суффикс. Значение суффиксов. | Формулировать определение суффикса. Объяснить значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффикса. | | | | | |
47 | 12 | Суффикс. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. | | | | | |
48 | 13 | Основа слова. | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования. | | | | | |
49 | 14 | Обобщение знаний о составе слова. | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу» Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. | | | | | |
50 | 15 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. | 3 | | | | |
51 | 16 | Проверочная работа № 3по теме «Состав слова» Проект «Семья слов» | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в выполнении своей работы. | 33 | | | | |
Зачёт №2 « Слово в языке и речи.Состав слова» |
Правописание частей слова (29 часов) |
52 | 1 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значи-мых частях слова. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | | | | | |
53 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. | | | | | |
54 | 3 | Алгоритм проверки правописания слов с безударными гласными в корне. | Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | | | | | |
55 | 4 | Упражнения в правописание слов с безударными гласными в корне. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | | | | | |
56 | 5 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Старославянизмы. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами) | 11 | | | | |
57 | 6 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | | | | | |
58 | 7 | Алгоритм проверки правописания слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | | | | | |
59 | 8 | Упражнения в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | | | | | |
60 | 9 | Тренировочные упражнения в правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | | | | |
61 | 10 | Контрольное списывание. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | | | | | |
62 | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | | | | | |
63 | 12 | Алгоритм проверки правописания слов с непроизносимыми согласными в корне. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | 22 | | | | |
64 | 13 | Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | | | | |
65 | 14 | Тренировочные упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | | | | | |
66 | 15 | Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными в корне. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | | | |
67 | 16 | Правописание слов с удвоенными согласными. | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | | | | | |
68 | 17 | Правописание суффиксов и приставок. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | | | | | |
69 | 18 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса - ок. | | | | | |
70 | 19 | Правописание приставок. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. | | | | | |
71 | 20 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | | | |
72 | 21 | Правописание приставок и предлогов. | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. | | | | | |
73 | 22 | Упражнения в написании слов с приставками и предлогами. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | | | | | |
74 | 23 | Роль приставки и предлога в словосочетании и предложении. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | | | | | |
75 | 24 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его впрактикой деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. | | | | | |
76 | 25 | Упражнения в правописаниислов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. | | | | | |
77 | 26 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).Составление объявления | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.Составлять объявление. Продемонстрировать и оценить свои знания. | | | | | |
78 | 27 | Контрольный диктант | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | 33 | | | | |
79 | 28 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | Составлять по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | | | | | |
80 | 29 | Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению. Составлять объявление. | | | | | |
Зачёт №3 « Правописание частей слова» |
Части речи (85 часов) |
81 | 1 | Части речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | | | | | |
Имя существительное (33 часа) |
82 | 1 | Имя существительное как часть речи. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. | | | | | |
83 | 2 | Начальная форма имени существительного. | Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. | | | | | |
84 | 3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению) | | | | | |
85 | 4 | Устаревшие слова. | Находить устаревшие слова - имена существительные. | | | | | |
86 | 5 | Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | Письменно излагать содержание текста- образца по самостоятельно составленному плану. | | | | | |
87 | 6 | Собственные и нарицательныеимена существительные. | Распознавать собственные и нарицательныеимена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | | | | | |
88 | 7 | Контрольное списывание. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | 11 | | | | |
89 | 8 | Проект «Тайна имени». | Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. | | | | | |
90 | 9 | Изменение имён существительных по числам. | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных | | | | | |
91 | 10 | Имена существитель-ные, имеющие форму одного числа. | Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа | | | | | |
92 | 11 | Развитие речи. Письмо по памяти | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти. | | | | | |
93 | 12 | Имёна существительные общего рода. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. | | | | | |
94 | 13 | Упражнения в определении рода имён существительных. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. | | | | | |
95 | 14 | Род имён существительных. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | | | |
96 | 15 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | | | | | |
97 | 16 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существитель-ных женского рода. | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | | | | | |
98 | 17 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. | | | | | |
99 | 18 | Составление устного рассказа по серии картин. | Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. | | | | | |
100 | 19 | Проверочный диктант по теме «Род и число имён существительных». | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 22 | | | | |
101 | 20 | Изменение имён существительных по падежам. | Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. | | | | | |
102 | 21 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка». | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). | | | | | |
103 | 22 | Именительный падеж. | Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу. | | | | | |
104 | 23 | Родительный падеж. | Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | | | | |
105 | 24 | Дательный падеж. | Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | | | | |
106 | 25 | Винительный падеж. | Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.). | | | | | |
107 | 26 | Творительный падеж. | Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | | | | |
108 | 27 | Предложный падеж. | Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | | | | |
109 | 28 | Упражнение в определение падежа имени существительного | Распознавать падежи, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | | | | | |
110 | 29 | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). | | | | | |
111 | 30 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного» Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | | | | | |
112 | 31 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). | | | | | |
113 | 32 | Проект «Зимняя страничка». | Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | | | | | |
114 | 33 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | Писать диктант и проверять написанное. Оценить результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 43 | | | | |
Зачёт №4 «Части речи. Имя существительное» |
Прилагательное (21 час) |
115 | 1 | Лексическое значение имён прилагательных. | Распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. | | | | | |
116 | 2 | Связь имени прилага-тельного с именем существительным. | Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | | | | | |
117 | 3 | Роль имён прилагательных в тексте. | Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. | | | | | |
118 | 4 | Сложные имена прилагательные. | Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. | | | | | |
119 | 5 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | | | | | |
120 | 6 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. | 1 | | | | |
121 | 7 | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искус-ствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов. | | | | | |
122 | 8 | Изменение имен прилагательных по родам. | Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. | 11 | | | | |
123 | 9 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. | Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. | | | | | |
124 | 10 | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. | Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др. | | | | | |
125 | 11 | Изменение имен прилагательных по числам. | Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | 22 | | | | |
126 | 12 | Изменение имен прилагательных по числам.Развитие речи. Составление текста-описания о животном. | Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | | | | | |
127 | 13 | Изменение имен прилагательных по падежам. | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам. Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. | | | | | |
128 | 14 | Начальная форма имени прилагательного. | Определять начальную форму имени прилагательного. | | | | | |
129 | 15 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Определять падеж имен прилагательныхпо падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. | | | | | |
130 | 16 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | | | | | |
131 | 17 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | | | |
132 | 18 | Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | 33 | | | | |
133 | 19 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорными словами. | | | | | |
134 | 20 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | Наблюдать над именами прилагательны-ми в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | | | | | |
135 | 21 | Контрольный диктант. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | | | |
Зачёт№5 «Части речи.Прилагательное» |
Местоимение (7 часов) |
136 | 1 | Личные местоимения. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. | | | | | |
137 | 2 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). | 11 | | | | |
138 | 3 | Местоимения 3-го лица. | Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). | | | | | |
139 | 4 | Изменение личных местоимений3-го лица в единственном числе по родам. | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. | 2 | | | | |
140 | 5 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма. | Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | | | | | |
141 | 6 | Морфологический разбор местоимения. | Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. | | | | | |
142 | 7 | Проверочная работа по теме: «Местоимение». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 33 | | | | |
Зачёт№6 « Части речи. Местоимение» |
Глагол (23 часа) |
143 | 1 | Повторение и углубление представлений о глаголе. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | | | | | |
144 | 2 | Глагол как часть речи. | Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | | | | | |
145 | 3 | Значение и употребление в речи глаголов. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. | | | | | |
146 | 4 | Число. Изменение глаголов по числам. | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам | | | | | |
147 | 5 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | Составлять рассказ по сюжетным картинкам (пол руководством учителя). | | | | | |
148 | 6 | Начальная форма глагола. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. | | | | | |
149 | 7 | Глагольные вопросы: что делать? Что сделать? | Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. | | | | | |
150 | 8 | Изменение глаголов по числам. | Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам. | 11 | | | | |
151 | 9 | Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. | | | | | |
152 | 10 | Изменение глаголов по временам. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | | | | | |
153 | 11 | Изменение глаголов по временам. | Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | | | | | |
154 | 12 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | | | | | |
155 | 13 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | | | | | |
156 | 14 | Изменение глаголов по временам. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. | | | | | |
157 | 15 | Родовые окончания глаголов. | Определять род и число глаголов. Правильно записывать родовые окончания глагола. Работать с орфоэпическим словарём. | | | | | |
158 | 16 | Изменение глаголовпрошедшего времени по родам. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а,-о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени | | | | | |
159 | 17 | Развитие речи. Составление предложений и текста | Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. | | | | | |
160 | 18 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ. | | | | | |
161 | 19 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ. | 22 | | | | |
162 | 20 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. | | | | | |
163 | 21 | Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке» | Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» | | | | | |
164 | 22 | Проверочная работа по теме «Глагол». | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 33 | | | | |
165 | 23 | Контрольный диктант. | Оценить результаты освоения тем, про-явить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | | | |
Зачёт №7 «Части речи. Глагол» |
Повторение (10 часов) |
166 | 1 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи» | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставлен-ными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | | | | | |
167 | 2 | Повторение по теме «Части речи». | Применить свои знания для выполнения заданий. | | | | | |
168 | 3 | Итоговая диагностическая работа. | Применить свои знания для выполнения итоговой работы. | | | | | |
169 | 4 | Орфограммы в значимых частях слова. | Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. | | | | | |
170 | 5 | Развитие речи. Составление предложений по рисункам. | Составлять предложения по рисунку. | | | | | |
171 | 6 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе. | | | | | |
172 | 7 | Повторение изученного за год. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | | | |
173 | 8 | Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | Применить свои знания для выполнения заданий. | | | | | |
174 | 9 | Повторение и обобщение изученного за год. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | | | | | |
175 | 10 | Игра «Язык родной, дружи со мной» | Применить свои знания для выполнения заданий. | | | | | |