СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теорема Пифагора

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"

Просмотр содержимого документа
«Теорема Пифагора»

Теорема Пифагора 8 класс Автор: Перекрест Н.Н. МБОУ «Побединская СОШ»

Теорема

Пифагора

8 класс

Автор: Перекрест Н.Н.

МБОУ «Побединская СОШ»

 Задача

Задача

 Задача

Задача

Задача

Задача

Пифагор Самосский (ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)

Пифагор Самосский

(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)

Открытия пифагорейцев  Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе: теорема о сумме внутренних углов треугольника; построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них; геометрические способы решения квадратных уравнений; деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел; доказательство того, что корень из 2 не является рациональным числом; создание математической теории музыки, учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.

Открытия пифагорейцев

Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии, в том числе:

  • теорема о сумме внутренних углов треугольника;
  • построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них;
  • геометрические способы решения квадратных уравнений;
  • деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел;
  • доказательство того, что корень из 2 не является рациональным числом;
  • создание математической теории музыки, учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.
Пентаграмма Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь,  Тут кое-что мешает мне немного:  Волшебный знак у вашего порога.   Фауст:  Не пентаграмма ль этому виной?  Но как же, бес, пробрался ты за мной?  Каким путем впросак попался?  Мефистофель: Изволили ее вы плохо начертить,  И промежуток в уголку остался,  Там, у дверей, – и я свободно мог вскочить.

Пентаграмма

Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь,

Тут кое-что мешает мне немного:

Волшебный знак у вашего порога.

Фауст: Не пентаграмма ль этому виной?

Но как же, бес, пробрался ты за мной?

Каким путем впросак попался?

Мефистофель: Изволили ее вы плохо начертить,

И промежуток в уголку остался,

Там, у дверей, – и я свободно мог вскочить.

c 2 = a 2 + b 2 В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.

c 2 = a 2 + b 2

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.

Пифагоровы штаны во все стороны равны

Пифагоровы штаны во все стороны равны

Шаржи

Шаржи

Теорема.  В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Теорема. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Теорема в стихах Итак,  Если дан нам треугольник,  И притом с прямым углом,  То квадрат гипотенузы  Мы всегда легко найдём:  Катеты в квадрат возводим,  Сумму степеней находим –  И таким простым путём  К результату мы придём. Что и требовалось доказать!

Теорема в стихах

Итак,

Если дан нам треугольник,

И притом с прямым углом,

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдём:

Катеты в квадрат возводим,

Сумму степеней находим –

И таким простым путём

К результату мы придём.

Что и требовалось доказать!

Задача Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Задача

Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Задача Решение   АВС   прямоугольный, с гипотенузой АВ. По теореме Пифагора: АВ 2 = АС 2 + ВС 2 , АВ 2 = 8 2 + 6 2 , АВ 2 = 64 + 36, АВ 2 = 100, АВ = 10 .

Задача

Решение

  • АВС прямоугольный, с гипотенузой АВ.

По теореме Пифагора:

АВ 2 = АС 2 + ВС 2 ,

АВ 2 = 8 2 + 6 2 , АВ 2 = 64 + 36, АВ 2 = 100,

АВ = 10 .

 Задача Решение DCE   прямоугольный, с гипотенузой DE . По теореме Пифагора:  DE 2 = D С 2 + CE 2 , DC 2 = DE 2   CE 2 , DC 2 = 5 2   3 2 , DC 2 = 25  9, DC 2 = 16, DC = 4 .

Задача

Решение

  • DCE прямоугольный, с гипотенузой DE .

По теореме Пифагора:

DE 2 = D С 2 + CE 2 ,

DC 2 = DE 2 CE 2 ,

DC 2 = 5 2 3 2 ,

DC 2 = 25 9,

DC 2 = 16,

DC = 4 .

Задача Решение   KLM вписан в окружность и опирается на диаметр KM . Так как вписанные углы, опирающиеся на диаметр, прямые, то   KLM  прямой. Значит,   KLM – прямоугольный. По теореме Пифагора, для   KLM с гипотенузой КМ: KM 2 = KL 2 + KM 2 , KM 2 = 5 2 + 12 2 , KM = 25 + 144 , KM = 169, KM = 13.

Задача

Решение

  • KLM вписан в окружность и опирается на диаметр KM . Так как вписанные углы, опирающиеся на диаметр, прямые, то KLM прямой. Значит, KLM – прямоугольный. По теореме Пифагора, для KLM с гипотенузой КМ:

KM 2 = KL 2 + KM 2 ,

KM 2 = 5 2 + 12 2 ,

KM = 25 + 144 ,

KM = 169,

KM = 13.

Задача.  Высота, опущенная из вершины В  АВС, делит сторону АС  на отрезки, равные 16 см  и  9 см. Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см. Дано:   АВС, BD  АС, АВ = 20 см,  AD = 16 см, DC = 9 см. Найти:  ВС.  Решение  1. По условию задачи, BD  АС, значит,    ABD и   CBD – прямоугольные. 2. По теореме Пифагора, для   ABD :  АВ 2 = AD 2 + BD 2 , отсюда BD 2 = AB 2 – AD 2 , BD 2 = 20 2 – 16 2 ,  BD 2 = 400 – 256,  BD 2 = 144,  BD = 12 см . 3. По теореме Пифагора, для  С BD : ВС 2 = В D 2 + D С 2 , отсюда   BC 2 = 12 2 + 9 2 ,   BC 2 = 144 + 81,   BC 2 = 225,   BC = 15 см .  Ответ:  ВС = 15 см.  Замечание.  На втором этапе решения достаточно было найти BD 2 и подставить его значение в равенство ВС 2 = В D 2 + D С 2 .

Задача. Высота, опущенная из вершины В АВС, делит сторону АС на отрезки, равные 16 см и 9 см. Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см.

Дано: АВС, BD АС, АВ = 20 см,

AD = 16 см, DC = 9 см.

Найти: ВС.

Решение

1. По условию задачи, BD АС, значит,

ABD и CBD – прямоугольные.

2. По теореме Пифагора, для ABD :

АВ 2 = AD 2 + BD 2 , отсюда BD 2 = AB 2 – AD 2 ,

BD 2 = 20 2 – 16 2 ,

BD 2 = 400 – 256,

BD 2 = 144,

BD = 12 см .

3. По теореме Пифагора, для С BD : ВС 2 = В D 2 + D С 2 , отсюда BC 2 = 12 2 + 9 2 , BC 2 = 144 + 81, BC 2 = 225, BC = 15 см . Ответ: ВС = 15 см. Замечание. На втором этапе решения достаточно было найти BD 2 и подставить его значение в равенство ВС 2 = В D 2 + D С 2 .

Задача индийского математика  XII века Бхаскары  «На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?»

Задача индийского математика XII века Бхаскары

«На берегу реки рос тополь одинокий.

Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С теченьем реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в этом месте река

В четыре лишь фута была широка.

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?»

Задача из китайской  «Математики в девяти книгах»  « Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?»

Задача из китайской «Математики в девяти книгах»

« Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?»

Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого  «Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать».

Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого

«Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обрете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать».

 Литература  :  Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие «Геометрия 7-9» М.: Просвещение, 2014 г. Энциклопедический словарь юного математика В.Литцман «Теорема Пифагора» А.В. Волошинов «Пифагор»  Ссылки на ресурсы Интернет: http://ru.wikipedia.org/wik   http://mоypifagor.narod.ru        http://festival.1september.ru/articles

Литература  :

  • Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие «Геометрия 7-9» М.: Просвещение, 2014 г.
  • Энциклопедический словарь юного математика
  • В.Литцман «Теорема Пифагора»
  • А.В. Волошинов «Пифагор»
  • Ссылки на ресурсы Интернет:
  • http://ru.wikipedia.org/wik  
  • http://mоypifagor.narod.ru       
  • http://festival.1september.ru/articles