Тонколистовой металл и проволока. Пластмасса. Пр. р. Изготовление изделий из проволоки.
Задачи:
Обучающая: познакомить с понятиями “тонколистовой металл” и “проволока”, “свойства металла”, развертка детали; с процессом получения и применением тонколистового металла и проволоки, с особенностями изображения изделий из проволоки.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, способности применять полученные знания на практике.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД | Личностные УУД |
Учащиеся научатся самостоятельно создавать способы решения проблем технологического решения; | Учащиеся научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать полученные знания при выполнении учебных действий; формирование желания выполнять учебные действия. |
Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Учащиеся примут участие в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли. | Учащиеся научатся организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией. |
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история, физика.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (лабораторно-практическая) работа.
Оборудование: слесарный верстак, набор слесарных инструментов, учебник, заготовки тонколистового металла, проволоки, приспособления, шлифовальная шкурка. Технологическая карта изготовления чертилки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
приветствие;
проверка явки обучающихся;
проверка готовности обучающихся к уроку;
настрой обучающихся на работу.
II. Повторение пройденного материала.
Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.
Ребята подскажите, каким инструментом мы с Вами правили и резали тонколистовой металл и проволоку?
А какие детали можно изготовить из проволоки?
III. Изучение нового материала.
Металлы обладают различными свойствами: физическими, механическими.
Физические свойства: электропроводность – все металлы проводят ток, теплопроводность, цвет (демонстрация металлов), блеск, жидкотекучесть.
Механические свойства металлов: пластичность – способность металла менять форму под действием нагрузок, прочность – способность металла выдерживать нагрузки не разрушаясь; и твердость.
Часто металлы используют для изготовления изделий не в чистом виде, а в виде сплавов. Самые распространенные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа с углеродом), дюралюминий (сплав алюминия с медью, магнием и др.), бронза (сплав меди со свинцом, оловом и др.), латунь (сплав меди с цинком).
Заготовки из металлов и сплавов производят на предприятиях в виде листов, прутков, труб, проволоки, что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.
Раньше листовой металл получали ковкой (плющили нагретые заготовки молотами), эта работа была очень долгой и кропотливой. Очень трудно было получить одинаковую толщину заготовки. Один неверный удар мастера мог испортить всю работу. На современных предприятиях листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станах, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины.
Листовую сталь делят на толстолистовую (толще 2 мм) и тонколистовую (тоньше 2 мм).
В свою очередь, тонколистовая сталь бывает нескольких видов
Жесть (толщиной от 0,2 до 0.5 мм) бывает черная и белая.
Белая жесть – это листовая сталь, покрытая с двух сторон тонким слоем олова. Такая жесть имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность из нее изготавливают консервные банки, крышки для стеклянных банок, игрушки.
Кровельная сталь, (толщиной от 0.5 до 0.8 мм), не имеющая покрытия, называется черной. Для защиты ее от коррозии покрывают краской, применяется в основном в строительстве: покрывают крыши, отделывают балконы, строят заборы, обшивают деревянные строения.
Чтобы поверхность листов не ржавела, ее покрывают тонким слоем цинка (оцинкованная сталь). Этот полуфабрикат используют для покрытия крыш, из него делают ведра, водосточные трубы, карнизы.
Холоднокатаную сталь (толщиной 0,8–2 мм.) получают путем повторной прокатки листовой стали, она применяется для изготовления деталей корпуса автомобилей, холодильников.
Очень тонкий листовой металл называют фольгой (толщиной менее 0,2 мм). Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая фольга – для упаковки шоколада, конфет, чая, в кулинарии.
Кроме листового металла, в промышленности широко применяется также проволока, которая отличается большой длиной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используется для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки изготовляют гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и другие изделия.
Проволоку толщиной более 5 мм получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.
Более тонкую проволоку получают волочением – протягиванием катанки через фильеры – детали с отверстием, выполненные из очень твердых материалов и даже из алмазов. Волочильные станы обслуживают волочильщики.
Во времена рыцарей проволоку волочили в кузнях, качаясь на качелях. Волочильщик, сидя на качелях, упирался ногами в фильеру, захватывал клещами конец проволоки, отталкивался и таким образом протягивал поволоку. Эта проволока применялась в основном при изготовлении кольчуг.
Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Рабочие этих специальностей должны знать устройство оборудования, на котором работают, свойства металлов, уметь читать чертежи.
На заводах прокатные станы для получения листового металла обслуживают вальцовщики.
Изготовлением изделий из тонколистового металла на предприятиях занимаются жестянщики. Они должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них, применяя различные инструменты.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сплавы металлов выпускаются металлургическими заводами в виде больших слитков. Затем, используя пластичность сплавов, эти слитки подвергают обработке давлением: прокатке и волочению.
Пластичность — это свойство металлов и сплавов деформироваться, т.е. изменять свою форму и размеры под действием механических нагрузок.
Прокатка заключается в обжатии заготовки (слит3А) между вращающимися валами прокатного стана (рис. 1). Для облегчения процесса заготовку (слиток) предварительно нагревают, лепкой.
В процессе прокатки можно получить листовую сталь, которая в зависимости от толщины делится на тонколистовую (схема 1) толщиной меньше 2 мм и толстолистовую толщиной более 2 мм.
Схема 1
Виды тонколистовой стали
Оцинкованная кровельная сталь и белая жесть имеют высокие антикоррозийные свойства, т. Е. не ржавеют и не портятся от воздействия вредных веществ. Покрытие цинком и оловом поверхностное (подобно слою краски), поэтому оно «не любит» механических повреждений. Если поверхность оцинкованной кровельной стали или белой жести достаточно глубоко поцарапать, то металл в этом месте начнет ржаветь.
Кровельная сталь используется для изготовления ведер, леек, покрытия крыш домов. Из белой жести изготавливаются консервные банки, терки для овощей и другие изделия.
Волочение — протягивание заготовок через отверстия (волоки) для уменьшения их поперечного сечения и придания нужной формы, размеров и гладкой поверхности. Для облегчения процесса волочения заготовку предварительно нагревают и протягивают последовательно через несколько волок, уменьшая ее толщину до нужных размеров постепенно (рис. 2).
Таким образом изготавливают проволоку толщиной менее 5 мм. Проволоку большего диаметра (катанку) получают способом прокатки.
Проволоку изготовляют из стали и сплавов, а также на основе меди и алюминия. Из стальной проволоки делают сетки, различные пружины, гвозди, заклепки, электроды для сварки. Проволока из цветных сплавов используется в основном для изготовления электрических проводов. Рис. 2. Схема получения проволоки
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обычно в промышленности используются металлы не в чистом виде, а – сплавов. Самые распространённые и важные сплавы: сталь и чугун (сплавы железа и углерода), дюралюминий (алюминий с медью, магнием и тд.), бронза (медь со свинцом, оловом и тд.), латунь (медь с цинком). Заготовки из них производят на предприятиях в виде листов, прутков, проволоки, уголков и тд., что значительно облегчает изготовление из них различных изделий.
Листовой металл получают прокаткой нагретых слитков на прокатных станках, где заготовка, попадая между валками, сжимается и приобретает форму листа. Регулируя зазор между валками, можно получить лист нужной толщины. Листовую сталь делят на толстолистовую 2 мм.. Также тонколистовая делится на: кровельную сталь (толщина 0.5 – 0.8) и жесть (толщина 0.2 – 0.5). Кровельная сталь бывает черной либо ее покрывают слоем цинка – оцинкованная сталь.
Жесть бывает черная и белая. Белая – это листовая сталь, покрытая с двух сторон слоем олова. Она имеет гладкую, блестящую, нержавеющую поверхность. Из листового металла изготавливают корпуса машин и приборов, посуду, консервные банки и тд. Очень тонкий листовой металл называют фольгой. Медная фольга широко применяется в радиотехнике, а алюминиевая – для упаковки шоколада, конфет, чая и тд.
Общие сведения о проволоке.
Кроме листового материала, в промышленности широко применяется проволока, которая отличается большой длинной и незначительной толщиной. Медная и алюминиевая проволока используются для изготовления электрических проводов и заклепок. Из мягкой стальной проволоки делают гвозди, шурупы, винты, заклепки, а из твердой – пружины, струны и тд.. Проволоку толщиной более 5 мм. Получают прокаткой нагретых заготовок между валками, имеющими канавки. Такую проволоку называют катанкой.
V. Закрепление новой темы урока. Фронтальный опрос.
VII. Рефлексия
А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение - …..
VIII. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.
4