ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Перминова Н.С.
МБОУ СОШ №2 г. Пушкино
Современные требования к организации урока в аспекте содержания ФГОС НОО динамично изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Современный урок - это мобильно и научно обоснованно организованный урок, логически выстроенный при современном дидактическом оснащении и условиях. Учитель должен эффективно спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
На уроках используются разнообразные методы, формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе и результативность учебной деятельности. Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеть технологией диалога, учит работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения. Педагог добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы. На уроке происходит формирование контрольнооценочной деятельности обучающихся, где учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения, формирует его образовательную успешность.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
4. Урок развивающего контроля.
Структурные элементы урока:
1 Организационный этап.
Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Содержание этапа. Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Условия достижения положительных результатов. Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
Требования к реализации дидактической задачи урока. Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.
Способы активизации на уроке. Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
Ошибки, допускаемые при реализации. Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность.
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
3. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Условия достижения положительных результатов. Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
Способы активизации на уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Дидактическая задача этапа. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
5. Этап усвоения новых знаний.
Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
Содержание этапа. Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися.
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Дидактическая задача этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Содержание этапа. Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
7. Этап закрепления нового материала.
Дидактическая задача этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний
Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главное.
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
. Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
Требования к реализации дидактической задачи урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию. Способы активизации на уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов).
Ошибки, допускаемые при реализации. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
9. Подведение итогов урока.
Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
Учёные и практики разделяют традиционный и современный уроки. В работах П.И.Третьякова, Е.И.Шиянова, Т.И.Шмаковой и других исследователей даны чёткие определения методов и форм современного урока, которые можно рассматривать как основу выполнения содержательных требования в условиях реализации ФГОС НОО. Приведём ряд примеров определений различных авторов. 1. Метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта.
2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; овладевать практическими способами работы с информацией; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания и получая достаточно высокие результаты в деле обучения.
3.Здоровьесберегающие технологии (интеграция разумных подходов). Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся и опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации), достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
4. Портфолио. Основными задачами применения портфолио являются: повышение качества образования в школе; поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную; формирование адекватной самооценки у обучающихся; формирование умение учиться ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность; создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. Много в работе учителя зависит от его желания и характера, а также от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Педагоги смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Требования к технике проведения урока:
урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Основные блоки урока:
- организационный;
- мотивационный;
- аналитический;
- оценочный;
- рефлексивный.
Таким образом, каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся здоровьесберегающие умения учиться. В условиях реализации ФГОС НОО на каждом уроке должны чётко прослеживаться содержательные требования стандарта, профессиональные умения педагога использоваться современные формы, приёмы и методы обучения, что позволит эффективно проектировать учебную деятельность младших школьников на этапе поурочного планирования.