Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Подволошино».
ДОКЛАД
«Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС третьего поколения»
Автор: Кикина Ирина Викторовна.
2019 год.
ФГОС - это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г.
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий. сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования
Задачи ФГОС:
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей
редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ ввели ФГОС третьего поколения.
ФГОС третьего поколения предполагает:
1. Уменьшение объема академических часов
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Основные требования к учителю:
Изменения, которые внесли во ФГОС, повлияют на Профстандарт, проект которого находится на рассмотрении. По новым требованиям педагог должен уметь пользоваться сервисами для работы с цифровым образовательным контентом, а также:
Осваивать программы повышения квалификации( с 29.03 по 12.05. 2022г учителя 1и 5 классов прошли курсы квалификации по обновленным ФГОС)
Использовать образовательный контент на занятиях
Применять интерактивные электронные материалы.
Педагог должен указывать в рабочей программе, для чего планирует использовать цифровые ресурсы. Теперь один из ключевых навыков учителя- адаптация методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов: Дневник.ру, Фоксфорд, Сферум, Учи.ру, Якласс, Яндексучебник, урокЦифры, Learning.Apps.
Также важно не только обучать, но и воспитывать учеников: транслировать правила безопасного поведения в интернете, этичность и толерантность. Нельзя забывать и об аспекте безопасности: учитель должен сам соблюдать правила цифровой безопасности и работы с данными и научить этому учеников.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Требования к современному уроку по ФГОС:
Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
Осуществляется практический, деятельностный подход.
Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Основные типы уроков в школе по ФГОС
Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!