СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов доу «В гармонии с собой»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 67% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов доу «В гармонии с собой»»

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

Цель тренинга: профилактика профессионального выгорания педагогов

Задачи:

  • формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;

  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;

  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;

  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Материалы и оборудование:

Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши,краски

Бумага А 4 (белая и тонированная)


Вступительное слово психолога.

Вводная часть

Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.

«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров, и других специалистов, работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 67% педагогов. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. Такие заболевания, как гипертония, язва желудка становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Для реализации цели профилактики синдрома «сгорания» разработан наш специальный тренинг, который направлен на решение двух основных задач - непосредственно профилактические и коррекционные меры по предупреждению психического выгорания посредством работы с личностными качествами и налаживания социально-психологического климата в коллективе .

И не случайно тема сегодняшнего тренинга «В гармонии с собой».

Принятие правил группы.

Правила групповой работы.

Обращаться друг к другу по имени.

Принимать себя и других такими, какие они есть.

Быть искренним.

Избегать оценок друг друга.

Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

Активное участие в происходящем.

Уважение говорящего. (У каждого должна быть возможность высказаться)

Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Общение по принципу «здесь и сейчас».

Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того над чем ведется работа);

Обращение на ты;

Активность (даже если упражнение кажется неинтересным – нужно его выполнить);

Искренность в общение;

Недопустимость непосредственных оценок (оценивается не человек: «Он не прав», «Он мне не нравится»)

1. Упражнение «На что похоже мое настроение сегодня». Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Имя неслучайно нам дается с рождения и наделяет каждого из нас определенными качествами. Начнем с меня, ведущей нашего тренинга. Например: меня зовут Эля – эмоциональная.

2. Упражнение «Дерево достижений»

В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу  мы с вами выполним упражнение «Дерево достижений нашего коллектива». А так как совсем недавно было начало нового 2024 года, прошли новогодние праздники, то я решила, что наше дерево – конечно же Елочка!!! А как вы думаете почему я решила связать достижения нашего коллектива и ваши личные достижения с новым годом?

Так как Новый год ассоциируется у нас с:

  1. Началом чего-то нового, сменой года и возможностью начать всё с чистого листа. Этот период наполняет нас надеждами, планами и целями на будущее.

  2. Встречей с близкими и проведением времени в кругу семьи и друзей. В этот период мы склонны уделять больше внимания отношениям, окружающим нас людям.

  3. Различными традициями и обычаями. От украшения ёлки и дома до обмена подарками — все эти ритуалы имеют свою символику и значение. Они помогают нам создать чувство общности и принадлежности к определённой культуре или сообществу.

Перед вами шарики трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «елочку» зеленый шарик. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный шарик. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый шарик.

Обсуждение: каких шариков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

С помощью этого дерева достижений  мы смогли увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников. (презентация Дерево достижений)

3.Разминка. Упражнение "Мусорная корзина"  В начале занятия ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. 
  Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину. 
  Ведущий опрашивает желающих: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.

  В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место)

  1. Теоретическая часть

Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Для начала, дадим определение, что такое «Син­дром эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (пониже­ния их энергетики) в ответ на избранные психотравми­рующие воздействия.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

  • несоответствие результатов затраченным силам;

  • ограниченность времени для реализации поставленных целей;

  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

  • большие нагрузки;

  • ответственность перед начальством, родителями;

  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д.

В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

Упражнение  «Паутина»

Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими; формирование позитивного самовосприятия.

Участники садятся или встают в круг. Участник берет клубок нити в руки и, рассказывает с кем он контактирует из присутствующих и по каким делам, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок участнику, сидящему(стоящему) напротив. И так все должны быть задействованы.

Таким образом, все сотрудники оказываются в «паутине». Ведущий заключает, что получилась паутина, которая связывает всех ее участников в единое целое.

4. Упражнение «Неожиданные картинки, или рисунок по кругу»

Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах.

Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.

Вопросы для обсуждения:

Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?

Понравилось ли дорисовывать чужие рисунки?

На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки? (пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались)

Смотрите, какой у нас слаженный коллектив.


5. Упражнение Тест

Экспресс-оценка профессионального выгорания

Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

1.Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.

2.Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

3.Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4.То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).

5.На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.

6.Коллегам (воспитанникам, посетителям, родителям и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища, которые использую мысленно.

7.С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8.О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9.Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.

10.За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество положительных ответов.

0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.


6.Упражнение «Незаконченные предложения про женщину»

Жила-была Женщина

1.По утрам она просыпалась и думала_________________

2. Собираясь на работу, она__________________________

3. На работе она____________________________________

4. Весь рабочий день она мечтала_____________________

5. А когда рабочий день заканчивался, она_____________

6. Придя домой, она________________________________

7. Засыпая, она думала______________________________

8. А на самом деле она мечтала_______________________


Прочтите, пожалуйста, по очереди любое предложение. Спасибо.

Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство –вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив.

Так же и в жизни мы можем поменять свои установки.

Женщина едет раздражённая в троллейбусе и думает: «Пассажиры — хамы и грубияны. Муж — пьяная сволочь. Дети — двоечники и хулиганы. А я — такая бедная и несчастная. А когда то я мечтала быть певицей…»

За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и всё записывает по пунктикам:

1. Пассажиры — хамы и грубияны.

2. Муж — пьяная сволочь…

Потом перечитал и задумался: «И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять». Вот и задумайтесь, какие мысли и чувства должны переполнять наши души. А мысли, как известно материальны.

Притча «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

Но в жизни каждого из нас все равно присутствуют негативные моменты, с которыми нам приходится справляться. И я хочу показать вам несколько упражнений быстрого снятия сильного эмоцио­нального и физического напряжения.

  1. Упражнения быстрого снятия сильного эмоцио­нального и физического напряжения

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно пред­ставьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она са­дится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Нужно сесть удобно: руки свободно положить на колени (ла­донями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Рас­слабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.


Упражнение «Сосулька»

Цель: управление состоянием мышечного напряже­ния и расслабления.

Необходимо встать, руки поднять вверх и за­крыть глаза. Представьте, что вы – сосулька или моро­женое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, пле­чи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представь­те, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомни­те ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоци­онального состояния.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укре­пление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ве­дущий рассказывает о правилах применения: спокой­ное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на вы­дохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в об­ласти живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать.

Упражнение «Ласковый дождь»

Цель: релаксация

«Предлагаю вам встать в круг и повернутся направо.

( Звучит релаксирующая музыка «Шум дождя»). Положите руки на плечи друг другу. Закройте глаза. В сказочной стране пошел дождь. Он дает силу и смывает усталость.  Изобразите дождь на спине соседа… Пошел сильный дождь с крупными каплями…Капли падают и скатываются по спине… Дождь становится мельче,….Медленнее… Отпустите соседа…...Подставьте руки дождю… лицо….почувствуйте как приятные, свежие капли скатываются по нему. Вдохните глубоко, но не напрягаясь, ощутите природу после дождя: Вдох-выдох- 3 раза. Спасибо!»

Презентация Искусство быть счастливым

Притча "Не забывайте опустить стакан"

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?". "50 грамм!" "100 грамм!" "125 грамм!" – предполагали студенты. – Я и сам не знаю, – продолжил профессор, – чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут? – Ничего, – ответили студенты. – Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил профессор. – У вас заболит рука, – ответил один из студентов. – Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день? – Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже Вам может парализовать руку, и придется отправить Вас в больницу, – сказал студент под всеобщий смех аудитории. – Очень хорошо, – невозмутимо продолжал профессор, – однако изменился ли вес стакана в течение этого времени? – Нет, – был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены. – Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – спросил профессор. – Опустить стакан, – последовал ответ из аудитории. – Вот, – воскликнул профессор, – точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени – начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И, таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

ВАЖНО НАУЧИТЬ СЕБЯ "опустить стакан в конце каждого дня!"

На этой позитивной ноте мы и завершаем нашу встречу. Давайте поаплодируем друг другу, но необычным образом.

Упражнение «Аплодисменты» (ритуал прощания).
Психолог начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Это упражнение поднимает настроение порой до полного восторга, и хорошо завершает занятие в эмоциональном плане.

Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным?

Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

-Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом).

Рефлексия Упражнение «Подарки».

Цель: положительное завершение тренинга.

Материалы: конфеты с "секретом" в вазочке.

Ход упражнения:

Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах – "сладость". Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить награду – конфету. Только конфета не простая – к каждому фантику прикреплены особые помогающие пожелания и позитивные мысли. Предлагаем каждому выбрать свою конфету из вазочки. Участники вытаскивают конфеты, разворачивают их и, при желании, зачитывают то, что написано на бумажках.



Список литературы:

1. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.

2. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2005

3. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.

4. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Как избавиться от стресса»

1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

4. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6. Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.

7. По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

9. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12. Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

13. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

14. Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

15. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но увлекаться алкоголем не стоит.

16. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.

17. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.

18. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление