СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Развитие навыков ответственного поведения у подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

профилактического тренинга развития навыков ответственного (безопасного) поведения у детей и подростков

 

Цель

Профилактика асоциальных форм поведения у подростков из неблагополучных семей.

 

Задачи

  • Развитие навыков ответственного/безопасного поведения;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Создание благоприятных условий для эффективного раскрепощения и самораскрытия;
  • Информирование о негативных социальных явлениях в подростковой среде и формирование соответствующего отношения к ним.

 

Участники

Подростки 12-16 лет из неблагополучных семей.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Развитие навыков ответственного поведения у подростков"»

Автор: Пазухина Н.В., социальный педагог


Программа

профилактического тренинга развития навыков ответственного (безопасного) поведения у детей и подростков


Цель

Профилактика асоциальных форм поведения у подростков из неблагополучных семей.


Задачи

  • Развитие навыков ответственного/безопасного поведения;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Создание благоприятных условий для эффективного раскрепощения и самораскрытия;

  • Информирование о негативных социальных явлениях в подростковой среде и формирование соответствующего отношения к ним.


Участники

Подростки 12-16 лет из неблагополучных семей.


Структура тренинга

1 блок «Приветствие»

Цели и задачи:

подготовка группы к максимально результативной работе; знакомство и «разогрев» группы; установление эмоционального контакта между участниками.

Упражнения:

«Снежный ком»

«Палочка ГИБДД»

«Построиться по…»

«Наши ожидания»

«Принятие правил группы»

«Комплименты»

«Социометрия»

«Подарки»


2 блок «Я знаю, что вредно и что полезно для моего организма»

Цели и задачи:

профилактика употребления психоактивных веществ у подростков и детей; формирование позитивного отношения к принципам здорового образа жизни; выработка навыков отказа.

Упражнения:

«Курение»

«Плот»

«Полет в будущее»

«Давление группы»

«Степной огонь»

«Скажи нет»

«Ответственное решение»

«Мера зависимости»

«Точки приложения»

«Эпитафия»

1. «Арифметика»

Цель

Знакомство участников группы друг с другом, разогрев и подготовка к групповой работе.

Инструкция

Для того, чтобы представиться есть много способов. Один из них – мы будем рассчитываться на 1, 2, 3. Каждый третий вместо цифры «три» будет называть свое имя. Итак, начали.


2. «Четверостишие»

Цель

Знакомство, сплочение и разогрев группы.

Описание

Тренер делит участников на группы по знакам зодиака. Каждая команда придумывает четверостишия с использованием имен и громко декламирует или поет их, чтобы переманить участников с этими именами в свою группу. Побеждает самая активная группа.


3. «Наши ожидания»

Цель

Высказать свои ожидания от встречи, узнать ожидания других.

Тренер говорит о том, что перед любой встречей всегда есть определённые ожидания. Например, когда человек идёт в театр, он хочет получить удовольствие от просмотра спектакля или встречами с актёрами. Так же и с семинаром.

Каждый участник по кругу отвечает на вопрос: «Какие ожидания были у вас, когда вы собирались придти сюда?»

Тренер рассказывает притчу: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».

Исполнятся или нет ожидания от семинара, во многом зависит от каждого из группы.


4. «Построиться по…»

Цель

Разрядка, сплочение, осознание относительности любой системы оценки.

Описание

Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, весёлость и др.)

Важен комментарий тренера по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку: первый он или последний – зависит не от него, а от оценивающего критерия.


5. Принятие правил групповой работы

Цель

Договориться о правилах совместной работы во время тренинга, подготовить к продуктивной работе.

Описание

Правила необходимы для того, чтобы можно было обсудить все значимые темы в рамках имеющегося времени. Тренер предлагает принять два правила, о которых шла речь в начале – игровую форму некоторых упражнений и нераспространение персональной информации, полученной во время обсуждения. Просят участников выразить свое отношение к этому предложению.


6. «Степной огонь»

Прежде чем приступать к самостоятельному проведению игры, предпочтительно проконсультироваться с психологом, специалистом в области игровых технологий.

Цель

Игра дает возможность осознать опасность рискованного поведения, наглядно представить участникам особенности одного из кризисных моментов для человека, живущего в обществе, где распространяется ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем, алкоголизм и наркомания. Понимание состояния человека, принимающего решение о прохождении тестирования на ВИЧ, ожидающего результат и получающего отрицательный/положительный результат.


7. «Давление группы»

Цель

Отработка навыков отказа, выбор наиболее эффективных стратегий отказа.

Выбирается доброволец для участия в главной роли. В инструкции говорится, что будет предложена ситуация, где тебе необходимо будет отказываться от чего-либо. Отказаться нужно 3-мя способами: агрессивно, уверенно, неуверенно.

Тренер описывает ситуацию: лидер двора или знакомые просят приготовить подростка наркотик у него дома, просят сказать родителям, что какая-то вещь находится у подростка, сосед просит подержать у подростка какую-то вещь, просят купить наркотик.

Обсуждение

Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)?

Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?


8. «Скажи «нет»

Цель

Обсудить провоцирующие ситуации.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается ситуация, в которой субъект подвергается сексуальной провокации или давлению со стороны других. Группам предлагается обсудить ситуации и найти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации.

Возможные ситуации

«Василина и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василина чувствует, что еще не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василину. Василина не хочет потерять Егора. Что ей делать?»

«Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займемся сексом».

«Не волнуйся, если ты забеременеешь, я женюсь на тебе».

«Садись, я тебя довезу».

«Поехали, я же могу вести – всего-то несколько глотков выпил».

Вопросы к обсуждению

Чего хочет молодой человек?

Хочет ли этого же девушка?

Какие варианты поведения могут быть в такой ситуации?

Как может развиваться ситуация, если девушка согласится/откажется?

Какой вариант наиболее эффективен?


9. «Ответственное решение»

Цель

Приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды.

Задание

Первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;

Второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 10 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе. Их беседа продолжается не более 15 минут.

Обсуждение

Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?

Если бы это происходило на самом деле, чем закончился бы этот разговор?

Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?

Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

10. «Мера зависимости»

Цели

Осознание вреда зависимостей, определение меры зависимости.

Материалы

6 листов ватмана, 6 наборов фломастеров, скотч, таймер.

Описание

Тренер раздает 6 малым группам малым группам материалы и задание в виде нескольких вопросов:

Какие бывают привычки и зависимости?

Для чего нужны зависимости?

С чего начинаются зависимости?

Как вы понимаете слова «не можешь отвязываться, не привязывайся»?

Определите количественно меру этих зависимостей.

Как эта тема и наше обсуждение связано с основной целью сегодняшнего дня и главными вопросами нашего семинара?

Задается время 40 минут. Малые группы переходят для обсуждения за отдельные столы. Свои ответы на вопросы группы записывают на лист ватмана.

Обсуждение

Участники малых групп садятся в круг рядом. Готовые работы развешиваются на стене, и один представитель от каждой группы делает сообщение.

После каждого сообщения тренер просит участников малой группы, чей вариант обсуждается, дополнить сообщение. Затем просит других участников задавать уточняющие вопросы, не вступая в долгие дискуссии, так как общая дискуссия будет после представления всех вариантов.

Дискуссия

Как работалось в малой группе?

Кто был лидером?

Какие сходства и различия можно отметить в каждом из вариантов?

Можем ли мы составить один общий вариант?

Результаты работы можно оформить двумя способами:

1. Выделив фломастерами по несколько пунктов из каждого варианта;

2. Оформив общий плакат, с включением в него по несколько пунктов из каждого варианта.

Тренер благодарит всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу и еще раз проговаривает главные моменты. Говорит о том, что основные причины пагубных зависимостей – желание снять напряжение и депрессию или недостаток других средств и способов получения удовольствия и удовлетворения.


11. «Точки приложения»

Цели

Поиск возможных вариантов изменения зависимостей, практические шаги на пути этих изменений.

Материалы

4 листа ватмана, 4 набора фломастеров, скотч, таймер.

Описание

Участники делятся на малые группы. Тренер говорит: «В любом событии можно найти и отрицательные и положительные стороны одновременно. Перед этим мы говорили, что зависимости – это плохо. А что может быть хорошего в зависимостях? От чего, кроме плохих привычек (курение, алкоголь, наркотики) можно получить удовольствие? Назовите как можно больше вариантов замены плохих зависимостей». Свои ответы на вопросы группы записывают на лист ватмана.

Обсуждение

Участники малых групп садятся в круг. Готовые работы развешиваются на стене, и представитель от каждой группы делает сообщение. Вопросы: «Как работалось в малой группе? Кто был лидером? Какие сходства и различия можно отметить в каждом из вариантов? Можем ли мы составить один общий вариант?»

Результаты работы оформляются по одному из вариантов:

1. Выделив фломастерами по несколько пунктов из каждого варианта;

2. Оформив общий плакат, с включением в него по несколько пунктов из каждого варианта.

Тренер благодарит всех участников, каждую малую группу за хорошо сделанную работу и еще раз проговаривает главные моменты.

Домашнее задание «А ну-ка продержись!»

Ведущие предлагают участникам отказаться от просмотра телевизора на как можно больший период времени: «Все мы любим смотреть телевизор, и делаем это каждый день. Способны ли мы не смотреть его хотя бы несколько часов? Дней? Недель? Хватает ли у нас силы воли изменить свое поведение?»

Совет участникам

При выполнении задания желательно заручиться поддержкой близких, чтобы они помогли следить за выполнением этого задания. Можно устроить семейное соревнование, ввести премии за успешное выполнение.


12. «Активность и пассивность»

Цели

Понимание активного и пассивного образа жизни, поиск способов изменения своего поведения.

Материалы

Плакат

Описание

1. Тренер оглашает участникам список действий и просит их поднимать руки. Если они делают действие часто, они поднимают обе руки, если иногда – одну руку, если никогда – не поднимают рук.

Плакат «Активность или пассивность»

Действия

Говорить бодро и громко

Говорить медленно и тихо

Переделать все дела с огромным желанием

Лениться, откладывать дела на потом

Думать об имеющихся проблемах и решать их как можно быстрее

Стараться забыть о своих проблемах

Брать ответственность на себя

Избегать ответственности

Уверенно отстаивать свою точку зрения

Быть неуверенным, сразу же соглашаться с точкой зрения собеседника

Всегда доводить начатое до конца

Оставлять начатое несделанным

Делать что-либо, учитывая разные варианты развития событий

Делать что-то не задумываясь о возможных последствиях

2. Тренер говорит, что слова, которые называются первыми (первая колонка) относятся к активному образу жизни, а слова во второй колонке относятся к пассивному образу жизни.

3. Что? Используя прием выдвижения идей, сначала исследуют понятие «активность», а затем понятие «пассивность». Тренер просит, чтобы участники назвали что-нибудь, что у них ассоциируется с этим понятиями. Ассоциации могут быть любые.

4. Почему? Затем просит участников подумать о причинах, почему они ведут себя активно

5. Как? Участники обсуждают, как пассивность или активность можно произносить эти слова, и что эти слова говорят о поведении.

6. Например? Тренер просит, чтобы каждый придумал одно слово или фразу, которое они используют при активном поведении или при пассивном поведении, в зависимости от того, какое поведение преобладает. Участники должны обсудить, как это поведение выражается на языке жестов. Примером пассивного поведения может быть вопрос: «Не можешь ли ты отправить мое письмо?», - заданный тихим, неуверенным голосом, который указывает, что спрашивающий ожидает ответа, когда ему скажут «нет, не могу». Поза при этом может быть такая: опущенные вниз, висящие плетью руки, сгорбленные плечи, наклон головы. Тренер просит участников изобразить, как та же самая фраза могла бы звучать при активном поведении.

7. Тренер говорит о том, что слова, которые произносятся, напрямую зависят от того, что делается – от языка жестов – и просят добровольца показать практический пример. Произнести вопрос «можешь ли ты отправить мое письмо?» без сгорбленности, с прямым взглядом, улыбкой и твердым голосом. На этом примере можно видеть, что когда доброволец расправляет плечи и глядит прямо, то, что он говорит, воспринимается более положительно. Таким образом, можно изменять отношение других людей к себе, если мы будем изменять свое поведение.

8. Участники делятся на малые группы по три человека. Один из группы изображает, как он будет спрашивать что-либо, двое других подсказывают ему, каким образом нужно изменить язык жестов (позу, жестикуляцию, движения, взгляд, наклон головы, мимику), чтобы сделать его вопрос более уверенным, и, самое главное, чтобы ему ответили точно так, как он хотел. Вопросы: «Во сколько ты вернешься?», «Сколько это стоит?», «Как доехать до центра?»

Обсуждение

Какие признаки помогают распознавать и даже предсказывать поведение других? Как можно научиться узнавать, в каком состоянии находится твой собеседник? Как можно изменять собственное поведение и изучать обратную реакцию на него? Какие ощущения возникали, когда приходится изменять язык жестов?


13. «Что есть хорошего»

Цель

Приобретение навыков позитивного мышления и привычки больше говорить о хорошем.

Каждый, по очереди, говорит в течение одной минуты, не останавливаясь, только о хороших событиях, которые произошли с ним за прошедшую неделю.

Дать участникам время для подготовки. Сказать о том, что непросто находить хорошие стороны во всех событиях, ещё труднее поддерживать свой положительный настрой каждый день. Однако это упражнение показывает, что каждый может делать это успешно.


14. «Полёт в будущее»

Инструкция: Представьте себе, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: «В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни». Далее компьютер ломается, успев выдать 3 слова: «соблазн», «зависимость», «вредные привычки». Перед нами стоит 2 задачи: выжить и определить характер и борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде».

Вопросы для обсуждения:

- что означают слова «соблазн», «вредные привычки», «зависимость»?

- все ли они одинаково опасны?

- когда возникает соблазн и когда появляется зависимость?

- какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.

На доске нарисовано: химические зависимости (алкоголь, чай, кофе, сладкое, курение, наркотики и т.д.); эмоциональные зависимости: (убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе; постоянно включённый телевизор; стремление к риску, азарт; откладывать всё на потом; компьютерные игры; постоянное желание разговаривать по телефону; постоянное желание спать и др.)

«Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль».


15. «Эпитафия»

Цель

Повышение у игроков готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Описание

1. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу: «Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года…», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 г., умер в 1865 г. Прожил 120 лет…». Далее ведущий может спросить у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом?». Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека».

2. «Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека – из этих то событий сложится его жизнь. Обращая особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то… - по типу «комсомольско-молодёжной биографии»), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (напр., некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома…). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими «весёлыми ребятами – суперменами»…). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалась интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по – настоящему….»

3. Ведущий называет первое событие, например, «наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, то есть дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно правилам игры.

5. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя…

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно…).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту – 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду – чушь какая-то (или «…мрак какой-то»)…». Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию отдела кадров…). Ведущий предлагает по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего – не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10.Можно даже предложить участникам «задание на дом»: «Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойно подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».

По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы попадает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с иностранцем (реже с «новым русским») и, почти всегда уезжает за границу (Европа – Америка); только, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто – устраивается на работу, работает; иногда – снова выходит замуж, создаст семью; очень часто – появляются внуки; часто ближе к старости – пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков. Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом «открывают свое дело» и зарабатывают огромные деньги («состояния»). Иногда случается, что главный герой получает богатое наследство, но часто его «проматывает». Редко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и умирают в окружении любящих родственников. Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие с типичных прениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого не следует.

Особую осторожность надо проявлять при проведении данной игры со взрослыми людьми, ведь у них собственных проблем из собственной жизни больше, чем даже у подростков. Особую тактичность надо проявлять при оценке качества жизни главных героев (при назывании психологического времени, характеризующего насыщенность и общую ценность смоделированной в игре жизни). Иногда ведущему следует даже немного подыграть участникам, самому назвав больше психологических лет для главного героя, чем он того заслуживает. Если у подростков основная жизнь впереди и что-то ещё можно изменить, то у многих взрослых игроков часть жизни уже прожита и не каждому приятно осознать, что нема­лая часть жизни прошла банально и неинтересно (человек так и не сумел найти для себя особый смысл своего сущест­вования, он просто жил как все, жил, как бы являясь «чьей-то тенью»...).


16. «Подарки»

Цели

Сплочение группы, завершение групповой работы, создание позитивного настроя.

Материалы:

Набор листков по количеству участников, карандаши.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем тренер собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!