СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к занятию в форме игры-путешествия "Тренировка зрительной памяти.Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать".

Просмотр содержимого документа
«Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.»

учитель Скворцова О.Г. МБОУ ХМР НОШ п. Горноправдинск

Технологическая карта

Внеурочное занятие во 2 «А» классе по курсу РПС «Юным умникам и умницам».

Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тип занятия: игра – путешествие.

Форма организации учащихся на занятии: индивидуально-групповая.

Оборудование: 1) презентация к уроку, лестница «знаний», магниты;

2) учащиеся - рабочая тетрадь, фишки, смайлики для рефлексии;

3) учитель - карточки из приложения для развития зрительной памяти, групповой работы, демонстрационная модель для выполнения и проверки задания 8.

Цель занятия: развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, различные виды памяти и мышления) на основе системы развивающих заданий.

Задачи:

  • совершенствовать мыслительные операции;

  • развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;

  • формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

  • развивать навыки контроля и самоконтроля; уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

  • формирование и развитие коммуникативных умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Ожидаемые учебные результаты: развитие у детей познавательных интересов, повышение интереса к учёбе; снижение тревожности.

Формируемые УУД. Личностные: в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить,

самооценка своей работы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, учиться высказывать своё предположение (версию), учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные - ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные - уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Технологии применяемые на занятии: работа в группах, малых группах (парами), технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, здоровьесберегающие технологии.


Ход занятия

  1. Орг. момент - 1 минута

Цель: создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к занятию.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Я передаю улыбку …, и т. д.

- А теперь передадим улыбку нашим гостям.

- Я рада приветствовать Вас на занятии, присаживайтесь и с хорошим настроением возьмёмся за работу.

Слайд 2.

Эмоционально готовятся к занятию.





Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

  1. «Мозговая гимнастика» - 2 минуты

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

- Наше занятие начнем с «Мозговой гимнастики».

- Для чего мы её выполняем?

Выполнение упражнений вместе с детьми.

«Качания головой»: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс­ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – 3 раза.

Слайд 3.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось.


Выполнение упражнений вместе с учителем.





Регулятивные:

действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения



  1. Разминка - 4 минуты

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

- Сегодня на занятии вы совершите путешествие по необычной стране Сообразилия. Проходя по различным городам, вы будете выполнять непростые задания, если справитесь, значит, обогатитесь новыми знаниями, которые нужны нам для дальнейшей жизни.

- Рассмотрите задания на листочках. Предложите, порядок работы.

- Выполняя их, что будете тренировать и развивать?

- Вот такие задачи вы должны решить на сегодняшнем занятии.

- Путешествие начнём с города «Разминайка». Слайд 6.

Работать будете группой.

1-я группа отвечает на вопросы чётных чисел;

2-я группа отвечает на вопросы нечётных чисел.

- Я буду задавать вопросы одновременно всем командам. Право быстрого ответа получает та команда, которая готовила ответ на него. В случае неправильного ответа, право переходит к другой команде.

1. Что обычно загадывают на Новый год? (желание)
2. Сколько ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7)
3. Какой самый короткий месяц в году? (февраль)
4. В чём вымазан трубочист? (сажей)
5. Какой город летает? (Орёл)
6. Один говорит, двое глядят и двое слушают. Что это? Как называется? (рот, глаза, уши)
7. Снежное сооружение для катания на санках. (горка)
8. Орган, с помощью которого рыбы дышат в воде. ( жабры)
9. Зимняя одежда мехом наружу. (шуба)
10. Насекомое, очень любившее поучать Буратино. (сверчок)

- Для чего мы побывали в городе Разминайка?

- Оцените свою работу в группе при помощи шкалы «знаний».



Слайд 4.




Слайд 5.1. Разминка. 2. Тренировка зрительной памяти. 3. Логически – поисковые задания

Я буду развивать зрительную память и внимание, логику, мышление, сообразительность, умение рассуждать, анализировать.

















Мы тренировали быстроту реакции, развивали сообразительность.

получилось все отлично Слайд 7.

хорошо

только часть заданий выполнена верно

не получилось так, как хотелось

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение.


  1. Тренировка зрительной памяти - 15 минут

Цель: Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы.

– Тренировать зрительную память будем в столице страны Сообразилия – в главном городе – это Внимательность.

1. - Что нужно делать, чтобы успешно развивать зрительную память?

2. - Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них. 

3. - Систематическое выполнение упражнений — это важный этап в тренировке зрительной памяти.

4. - Тренировать зрительную память необходимо каждый день. Результаты станут заметны только через определенное время. Поэтому в первое время очень важно проявить настойчивость и постоянность в упражнениях, и не опускать руки.

- Итак: для тренировки зрительной памяти необходимо быть внимательным, запоминать частями, систематические упражнения, тренировать каждый день.

Задание1, с.45- прочитаем задание.

1) - Сейчас в расслабленном состоянии сконцентрируйте

внимание на предметах. Через некоторое время закройте глаза и постарайтесь представить эти предметы с точностью. Попытайтесь вспомнить размер, особенности, детали. Откройте глаза, посмотрите снова на предметы и определите, чего еще не хватает образу, созданному в вашем воображении. Отметьте пропущенные подробности, снова закройте глаза и «дорисуйте» образ предметов.

- Сейчас каждый будет работать на своём листочке. Установка: как можно точнее увиденные изоб­ражения зарисовать в первых двух рамках.

- Проверка: опять сверьтесь с реальными предметами. Совпали все детали?

2) - Ана­логично проводится работа с двумя другими карточками.

Сначала рассматриваите внимательно в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя, показываю две карточки из приложения №27 (с.266-268), убираю.

Дети «рису­ют» каждую фигуру в воздухе.

- Откройте глаза, посмотрите снова на предметы и определите, чего еще не хватает образу, созданному в вашем воображении, зарисуйте в следующих двух квадратах.

Проверка: (учителем еще раз демонстрируются карточки).

- Проверьте правильность выполнения, кто желает показать свою безошибочно выполненную работу.

- Оцените себя с помощью шкалы «знаний».

Задание2, с.45- прочитаем задание.

- Рассмотрите картинку внимательно. Как нужно выполнять задание, чтобы не пропустить ни одной детали?

Дорисуйте недостающие предметы.

Взаимопроверка. - Оцените работу товарища при помощи шкалы «знаний».

- То, что кажется детской забавой, на самом деле ‒ мощная тренировка для зрительной памяти.

3) Работа в парах на парте с геометрическими фигурами.

- Следующее задание, развивающее зрительную память. Посмотрите на карточки на доске. Запомните расположение фигур. Разместите их по памяти в пустых квадратах.

- Я закрываю квадраты, а вы размещаете фигуры в пустые квадраты по памяти.

- Проверьте свою зрительную память.

- Как вы считаете, справились с заданием?

- Оцените себя при помощи шкалы «знаний».

Задание №4. Игра «Найди фигуру», выполняет каждый индивидуально в своих тетрадях. Прочитаем задание. Следим глазами и выполняем.

- Проверяем. Назовите имена пар.

- Зрительная память ‒ важный дар, который у одних развит от природы, а у других работает с грехом пополам. Но не отчаивайтесь: как и большинство умений, она вполне поддается тренировке с помощью системы упражнений, что мы сейчас и делали.

- Оцените себя при помощи шкалы «знаний».

Слайд 8.

1. Внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать.



Рассматривают изображения на доске.








Слайд 9.








Демонстрация учителем изображений

Слайд 11.








Двигаясь по картинке сверху вниз.

Самостоятельная работа.







Дети рассматривают квадраты.




Слайд 11.

























Д-15; Л-23; Ф-27


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий.

Учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД: делать предварительный отбор информации.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.


  1. Веселая переменка - 3 минуты

Цель: развитие двигательной сферы детей в виде динамической паузы, умения выполнять несколько различных заданий одновременно, укрепление мышц шейного отдела

- Отдохнём в этом городе, проведём Веселую переменку

1) «Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

2) «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

3) Упражнения для развития правого полушария

Встать, держась за спинку стула, одну ногу выставить вперёд, делать выпады на колено, выставленной вперёд ноги. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Повторить тоже с другой ноги.

4) Упражнения для развития левого полушария

Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10.

Выполнение упражнений вместе с учителем.


Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

  1. Логически-поисковые задания - 10 минут

Цель: обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

- Что мы будем делать в городе «Рассуждаек»?

- В этом городе есть две остановки. На первой задания с повышенной трудностью, на второй более облегчённые. Выберите задания по своему желанию и приступите к выполнению.

1-я остановка – с.47, №5 (1- й столбик), №8.

2-я остановка – с.47, №6, 7.

- Проверим правильность выполнения.

Задание №5(1- й столбик).

Проверка: пар – раб, сад – таз, люк- куль, лён – ноль, яр – рай, пол – лоб.


Задание №6.

Проверка. Сколько всего ног у обитателей этого дома?

(Если считать только людей, то 8 ног; только лапы животных, то 16; всех вместе, то 24 ноги.)


Задание №7.

Проверка. Сколько ребят в классе? Объясните решение задачи.


Задание №8.Прочитаем задание. Каждый попробует самостоятельно карандашом в своей тетради разделить фигуру на 3 одинаковые части.

Проверка. Покажите способ деления на доске.

- Оцените себя при помощи шкалы «знаний».


Слайд 12. - Мыслить, понимать, рассуждать, делать выводы.






Слайд 13.





Продемонстрировать на картинках.



В классе у Марины 21 человек.

Решение: 99-88+10=21(чел.)



Дети показывают на доске как разделили фигуру на 3 одинаковые части.




Личностные:

толерантность к чужим ошибкам и другому мнению;

отсутствие боязни собственных ошибок и понимание, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

  1. Коррегирующая гимнастика для глаз - 2 минуты

Цель: профилактика нарушений зрения, развитие двигательной активности ребенка.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже полезным.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите свою фамилию в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Выполнение упражнений вместе с учителем.

Регулятивные: действия под руководством учителя

Личностные: овладение приемами здоровьесбережения

  1. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать - 5 минут

Цель: развитие гибкости мышления.

- Из оставшихся заданий выполните те, которые вам больше хочется.

Задание №9.

- Меня радует, что вы работаете, засучив рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело.

- Что вас удивило в моем высказывании?

- Вспомните, как они называются.

- Что такое фразеологизмы? Для чего они нужны в речи?

(Чтобы речь была выразительной, образной, чтобы мы могли понимать и анализировать художественные тексты, нам нужно быть грамотными, правильно употреблять в речи фразеологизмы, знать их значение.)

- Прочитаем задание. Работать будем так, я читаю фразеологизм, а вы его значение.

1. Набитый битком – полный.

2. С пятого на десятое не по порядку.

3. Выбиться из сил – устать.

4. Пораскинуть умом – нужно подумать.

5. На своих двоих – пешком.

6. Ни жив, ни мёртв – испуган.

7. Клевать носом – засыпать.

8. Стреляный воробей – опытный.

9. От горшка два вершка – маленький.

10. В поте лица – сильно уставая.

11. Середина на половину – не очень.

12. Маменькин сынок – не самостоятелен.

13. Мозги набекрень – много думал.

14. Ходячая энциклопедия – много знает.

Задание №10. Ответ: в коробке с вишнями.

- Оцените себя при помощи шкалы «знаний».







Необычные выражения: засучив рукава, не падаете духом, берете себя в руки.

Слайд 14. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей.

















Дети проверяют себя и оценивают с помощью шкалы.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


  1. Итог занятия. Рефлексия - 2 минуты

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Для чего необходимо тренировать зрительную память?

- Вы путешествовали по необычной стране Сообразилия, проходя по различным городам, вы решали поставленные задачи, выполняя непростые задания, значит, справились, обогатились новыми знаниями, которые нужны нам для дальнейшей жизни.

- Оцените свою работу на уроке с помощью цвета. Посчитайте каких полосок больше, на ту ступеньку приклейте смайлик.

(Учитель приклеивает в дневник героев из российских мультфильмов со словам: Умница! Молодец! Хорошо!)

Человек воспринимает информацию не только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон.




Ученик помещает смайлика на соответствующую цветовую ступеньку: получилось все отлично – Умница!

Хорошо –Хорошо!

только часть заданий выполнена верно- Молодец!

не получилось так, как хотелось

Слайд 15.

Личностные УУД

понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.


Использованная литература:

1. Гарипова Т. В. МБОУ КСОШ № 1 г. Краснозаводск;

2. Думнова Н.В. МБОУ СОШ №25 г. Бийска;

3. СМ СМИ MED39.РУ Детям от 6 до 17. Картинка «Ленивые восьмёрки».

4. pedsovet.su/load/320

5. powerpointbase.com/

6. https://ru.smiletemplates.com › Шаблоны презентаций PowerPoint

7. PowerPointBase.com - интернет портал бесплатных авторских шаблонов PowerPoint.

8. http://powerpointbase.com/1186-shablon-powerpoint-773.html

9.https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.fotooboi.ru%2Fupload%2Fiblock%2Fdc1%2Fdc1d163ed8f5543a0642f0c592448895.jpg&text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0&noreask=1&pos=6&lr=57&rpt=simage

10.https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fstatic4.depositphotos.com%2F1011434%2F429%2Fi%2F950%2Fdepositphotos_4293976-Lcd-tv.jpg&p=4&text=%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5&noreask=1&pos=220&rpt=simage&lr=57

11.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%20%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fprintonic.ru%2Fuploads%2Fimages%2F2016%2F05%2F11%2Fimg_573335d57e4ed.jpg&pos=35&rpt=simage&lr=57

12. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)/. Методическое пособие, 2 класс. – М.: Росткнига, 2011.

13. Холодова О. Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь №2, 2 класс. – М.: Росткнига, 2011.