СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Трудовые правоотношения несовершеннолетних"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок должен способствовать созданию представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. С помощью различных методов преодолевать правовой нигилизм молодежи. В ходе изучения темы отрабатывать материал, касающийся правосознания, правового поведения, правовой культуры. Способствовать усилению интереса к данному курсу с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация – самосовершенствование через познание и общение). При необходимости использовать и внешние мотивы (мотивы-стимулы).

Просмотр содержимого документа
«"Трудовые правоотношения несовершеннолетних"»

Урок по теме: «Трудовое право несовершеннолетних».

Урок обществознания в 9 классе. Учитель Коробка И.И.

Цели:

  • способствовать созданию представлений учащихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Помочь овладеть основами трудового законодательства.

  • С помощью различных методов преодолевать правовой нигилизм молодежи. В ходе изучения темы отрабатывать материал, касающийся правосознания, правового поведения, правовой культуры.

  • Способствовать усилению интереса к данному курсу с помощью учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, социальных мотивов (внутренняя мотивация – самосовершенствование через познание и общение). При необходимости использовать и внешние мотивы (мотивы-стимулы).

Задачи:

  1. Дать характеристику трудовых отношений с применением норм трудового права РФ.

  2. Ознакомить учащихся с основами трудового законодательства в РФ.

  3. Ознакомить с основами работы с правовыми документами. Научиться анализировать жизненные ситуации с целью выявления нарушений требований законодательства в нем;

  4. Дать возможность практически применить и закрепить знания и навыки, полученные при изучении данной темы.

Учащиеся должны знать: порядок трудоустройства несовершеннолетних, определять ограничения для трудоустройства несовершеннолетних, знать документы, необходимые для трудоустройства.

Учащиеся должны уметь: написать заявление о трудоустройстве, понимать суть трудового договора, уметь работать со статьями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. (Лабораторно-практическое занятие).

Формы и методы работы:

  1. Поиск новой информации. Возможно опережающее задание по поиску и прочтению определенного материала данной тематики. Это необходимо учащимся среднего уровня и слабоуспевающим, для которых контроль за усвоением знаний должен быть более четким.

  2. Структурированная дискуссия с элементами лабораторной работы. Эвристическая беседа.

  3. Работа с документами (по определенному плану), анализ текста. Организация понимания материала через обсуждение, дискуссию.

  4. Применить теоретические знания на практике при решении правовых задач и получить психологический опыт поведения в ситуациях, возникающих при защите своих прав.

Ресурсы к занятию: ИКТ, Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ, правовые задачи по темам, таблица «Положение несовершеннолетних по трудовому праву».

Ожидаемые результаты: при изучении темы урока учащиеся должны овладеть следующими умениями: знать права и обязанности участников трудовых правоотношений; анализировать документы; объяснять понятия темы: - трудовое право, источники трудового права, трудовой договор, время отдыха, заработная плата, рабочее время, дисциплина труда.


Учитель: Здравствуйте. Сегодня на уроке перед вами известная картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Выскажите пожалуйста ваши ассоциации, какое отношение они могут иметь к вам – выпускникам 9 класса.

(направо пойдешь – в 10 класс попадешь, налево пойдешь – учиться в училеще, колледж и т.п., прямо пойдешь – РАБОТУ НАЙДЕШЬ).

В рамках изучения раздела право, как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить?

ТРУДОВОЕ ПРАВО. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. – Тема нашего урока.

Эпиграф: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни»    А.П.Чехов.

Постановка проблемной ситуации: Трудиться – это право или обязанность?

(Высказывание предположений). Ребята! У вас есть на столах пакет документов, будем к ним обращаться для проверки наших предположений. Итак, проверка по Статье 37. КРФ.

  • Введение понятия Трудовое право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности.

Проанализируйте Статью 37 КРФ и назовите основные принципы ТРУДОВОГО ПРАВА

Источники трудового права:

  • Конституция РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Федеральные законы о труде

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (с 1973 года).

НО мы сегодня уделим основное внимание трудовому праву с точки зрения регулирования отношений с несовершеннолетними.

Сразу возникает вопрос: Если несовершеннолетний, то с какого возраста можно работать? (ОБСУЖДЕНИЕ).

У вас есть индивидуальные РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, которые вы начинаете заполнять и к концу урока все будете оценены за свою работу.

Задание № 1. Мы проверяем и заполняем по Статье 63 ТК ,обращаемся к учебнику стр.135. Запишите какие документы будете предъявлять именно вы. Исключите лишнее (см.слайды №12-13).

Задание № 2 . Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет мы определим на основе решения жизненных ситуаций, которые могут произойти и с вами. Обращаемся к документам – статьям ТК и заполняем РАБОЧИЙ ЛИСТ.

1.Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

(Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 256)

2.Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

(Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних ст. 265 ТК)

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

(Нет, не хватает медицинской справки о состоянии здоровья несовершеннолетнего. Ст.266 ТК)

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы. Права ли администрация завода?

(Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время Ст. 267 ТК)

5.Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ. (Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов не зависимо от должности несовершеннолетнего. Ст 94 ТК).

6. 17-летний Вадим Спиридонов после окончания школы пытался найти работу, но безуспешно. Он обратился в службу занятости с просьбой подыскать ему работу или зарегистрировать его в качестве безработного. Однако ему в этом отказали по той причине, что по закону (Семейный кодекс РФ) детей до 18 лет должны содержать родители, а если они не хотят его содержать, то пусть сами и ищут ему работу. Тогда Вадим написал плакат «Безработный» и каждый день выходил на автобусную остановку, надеясь, что кто-нибудь ему предложит работу. Однажды его забрали в отделение милиции. Кто прав в этой ситуации? Прав Вадим, а не работники милиции и тем более не работники службы занятости, которые должны были его, достигшего 16 лет, зарегистрировать в качестве безработного. Родители обязаны содержать своих детей до 18 лет, но ведь Вадим сам стал трудоспособным и хочет реализовать себя. Он совершенно справедливо обратился за помощью к компетентному органу, службе занятости, которая именно для этого создана. Работники милиции не правы в том, что забрали Вадима в отделение милиции. Он не совершал правонарушение.

7.Петр Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Петру распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петр отказался. Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей детским садом. Распоряжение в отношении Алексеева считается незаконным ст. 72/ ст. 268 ТК РФ: запрет изменять условия и запрет командировок.

ФИЗПАУЗА: кто считает, что информация полезна и актуальна – встаньте. Кто считает, что такие ситуации могут произойти в вашей жизни – поднимите обе руки вверх. Кто считает, что справится с трудностями, потому что вспомнит знания, полученные на уроке – присядьте на свои места.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: на доске изображения различных профессий. Выберите те, которые не могут подойти для несовершеннолетних работников. Выбор поясните.

НА основе информации слайдов №15-19 приведите в соответствие термины и определения в ЗАДАНИИ №4 РАБОЧЕГО ЛИСТА.

Понятия

Определения

1. Безработный

А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать

правила внутреннего распорядка.

2.Трудовой договор

Б. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.

3.Трудовые отношения

В. Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.


4.Профсоюз

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5. Социальное партнёрство

Д.Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.

6.Трудовая книжка

Е. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.

1

2

3

4

5

6

б

а

д

е

в

г



Учащиеся знакомятся с примерным трудовым договором и заявлением о приеме на работу. Обращаем внимание на то, что трудовой договор заключается в письменной форме и подписывается работником и работодателем в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у работника. После заключения договора издается приказ о приеме на работу несовершеннолетнего. При этом подросткам должна быть оформлена трудовая книжка. Испытательный срок при приеме несовершеннолетнего на работу не устанавливается.

ИТОГ: