Цифровая образовательная среда: риски и перспективы использования в образовательном процессе цифровых технологий В современном мире происходит внедрение цифровых технологий во все сферы общественной жизни, в том числе и в образовательную среду. ИКТ технологии предоставляют участникам образовательного процесса дополнительный инструментарий для более полного и исчерпывающего освоения того или иного материала, предоставляя как ученикам, так и преподавателям дополнительные возможности в учебном процессе.
ИКТ-компетентность участников образования является важным условием эффективного обучения (здесь важно напомнить, что участниками образования являются не только учителя и ученики, но и родители, ведь окончание учебного года в условиях дистанционного обучения на дому потребовало и от родителей владение навыками цифровых технологий для обеспечения доступа детей к образовательным ресурсам).
Последние несколько месяцев 2019-2020 учебного года показали растущую актуальность и значимость цифровых технологий в образовании, их все большую роль в обеспечении непрерывного образовательного процесса в условиях ограничения свободы перемещения и закрытия учебных заведений для очного обучения. Новая коронавирусная реальность показала нам, что цифровые технологии если не является альтернативой очному образованию в оффлайн формате, то по крайней мере ИКТ-технологии способны обеспечить непрерывность образования, продолжить реализацию образовательного процесса в рамках рабочих программ и календарного планирования, сформированных учителями и методистами.
Но в то же время важно отметить, что цифровые технологии имеют свои недостатки и изъяны, которые ярко проявились опять же в условиях дистанционного обучения последней четверти 2019-2020 учебного года, это вопросы, касающиеся негативного воздействия электронных устройств на детей, риски использования интернет ресурсов при выполнении заданий участниками занятий по ту сторону экрана и так далее.
Более подробно о рисках и перспективах использования цифровых технологиях я бы хотел вам рассказать в своем небольшом докладе.
Как показала практика цифровые технологии в обучении предоставляют участникам образовательного процесса следующие возможности:
1. использование на занятиях интерактивной доски с цифровой иллюстрацией материала позволяет учителю более разносторонне и информативнее доносить материал. Учителя могут прибегать к использованию презентаций, интерактивных игр (например, своя игра, морской бой, ЧТО? ГДЕ? КОГДА? и т.д.)., что делает учебный процесс более увлекательным и эффективным для всех участников;
2. возможность задавать домашние задания ученикам на различных электронных образовательных порталах, что также позволяет учителям экономить время на проверку заданий и оценивание учеников (в данном случае высокую эффективность показал образовательный портал sdamgia.ru с его большим инструментарием);
3. цифровые технологии позволяют обучаться дистанционно, связывают участников образования, проживающих в самых разных местах, обеспечивая непрерывность образования, экономят расходы на транспорт, инфраструктуру (будь то аудитории, учебные классы и т.д.);
4. в последнее время проблема цифровой зависимости, дети много времени проводят в социальных сетях, мессенджерах и игровых приложениях, и цифровое технологии позволяет часть этого времени использовать в образовательном процессе.
Окончание учебного года в условиях дистанционного образования в то же время показало, что оно не может полностью заменить традиционную модель обучения, имеет свои недостатки, которые требуют анализа и учета при построении в будущем учебного процесса:
1. продолжительность учебного занятия ограничена в связи с негативным воздействием электронных устройств на здоровье участников образовательного процесса
2. в условиях онлайн занятия, сложно уследить за вовлеченностью в учебный процесс всех участников, слушают ли они, понимают ли излагаемый материал
3. высок риск технических сбоев, что срывает учебный процесс
4. часто дети также злоупотребляет интернетом и онлайн шпаргалками при решении заданий, что также не делает диагностику знаний коррелятивным, то есть не показывает реальную картину того, как ученики освоили материал.
5. Информационные технологии в образовании также зачастую требуют и от родителей икт-компетентности, что также вызывает сложности при реализации образовательных программ.
В целом хочется отметить, что перспективы использования информационных технологий в образовательном процессе большие, дистанционное обучение показало растущую значимость ИКТ-технологий в образовании и для решения проблем и так сказать «детских болезней» предлагаю следующие рекомендации:
1. продвижения наиболее качественных и безопасных открытых онлайн-ресурсов для использования в образовательном процессе, обеспечивающих объективный процесс диагностики знаний обучающихся;
2. апробацию и массовое использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения школьников в учебный процесс;
3. создание, регулярное обновление и продвижение курсов по повышению ИКТ-компетентности учителей;
4. проведение внеклассных мероприятий по повышению компетенций в цифровой среде с вовлечением родителей