Ставропольский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
г. Минеральные Воды
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии
технология
Шкатулка-светильник, обелиск
Выполнил: Косолапов Иван Витальевич, 9 класс
Наставник: Здвижко Александр Геннадьевич
г. Минеральные Воды
2019-2020
2. Оглавление.
Титульный лист
Оглавление
Введение:
Обоснование выбора темы проекта
Цель и задачи проекта
Краткая историческая справка
Анализ идей и выбор оптимального варианта
Основная часть:
Описание изготовления изделия
Технологическая часть (технологическая карта)
Описание окончательного варианта изделия
Экологическое обоснование
Техника безопасности
Экономическое обоснование
Реклама изделия
Заключение (самооценка проделанной работы)
Библиографический список используемой литературы
Приложение
Фотография окончательного варианта проекта
3.Введение.
3.1. Обоснование выбора темы проекта.
В 2020 году во многих странах мира будет отмечаться 75 лет победы Великой Отечественной Войне. В нашей семье многие участвовали в ней. Сейчас я вижу, как много разрушатся памятников освободителям от фашизма. С каждым годом становится всё меньше живых очевидцев тех страшных потерь среди мирного населения и бойцов, которые могут об этом рассказать правду. Я решил изготовить памятную шкатулку-светильник, чтобы сохранилась память о моих дедушках, которые воевали с первых дней войны. Используя простые и доступные материалы, я решил изготовить не просто проект-сувенир, а полезное в быту изделие. Верхняя часть шкатулки-обелиска, является оригинальным ночником с экономичной светодиодной подсветкой. Вверху обелиска я закрепил контурный макет танка Т-34, он является символом Победы и одним из лучших танков в этой войне. Символично, что,
11 января 1943 года танковые и подвижные группы стрелковых частей, преодолев оборону противника, к 10 часам утра вышли к восточным окраинам города Минеральные Воды, где завязался бой. Танковый батальон под командованием капитана Петрова прорвался к железнодорожной станции и атаковал находившиеся на путях вражеские эшелоны. В это время к городу продвинулись главные силы 52-й танковой бригады, которые выставили свои заслоны на северо-восточной и южной окраинах города. Стрелковые подразделения проникли в город, завязались уличные бои. Особенно ожесточенными были они в районе станции, где были сосредоточены основные силы врага. Возник пожар. Горели вагоны, цистерны с горючим. К исходу 11 января 1943 года в результате совместных действий частей 58-й и 9-й армий город Минеральные Воды был освобожден от немецких захватчиков. На восточной окраине города установлен обелиск первым танкистам-разведчикам, которые ворвались, вступили в бой, их танк был подбит. Им удалось с оружием занять оборону в одном из домов и продержаться до подхода основных сил. Об этом скромном памятнике практически нечего не написано в сети интернет, более подробно о его истории можно узнать в местном музее.
Нижняя часто является шкатулкой, в которой можно хранить небольшие предметы или документы. Вся композиция гармонично сочетается, украшена контурной памятной надписью по затонированной поверхности.
3.2. Цели и задачи проекта.
Целью моего проекта является создание материального предмета, который смог бы послужить объектом для сохранения памяти о ВОВ, в которой принимали активное участие мои родные. Когда я начал собирать информацию о участниках в войне из нашей семьи, оказалось что о некоторых из них уже мало что известно. Видя, как массово разрушаются памятники героям-освободителям, я хочу внести свой небольшой вклад в сохранение исторической памяти. При презентации своей работы в классе я хочу добиться того, чтобы другие школьники заинтересовались этим вопросом и узнали как можно больше о своих близких, воевавших с врагом.
Для этого мне пришлось решить несколько задач:
Собрать информацию о своих дедушках, где они служили, в каких войсках и их боевой путь.
Разработать конструкцию, которая была бы не только сувениром, но и полезным изделием.
Освоить приёмы точения заготовок большого диаметра.
Научиться выполнять контурную резьбу букв.
Выполнить интересную презентацию для всего класса, которую можно использовать на уроках истории.
Попов Василий Григорьевич. Лейтенант I Украинского фронта. Закончил Бакинское военное училище. Прошёл всю войну. Был участником военных действий зашиты Сталинграда. Награждён Орденом Красной Звезды имел много медалей. Косолапов Родион Яковлевич. Сержант II Белорусского фронта. Прошёл всю войну также закончил Бакинское военное училище. Награждён Орденом Красной Звезды. Участвовал в освобождении Берлина. Колодин Степан Яковлевич. Командир танка. Закончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище. Бал командиром нескольких танков. Награждён Орденом Ленина. Дошёл до Польши.
3.3. Историческая справка.
На протяжении всего этапа существования человека его сопровождал свет. И если в начале, в качестве искусственного света использовались примитивные факелы и костры, то с развитием цивилизации осветительные приборы сильно видоизменились. Как же появились Бра светильники. Обитателям Древнего Египта изобретение первых масляных ламп.
Такие примитивные лампы представляли из себя метровые колонны, с водруженными на них чашами с маслом. Эти своеобразные светильники, как правило, выполнялись в виде цветка. В Древней Греции для этих целей применяли сосуды с раскаленными углями либо просмоленной древесной стружкой. Такие лампы были изготовлены из глины и покрывались лаком. Подвесные металлические светильники впервые упоминаются во времена правления византийского императора Константина. На Русь эти светильники оптом пришли после принятия христианства и назывались паникадила. Паникадила считают прообразом современных люстр.
Само же слово "люстра" появилось позже, в XVII веке, во Франции, и означает "освещать". В начале девятнадцатого века с появлением люстр с масляными лампами отпала необходимость использовать светильники со свечами, а потребность направления света породила абажуры. Со второй половины XIX века огромную популярность получили лампы на керосине, которые, в последствии, были вытеснены светильниками с электролампами. Для изготовления люстр стали использовать разнообразные материалы: металл, стекло ткани, дерево пластик.
3.4. анализ идей и выбор оптимального варианта.
Вариант №1.
Вариант №1 довольно необычная форма, подходит под любой интерьер, но как по мне достаточно проста в изготовлении.
Вариант №2.
Этот вариант достаточно привлекателен, но сложен в изготовлении и в нашей мастерской его не изготовить так как у нас нет специальной печи.
Вариант №3.
варианта №3 тоже имеет достаточно привлекательный дизайн в интернете такие светильники достаточно дорого стоят так как сделаны в ручную, но я незнаком с эпоксидной смолой поэтому решил сделать то чего нет в интернете.
4.Основная часть:
4.1. Описание изготовления изделия.
Любая работа начинается с выбора материала, древесина липы – однородна, прекрасно обрабатывается во всех смыслах. Своё изделие я решил изготовить из трёх частей. Заготовку я выточил на токарном станке. Разметил форму согласно чертежу. Закрепил верхнею часть изделия струбциной и выпилил электролобзиком, держа его двумя руками, соблюдая технику безопасности. После этого учитель профризеровал паз под светодиодную ленту, отшлифовал шлифмашинкой. Затем скрепил крышку с верхней частью с помаши шурупов. Покрыл все три части изделия морилкой для придания чёткости буквам при резьбе. Следующим шагом я вырезал контуры танка Т-34 при помаши резца косяка и закрепил на вершине своего изделия. В последним этапе я провёл светодиодную ленту.
4.2. Технологическая карта.
№ | Наименование операции | Эскиз | Инструменты и оборудования |
1 | Подобрать заготовки без трещин и сучков. | | |
2 | Разметка. | | Карандаш, линейка, ластик. |
3 | Вытачивание первой части. | | Токарный станок и резцы по дереву. |
4 | Вытачивание второй часть. | | Токарный станок и резцы по дереву. |
5 | Обработать изделие наждачной бумагой. | | Наждачная бумага № 35, 40, 45. |
6 | Закрепить обе часть и проточить вместе. | | Токарный станок, шурупы и резцы по дереву. |
7 | Обработать изделие наждачной бумагой. | | Наждачная бумага № 35, 40, 45 |
8 | Обработка третей части. | | Электоролобзик |
9 | Фрезерование третий части. | | Фрезерная машинка. |
10 | Обработать изделие наждачной бумагой. | | Наждачная бумага № 35, 40, 45. |
11 | Соединение 2 и 3 части. | | Шуруповёрт и шурупы. |
12 | Изготовление контура танка. | | Карандаш, линейка, резец-косяк |
13 | Обработка всего изделия морилкой и лаком. | | Морилкой и лак. |
4.3. Описание окончательного варианта изделия.
В процессе работы я внес некоторые изменения в верхнюю часть, на которой крепятся разделочные дощечки. Первоначально я хотел закрепить дощечки на нагелях, но затем я понял, что выглядеть это будет не эстетично и поэтому закрепление выполнил на проволочных петельках и крючках. Проволоку взял с трансформаторной обмотки – медную, она не подвержена коррозии. Отделку выполнил только лицевой части, задняя осталась такой же для того, чтобы лак и мастика не попадали в пищу. Выполнением геометрической резьбы я остался доволен, единственное изменение, которое я внес – это вырезанная пословица, которая сочетается с моей работой.
4.4. Экологическое обоснование.
Шкатулка-светильник является экологически безвредным изделием, не опасным для человека и животных, так как изготовлен из чистой древесины и других безопасных материалов, которые не могут повлечь ущерба здоровью и жизни человека. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также безопасна.
Утилизация работы не повлечет за собой серьезных экологических изменений.
4.5. Техника безопасности.
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
Ранение глаз отлетающей стружкой
Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.
Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ
Правильно надеть спецодежду.
Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.
Осмотреть надежность присоединения защитного заземления к корпусу станка.
Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.
Проверить нет ли в заготовке сучков и трещин, после чего надежно закрепить на станке.
Установить подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.
Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.
На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.
Перед началом работы надеть защитные очки.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Подачу режущего инструмента на материал следует производить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов. Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.
Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.
3.Во избежание травм во время работы на станке ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
а) близко наклонять голову к станку;
б) принимать и передавать предметы через работающий станок;
в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки ее вращения;
г) останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;
д) отходить от станка, не выключив его.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ
Уложить на свои места инструменты
Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать рукой ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Сдать станок учителю.
4.6. Экономическое обоснование.
Определяя цену своего изделия, я суммировал затраты на материалы, электроэнергию, отчисления на зарплату, прибыль.
1.Древесина:
- Сумма за кубический метр = 2000 руб. Ед. измерения = 0,08 м3;
2000*0,08= 160 рублей
2.Клей ПВА:
- Сумма за литр = 140 рублей; потребовалось 40г
140*0,04 = 6 рублей
3.Лак:
- Сумма за литр = 500 рублей; потребовалось 130г
500*0,13 = 65 рублей
4. Электроэнергия на механическую обработку:
3,25 руб. за час работы; время работы – 3 часа
3,25*3 = 10 рублей
Итого: 160 + 6 + 65 + 10 = 241 рубль
Величина затрат на работу составила 241 р. Если ее продать за 2000р, то моя прибыль составит 1759 руб.
4.7. Реклама изделия.
Шкатулка-светильник, обелиск.
Изготовленный мной набор дощечек может стать прекрысаным подарком для родных. Этот набор может дополнить часть интерьера вашего дома. Если вам понадобился данный набор, то вы можете обратиться в нашу мастерскую.
По всем вопросам просим вас обращаться в МБОУ СОШ №20.
По адресу: ул. Новоселов 10, кабинет технологии.
5. Заключение (Резюме).
Моя работа выполнена на высоком для меня уровне. За время выполнения своей работы я смог улучшить свои навыки резьбы на токарном станке. Также на опыте своих ошибок я сделал некоторые выводы, которые помогут мне для моих будущих проектов.
6. Список литературы.
http://les.novosibdom.ru/node/474
http://stranamasterov.ru/
http://www.reznoe.ru/
http://poselenie.ucoz.ru/load/rezba_po_derevu_skachat/1-1-0-311
Дементьев С. В. «Резьба по дереву», М., 2000.
Ильяев М. Д. «Прикоснувшись к дереву резцом», М., 1996.
Любушкин Е. С. «Геометрическая резьба по дереву», М., вып. 1,2006
Симоненко В.Д. Технология 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005 г.
Семенцов А. Ю. «Резьба по дереву», Минск, 1999.
Симоненко В.Д. Технология 6,7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005г.
Симоненко В.Д. Технология 8 класс. – М.: Вента-Граф, 2011г.
7. Приложения
приложение 1
Первым источником искусственного освещения служил костер или очаг в пещере первобытного человека.
Необходимость местного освещения возникла с развитием ручных ремесел. Первыми точечными светильниками стали факелы – палки, обмотанные просмоленной паклей. В галереях средневековых замков факелы вешали на стены на манер бра. В бедных домах зажигали лучины – длинные щепы на подставке.
Глиняные масляные лампы были изобретены в III тыс. до н. э. в античной
Греции. В обожженные чаши наливали оливковое масло или расплавленный жир, затем опускали туда фитиль и зажигали свободный конец. За счет капиллярного эффекта масло поднималось по фитилю вверх и горело.
В I тыс. до н. э. появились медные, латунные и бронзовые масляные лампы. Чтобы осветить помещение по всей высоте, использовались опоры и подвесы.
Стационарные светильники-лампидарии оснащались треножниками, которые позже были заменены канделябрами.
В общественных местах устанавливали многорожковые светильники
(шандал, менора).
Переносные светильники с горючей жидкостью назывались лампадами и лампионами.
Сальные и восковые свечи начали изготавливать в Древнем Риме 2000 лет назад. С XVII века вошли в моду вычурные металлические люстры с многорядным расположением свечей. Свет становился ярче, отражаясь в каждой грани хрустальных подвесок.
Газовое топливо использовалось для заправки ламп с XV столетия, однако массовое распространение газовые фонари и рожки получили в начале XIX
века, когда была освоена газификация угля.
Получение керосина путем перегонки нефти вдохновило изобретателей на создание керосиновых ламп. Серийное производство, налаженное в 1856 году
в США, взяло за основу конструкцию с плоским фитилем, предложенную Рудольфом Дитмаром из Вены. Позже для увеличения тяги и защиты пламени
от ветра горелку убрали под стеклянный колпак.
Изобретение лампы накаливания Томасом Эдисоном в 1879 г. дало начало
эпохе электричества. Источником света здесь выступала раскаленная
вольфрамовая нить, через которую протекал электрический ток.
С середины ХХ века лампы накаливания постепенно замещают более яркие и
экономичные газоразрядные источники света.
У самых ранних моделей ток пропускался через пары ртути, натрия, помещенные в запаянную колбу. Экологические риски осложняют утилизацию отработанного материала.
В конце ХХ века начали производить люминесцентные лампы. Оптическое излучение создается путем воздействия газового
разряда на люминофорный состав, нанесенный на стенки колбы.
Ресурс этих ламп в 4–10 раз выше, чем обычных. Основные
недостатки – сильное мерцание, шум и хроматические аберрации.
Светодиодное освещение – технология XXI века, практически исключающая нагрев токопроводящих элементов. Светодиоды служат в 50 раз дольше ламп накаливания при минимальных затратах энергии, не мерцают и не искажают передачу цветов.
8.Фотография окончательного варианта проекта