ГБСУ СОН РМ «Темниковский детский дом-интернат»
Творческий проект
«Волшебная мастерская»
на 2021 – 2022 учебный год
Автор проекта: Ишаева Людмила Николаевна
инструктор по труду
г. Темников
2022г.
Содержание
Информационная карта проекта……………………………………..3 Паспорт проекта…………………………………………………….3-4 Пояснительная записка……………………………………………….5 Актуальность проекта……………………………………………...... 6 Цель, задачи ………………………………………………………......7 Гипотеза ………………………………………………………………7 Новизна проекта………………………………………………………7 Направления работы …………………………………………………8 Принципы построения педагогического процесса………………. ..8 Методы и приемы обучения……………………………………….. ..8 Условия для реализации проекта …………………………………. ..9 Планируемый результат…………………………………………….. 9 Продукт проектной деятельности………………………………….. .9 Распределение работы по этапам деятельности …………………. 10 План реализации проекта………………………………………..10-11 Описание проекта………………………………………………..11-13 Перспективный план работы …………………………………...13-15 Список использованной литературы……………………………….16 Фотоотчёт по проекту……………………………………………17-25 |
Информационная карта проекта
Наименование проекта: | Творческий проект для детей с ОВЗ «Волшебная мастерская» | |
Организация: | ГБСУ СОН РМ «Темниковский детский дом-интернат» |
Разработчик проекта: | Ишаева Людмила Николаевна – инструктор по труду |
Паспорт проекта
Наименование проекта: | Творческий проект для детей с ОВЗ «Волшебная мастерская» |
Цель проекта: | Способствовать развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, умение выражать восприятие окружающего их мира с помощью творчества, формированию уверенности в себе, в своих способностях. |
Задачи проекта: | - развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья; - сформировать устойчивый интерес к творчеству; - познакомить с различными видами творчества, многообразием материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения; - воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу. |
Теоретическая значимость проекта: | Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. |
Практическая значимость проекта: | Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Созданные поделки используются для подарков сотрудникам и гостям детского дома. |
Участники проекта: | Воспитанники детского дома с 12-20 лет. |
Вид проекта: | Творческий |
Сроки и продолжительность проекта: | Сентябрь 2021г. - май 2022г. |
Ожидаемые конечные результаты проекта: | Развитие познавательных, творческих и художественных способностей. Развитие ручной умелости. Развитие потребности детей в создании собственной поделки. Научатся видеть необычное в обычном предмете. Организация выставки поделок в кабинете СБО, участие в различных конкурсах. |
4
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский)
Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети, в силу своих «ограничений» воспринимают реальность ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.
Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Занятия творчеством развивают требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививают трудовые навыки владения многими инструментами. Систематические занятия открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны проблемы с запоминанием, невнимательностью, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы восполнить пробелы развития ребенка, активизировать внимание, память, мышление, вспомнить материал предыдущего занятия.
Занятия по проекту «Волшебная мастерская» являются своего рода коррекцией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важна частая смена видов рукоделия и поэтому проект рассчитан на различные виды творчества.
5
Актуальность проекта: Важным направлением для формирования личностных качеств ребенка и социальной адаптации является развитие их творческих способностей.
Творческая деятельность, включающая в себя изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют становлению процесса социальной адаптации.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее эффективным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Развитие творческих способностей помогает воспитанникам преодолеть свои комплексы, стать более уверенными в себе, избавиться от проблем в общении.
Человек, развитый творчески лучше работает, с ним интереснее общаться, а это значит, что творчески развитый воспитанник легче найдет друзей, его переход к самостоятельной жизни будет значительно облегчен.
6
Цель: Способствовать развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью творчества, формированию уверенности в себе, в своих способностях.
Задачи:
- развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформировать устойчивый интерес к творчеству;
- познакомить с различными видами творчества, многообразием материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
- воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Гипотеза: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.
Новизна проекта:
Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения педагога с показом дидактического материала и приёмов работы. В практической части осваиваются приемы работы, затем выполнение индивидуальных и коллективных работ. Применяется и коллективный способ обучения, т. е. не только педагог, но и сами ребята учат друг друга работать. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль. Все виды рукоделия, развивают у детей способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, а это необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
7
Направления работы:
1. Развитие творческих способностей
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Познавательное развитие
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения:
Для реализации проекта в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
1.Словесные:
-рассказ;
-беседа;
-объяснение;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3. Практический прием:
Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
8
Условия для реализации проекта:
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательных, творческих и художественных способностей.
Развитие ручной умелости.
Развитие потребности детей в создании собственной поделки.
Научатся видеть необычное в обычном предмете.
Организация выставки поделок в кабинете СБО, участие в различных конкурсах.
Продукт проектной деятельности:
Выставка «Осенние фантазии».
Изготовление и вручение поздравительных открыток с Новым годом сотрудникам, гостям детского дома.
Выставка: «Мастерская Деда Мороза».
Изготовление и вручение открыток к праздникам 23 Февраля, 8 Марта гостям и сотрудникам детского дома.
Выставка поделок к 8 Марта.
Выставка к празднику «Пасха».
Участие в конкурсах поделок: Темниковский детский дом-интернат,
МБУ ДО «Темниковская школа искусств им. Л.И.Войнова, Всероссийских интернет-конкурсах.
Итоговая выставка работ.
9
Распределение работы по этапам деятельности
I этап. Подготовительный (сентябрь)
Изучить литературу, интернет-ресурсы по данной проблеме
Определить формы работы с детьми
Составить перспективный план занятий на год
Оформить наглядный материал (образцы, пооперационные карты)
Подобрать материал для работы
II этап. Основной (октябрь-апрель)
III этап. Контрольно-оценочный (май)
Анализ результатов
Организация итоговой выставки
Определение перспектив дальнейшей деятельности
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Тематические занятия: «Знакомство с природным материалом», «Знакомство с техникой торцевания», «В мире аппликации», «Что такое квиллинг», «Что такое скрапбукинг», «Крупа не только для еды», «Чудеса из ткани и ниток», «Вторая жизнь ненужных вещей». Беседа-презентация «Пасха». | В течение реализации проекта | Инструктор по труду Ишаева Л.Н. |
2 | Организация мини-музея поделок в кабинете СБО. | Ежемесячно |
3 | Мир природы (изготовление поделок из природного материала) | Октябрь |
4 | Волшебство из пряжи (поделки из пряжи) | Ноябрь |
5 | Мастерская Деда Мороза (изготовление поделок Новогодней тематики) | Декабрь |
6 | Раз крупинка, два крупинка (изготовление поделок из круп) | Январь |
7 | Бумажное царство (поделки из бумаги, торцевание) | Февраль |
8 | Чудеса из ткани (изготовление поделок из ткани) | Март |
9 | Пасхальные фантазии (изготовление пасхальных поделок) | Апрель |
10 | Итоговая выставка. | Май |
Описание проекта Проект составлен для воспитанников детского дома с ограниченными возможностями здоровья 12-20 лет. Занятия проводятся два раза в неделю.
Прежде чем приступить к работе я изучила методическую литературу. Отобрала ту, которая показалась интересной, захватывающей и простой для детского понимания и подбора материала. Все работы подразделила на группы, чтобы знакомство с каждым материалом проходили по этапам и по возможности придерживались времени года. Затем составила перспективный план с приложением эскизов и разработанных конспектов некоторых работ.
В кабинете СБО была оборудована творческая мастерская. Где расположен разнообразный материал для творчества. Бросовый: пробки, проволока, крышки, пластмассовые бутылки, и многое другое. Природный материал: веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, ракушки. Бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей. Так же различные крупы, пряжа разных цветов, ткань, вата, поролон и т. д. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами поделок. Весь материал и инструменты расположены в доступном для детей месте.
Также в ходе работы с детьми были проведены целевые прогулки, во время которых нацеливалось внимание детей на то, как можно использовать тот или иной материал в работе. На занятиях коллективно выясняли, где его можно применить. Интересные и необычные находки рассматривали особенно внимательно, выясняли, на что это похоже?
Работа по изготовлению поделок проводилась по следующей схеме:
1. Определение и выявление частей поделки
2. Отбор необходимого материала и инструментов
3. Зарисовка будущей поделки по частям
4. Изготовление основных частей поделки
5. Изготовление дополнительных деталей
6. Соединение частей поделки
7. Украшение поделки.
11
С первых занятий приучала детей к соблюдению технике безопасности при работе, аккуратности, разъясняя, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости. При этом следила, чтобы технология обработки была не сложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности. Перед обучением детей работе с природным, бросовым и другим материалом проводила беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов. Создавая свои мини-шедевры, дети сначала исследовали материал, а потом реализовали свои замыслы. Главное для педагога дать детям понять, что они смогут, справятся, их труд будет оценен по достоинству, что работа, выполняемая ими целесообразная, важная и нужная. Обязательно организовывались выставки результатов детского труда, также поделки, изготовленные детьми, использовались в оформлении детского дома к праздникам, для поздравлений детей, сотрудников и гостей детского дома.
В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.
В работе с детьми использовались индивидуальные и коллективные работы. В ходе изготовления коллективных работ каждый ребенок имел возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать свое видение поделки. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
-договариваться о совместной работе, её содержании;
-работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
-планировать свою работу, определять её последовательность, содержание;
-радоваться своим успехам и успехам товарищей при создании работы.
Дети становятся более открытыми, раскрепощёнными, активными, отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После изготовления поделки давалась оценка работы, старалась отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечала значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Чтобы никого не обидеть, выбирали работы:
• самую смешную
• самую прочную
• самую необычную
12
• самую красивую и т. д.
Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В процессе изготовления поделки старалась вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.
Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что использование проектно-исследовательской деятельности в формировании творческих способностей ребёнка помогло сделать образовательный процесс более интересным, увлекательным и расширить знания детей. Дети овладели умением в точной последовательности выполнять задания, узнали различные способы обработки природного бросового и других материалов, научились определять качество материала. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать, стали проявлять познавательный интерес, любознательность. Таким образом, работая в данном направлении, мне удалось реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи. Радует меня то, что данная деятельность помогла многим детям почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников. Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Воспитанники являются участниками различных конкурсов: Темниковский детский дом-интернат, МБУ ДО «Темниковская школа искусств им. Л.И.Войнова, Всероссийских интернет-конкурсах и занимают призовые места.
Перспективный план работы по творческому проекту «Волшебная мастерская»:
Месяц | Работа с детьми |
Октябрь Работа с природным материалом | «Аист» Материал: картон, обои, тыквенные и арбузные семечки, мох, листья. «Ёжик» Материал: картон, бутылка, шишки, мох. «Букет» Материал: картон, шишки, веточки, кружево, акриловые краски. «Ваза с цветами» Материал: банка, шпагат, кружево, шишки, акриловые краски, шпажки, цветной скотч. Коллективная работа «Царство Бабы Яги» Материал: коробка, шишки, мох, веточки, камушки, жёлуди, пакля. Коллективная работа Топиарий «Дерево с кроной» Материал: ветка, орехи, шишки, мох, листья, рябина, картон, цветочный горшок, шпагат, кружево. «Топиарий из шишек» Материал: бумага, ветка, шишки, мох, стакан, шпагат, кружево. Топиарий «Осеннее дерево» Материал: бумага, ветка, шишки, жёлуди, листья, стакан, шпагат. «Топиарий из ракушек» Материал: шар из пенопласта, ракушки, шпагат, бусы, стакан, кружево. |
Ноябрь Работа с пряжей | Материал: картон, цветная пряжа. «Снегири» «Уточки» «Мухоморчик» «Божьи коровки» «Букет» «Тюльпаны» «Ромашки» |
Декабрь Работа по изготовлению поделок Новогодней тематики | Поздравительные открытки в технике «Скрапбукинг»» Материал: скрап бумага, картон, вырубки, наклейки. «Часы» Материал: банка, коробка, ткань, мишура, ёлочные игрушки, веточки. Коллективная работа «Снеговики на поляне» Материал: коробка, фетр, носки, наполнитель, мишура, картон, ленты, ножницы. «Новогодний топиарий» Материал: ветка, бантики, новогодние игрушки, бусы, цветочный горшок, шишки. «Ёлочка» Материал: картон, мишура, бусы, ленты, банка, шпагат. «Сапожки» Материал: фетр. «Варежки» Материал: фетр, фоамиран, стразы. «Новогодний венок» Материал: картон, фетр,стразы. |
Январь Работа с крупами | Материал: картон, гречка, рис, манка, горох, чечевица. «Роза» «Львёнок» «Чашка кофе» «Бабочка» «Корзина с фруктами» «Цыплёнок» «Ёжик» «Грибы» «Лошадь» |
Февраль Работа с бумагой | Изготовление поздравительных открыток к 23 Февраля. Материал: картон, скрап бумага, вырубки, наклейки. Изготовление поздравительных открыток к 8 Марта в технике «Скрапбукинг». Материал: картон, скрапбумага, вырубки, наклейки. Для изготовления цветов: белая бумага, акриловые краски, вода, губка, карандаш, клей. Инструменты для изготовления цветов в технике «Квиллинг». Аппликация «Розы» Материал: картон, скрапбумага. Коллективная работа «Букет Нарциссов» Материал: цветная и белая бумага, банка, шпагат, лента, пряжа. |
Март Работа с тканью | Материал: цветная ткань, фетр, банка, шпагат, кружево, нитки. Коллективная работа «Букет тюльпанов» «Весёлые цветочки» Коллективная работа «Цветочная поляна» Коллективная работа «Букет цветов» Материал: фоамиран, клей, банка, шпагат, кружево. |
Апрель Поделки к Пасхе | Коллективная работа «Пасхальная корзина» Материал: пенопласт, шпажки, цветной шпагат, фетр, ленты, кружево, бусы, нитки. Коллективная работа «Пасхальная радость» Материал: пенопласт, шпажки, цветная тесьма,, фетр, фоамиран, ленты, стразы, бусы, нитки. «Пасхальное яйцо» Материал: шпон, фоамиран, перья, ленты, стразы. «Пасхальные фантазии» Материал: картон, пряжа, фоамиран, фетр. «Дружная семейка» Материал: одноразовые тарелки, картон, пряжа. |
15
Список использованной литературы
Л.С. Киселёва «Проектный метод деятельности с детьми»
Е.С. Евдокимова «Технология проектирования»
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из природных материалов».
Агапова И., Давыдова М. «Аппликации».
И. Черныш «Поделки из природных материалов»
М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей».
Н. Малышева «Сказочные поделки»
А.В. Козлина «Уроки ручного труда»
А.Л. Романовская, Е.М. Чезлов «Забавные поделки, крупные и мелкие»
16
Фотоотчёт по проекту «Волшебная мастерская»
Мир природы
17
18
Волшебство из пряжи
19
Мастерская Деда Мороза
20
Раз крупинка, два крупинка
21
Бумажное царство
22
23
Чудеса из ткани
Пасхальные фантазии
24
Итоговая выставка
25