СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученик в роли учителя в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ученик в роли учителя в начальной школе»

 ФГОС   Ученик в роли учителя на уроках в начальной школе Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СШ №29» Кузнецова О.В.

ФГОС

Ученик в роли учителя на уроках в начальной школе

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СШ №29»

Кузнецова О.В.

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.  Н.Рыленков ФГОС

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н.Рыленков

ФГОС

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Методическая тема: «Реализация системно – деятельностного подхода средствами ИКТ в начальных классах».  По данной методической теме:  проведены семинары, мастер - классы обобщен опыт на уровне города.

Методическая тема: «Реализация системно – деятельностного подхода средствами ИКТ в начальных классах».

По данной методической теме:

  • проведены семинары, мастер - классы
  • обобщен опыт на уровне города.

 Наиболее прочному усвоению учебного материала способствует проведение уроков, где сами учащиеся выступают в роли учителя

Наиболее прочному усвоению учебного материала способствует проведение уроков, где сами учащиеся выступают в роли учителя

Цель: исследование возможных способов применения приема «ученик в роли учителя» в условиях перехода на новые стандарты и влияние на развития учащихся. Задача : изучить современные образовательные технологии, методические приемы и способы организации урока в условиях перехода на новые стандарты и показать возможные формы использования данного приема в практике работы для достижения более высоких результатов образования учащихся.

Цель: исследование возможных способов применения приема «ученик в роли учителя» в условиях перехода на новые стандарты и влияние на развития учащихся.

Задача : изучить современные образовательные технологии, методические приемы и способы организации урока в условиях перехода на новые стандарты и показать возможные формы использования данного приема в практике работы для достижения более высоких результатов образования учащихся.

Данная технология соответствует требованиям ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и т.д. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Данная технология соответствует требованиям ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и т.д.
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Современные образовательные технологии: Проблемное обучение; Разноуровневое обучение; Коллективная система обучения; Информационно-коммуникативные технологии; Обучение в сотрудничестве; Технология использования в обучении игровых методов; Технология проектного обучения; Открытые образовательные технологии .

Современные образовательные технологии:

  • Проблемное обучение;
  • Разноуровневое обучение;
  • Коллективная система обучения;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Обучение в сотрудничестве;
  • Технология использования в обучении игровых методов;
  • Технология проектного обучения;
  • Открытые образовательные технологии .
 В технологии проектного обучения используется данный прием с целью создания таких условий, при которых учащиеся: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); - развивают системное мышление.

В технологии проектного обучения используется данный прием с целью создания таких условий, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Роль учителя : Учитель-консультант . Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии.

Роль учителя :

  • Учитель-консультант . Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы.
  • Учитель-модератор. Модерирование – деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей.
  • Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Для реализации этих функций будущий учитель еще при обучении в педагогических вузах должен получить инструменты для работы. Такими инструментами могут стать открытые образовательные технологии.
Открытые образовательные технологии  На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний».

Открытые образовательные технологии

На уроках открытых образовательных технологий на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний».

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности .

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов,

которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности .

Признаки активных методов обучения: принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной; самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации.

Признаки активных методов обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной;
  • самостоятельная творческая выработка решений и повышенная степень мотивации.
Главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе.

Главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе.

Роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Новые цели современного образования (научить добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации) определили вектор поисков творческих учителей, которые для актуализации внимания учеников и мотивирования их на самостоятельное приобретение знаний стали включать проблемные, игровые ситуации, уровневую дифференциацию и убедились в том , что нужны «деятельностные», рефлексивные методы обучения, в том числе и роль ученика, как «Учителя» на уроке.

Новые цели современного образования (научить добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации) определили вектор поисков творческих учителей, которые для актуализации внимания учеников и мотивирования их на самостоятельное приобретение знаний стали включать проблемные, игровые ситуации, уровневую дифференциацию и убедились в том , что нужны «деятельностные», рефлексивные методы обучения, в том числе и роль ученика, как «Учителя» на уроке.

Обучение деятельности «Учителя» предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность отдельных учащихся и группы учащихся под руководством учителя.

Обучение деятельности «Учителя» предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность отдельных учащихся и группы учащихся под руководством учителя.

Дидактические принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности  – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества  – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Реализуя данные принципы, учитель добивается того, что учащиеся в роли «Учителя»: - работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации; - критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; - анализируют современные общественные явления и события; - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла); - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Реализуя данные принципы, учитель добивается того, что учащиеся в роли «Учителя»:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

В результате, деятельность ученика в роли учителя на уроке может быть разнообразной. Ученик: Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой Формулирует задание Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

В результате, деятельность ученика в роли учителя на уроке может быть разнообразной. Ученик:

  • Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  • Озвучивает тему и цель урока.
  • Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
  • Выдвигает проблему.
  • Создает эмоциональный настрой
  • Формулирует задание
  • Предлагает индивидуальные задания.
  • Проводит параллель с ранее изученным материалом.
  • Обеспечивает мотивацию выполнения
  • Контролирует выполнение работы.
  • Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

  • Побуждает к высказыванию своего мнения.
  • Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Дает комментарий к домашнему заданию, задание на поиск в тексте особенностей. Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний, оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий, самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.
  • Дает комментарий к домашнему заданию, задание на поиск в тексте особенностей.
  • Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний,

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий,

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Возможные варианты выполнения роли учителя учениками на различных этапах урока: Организационный этап Проверяет готовность к уроку, организует внимание. Фиксирует отсутствующих, стихотворный настрой и др. Проверка выполнения домашнего задания Установить правильность, полноту и осознанность и качество выполнения домашнего задания, выявляет и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы. Подготавливает тесты, дополнительные вопросы. Подготовка учащихся к работе на основном этапе Сообщает тему и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер). В начале урока загадывает загадку, выразительно читает стихотворение или высказывание.

Возможные варианты выполнения роли учителя учениками на различных этапах урока:

  • Организационный этап

Проверяет готовность к уроку, организует внимание.

Фиксирует отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность и качество выполнения домашнего задания, выявляет и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы. Подготавливает тесты, дополнительные вопросы.

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Сообщает тему и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер). В начале урока загадывает загадку, выразительно читает стихотворение или высказывание.

Этап усвоения новых знаний и способов действий Представляет изученный материал в сравнительных и классификационных таблицах, рассказе, лекции, сообщении, построенной структурно-логической схемы. Первичная проверка понимания изученного Готовит другим учащимся опорный текст, вопросы, свои примеры по новому материалу Этап закрепления новых знаний и способов действий Проводит вопросно-ответное общение, придумывает свои заданий. Применение знаний и способов действий Ученик проводит деловую игру, координирует групповую работу, организует и проводит дискуссию.
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий

Представляет изученный материал в сравнительных и классификационных таблицах, рассказе, лекции, сообщении, построенной структурно-логической схемы.

  • Первичная проверка понимания изученного

Готовит другим учащимся опорный текст, вопросы, свои примеры по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Проводит вопросно-ответное общение, придумывает свои заданий.

  • Применение знаний и способов действий

Ученик проводит деловую игру, координирует групповую работу, организует и проводит дискуссию.

Обобщение и систематизация Помогает слабым учащимся в построении «дерева темы», построении «здания темы». Контроль и самоконтроль знаний и способов действий. Коррекция знаний и способов действий Проводит коррекцию выявленных пробелов в знаниях и способах действий слабых учащихся. Предлагает им развёрнутые инструкций с регулярным контролем, тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками. Рефлексия Даёт качественную оценку своей работы, работы класса и отдельных учащихся. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния.
  • Обобщение и систематизация

Помогает слабым учащимся в построении «дерева темы», построении «здания темы». Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

  • Коррекция знаний и способов действий

Проводит коррекцию выявленных пробелов в знаниях и способах действий слабых учащихся.

Предлагает им развёрнутые инструкций с регулярным контролем, тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками.

  • Рефлексия

Даёт качественную оценку своей работы, работы класса и отдельных учащихся. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния.

Деловая игра «Я-учитель».  Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.  

Деловая игра «Я-учитель».

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.  

Один из интересных для учащихся и эффективных приемов – дать ученику возможность выступать в роли учителя на разных этапах урока. Результаты: - ученик чувствует большую ответственность – возрастает его мотивация познания нового; - ученик более нацелен на усвоение нового материала; - ученик лучше понимает смысл своего личного участия в уроке. Это основы того, чтобы ученик научился учиться самостоятельно

Один из интересных для учащихся и эффективных приемов – дать ученику возможность выступать в роли учителя на разных этапах урока. Результаты:

- ученик чувствует большую ответственность – возрастает его мотивация познания нового;

- ученик более нацелен на усвоение нового материала;

- ученик лучше понимает смысл своего личного участия в уроке.

Это основы того, чтобы ученик научился учиться самостоятельно

Роли ученика «Учителя» на уроке: Ученик – контролёр . Учитель – инструктор.  Ученик – таймер, или «хранитель времени».  Ученик – художник.  Ученик – жюри.  Ученики – создатели идей.  Ученик – транслятор, объясняющий.  Ученик – тьютор.

Роли ученика «Учителя» на уроке:

  • Ученик – контролёр .
  • Учитель – инструктор.
  • Ученик – таймер, или «хранитель времени».
  • Ученик – художник.
  • Ученик – жюри.
  • Ученики – создатели идей.
  • Ученик – транслятор, объясняющий.
  • Ученик – тьютор.

В результате использования приема «Ученик в роли учителя» у учащихся сформированы новообразования:

  • Учение осмысленное, учащиеся понимают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего. Ученики самостоятельно управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Ученики активно включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Сформировано умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом
  • Учение осмысленное, учащиеся понимают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
  • Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
  • Ученики самостоятельно управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
  • Ученики активно включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
  • Сформировано умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала. В.П.Беспалько

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией

заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала.

В.П.Беспалько

Творческих успехов и эффективной работы!

Творческих успехов и

эффективной работы!

ФГОС  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ФГОС

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.