СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать сжатое изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие может быть использовано при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать сжатое изложение»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»





Методическое пособие





Учимся писать сжатое изложение














2017 год

Методическое пособие подготовлено преподавателем русского языка и литературы - Сычевой Н.А.


Рецензенты : Вартабедьян В.Б., преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ НСВУ МВД России


Агульянова Н.В., методист учебного отдела ФГКОУ НСВУ МВД России
















Предлагаемое издание является методическим

пособием для суворовцев 1 курса. Оно способствует повышению качества подготовки обучающихся к ОГЭ, может быть использовано как при самостоятельной работе, так и на учебных занятиях.


C О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Введение …………………………………………………………………………… стр. 3

  2. Основная часть. Лингвистические основы обучения сжатому изложению….. стр. 3

А) три способа компрессии текста……………………………………………… стр. 7

Б) требования к сжатому изложению…………………………………………… стр. 9

В) основные средства связи между предложениями в тексте…………………. стр. 10

Г) Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку……… стр. 13

  1. Образцы упражнений …………………………………………………………… стр. 17

  2. Список литературы …………………………………………………………… стр. 54









Введение

Одной из главных особенностей современной действительности является высшая степень информативности. Для усвоения информации, ее осознания, передачи часто прибегают к сжатию. Что же представляет собой сжатый текст? Прежде всего, это сообщение, распространенное путем сокращения полного текста. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА). Без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать ЕГЭ, написать сочинение, подготовиться к защите реферата по литературе. Это определяет необходимость совершенствования методики обучения сжатому изложению и актуальность данной проблемы.


Основная часть. Лингвистические основы обучения сжатому изложению.


Текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора. Данное определение достаточно точно отражает все существенные признаки текста, а именно: членимость, смысловая цельность и структурная связность.

Понятия «тип речи» и «стиль речи» являются не менее важными в методике развития связной речи. На них опираются при обучении как рецептивной, так и продуктивной речевой деятельности.

Развивая речь учащихся, школа ориентируется на совершенно ясные, четко определенные характеристики речи, к которым следует стремиться, и которые служат критериями оценки устных и письменных ученических высказываний. В случае сжатых изложений первостепенными являются точность и лаконичность речи.

Анализ соответствующей лингвистической и методической литературы позволил определить точность речи следующим образом: это оптимальное словоупотребление; это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль, адекватно передают описываемую ситуацию.

Лингвистические усло­вия, способствующие созданию точной речи: 1) знание предмета речи; 2) знание языковой системы; 3) прочные речевые навыки, ко­торые позволят говорящему легко соотно­сить знание предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

Лингвистические средства точного словоупотребления: 1) знание системы лексических значений; 2) умение автора избежать речевой неточности; 3) знание и четкое разграничение полисемии; 4) четкое разграничение омонимов; 5) раз­граничение в словоупотреблении паронимов; 6) знание значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных и т.п.).

Нарушения точности речи наблюдаются главным образом в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Кроме того, причина часто кроется в несовершенстве механизма порождения речи (механизма выбора слова и установления его сочетаемости с другими словами). При этом наиболее типичными являются следующие ошибки: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность восприятия; смешение паронимов, омонимов; не различение синонимов. Именно поэтому для создания точности речи необходимо знание лексической системы языка, в которую входят многозначность, синонимия, омонимия, паронимия, антонимия.

Лаконичность (краткость) речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим коли­чеством слов, без неоправданного внутритекстового дублиро­вания.

Нарушение лаконичности речи ведет к многословию. Среди ошибок, связанных с многословием, выделяется несколько видов: 1) плеоназм; 2) использование лишних слов; 3) тавтология; 4) «расщепление сказуемого»; 5) «слова-паразиты».

Традиционно сжатое изложение считается наиболее трудным видом работ по развитию речи: в процессе написания текста необходимо осуществить сжатие услышанной информации, создать текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Выделяется среди других видов упражнений сокращенный пересказ, который «важен для приучения отличать более важное от менее важного и неважного» (Измаил Иванович Срезневский)

Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста.

Сжатое изложение требует прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Подготовка сжатому изложению способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление.

При работе с текстом для сжатого изложения формируются такие коммуникативно-речевые умения, как

  • Умение отобрать основное содержание текста,

  • Умение выделить в нем главное

  • Умение найти факты, которые можно обобщить

  • Умение грамотно, логично, лаконично излагать свои мысли

  • Умение уместно использовать языковые средства обобщенности содержания.

Известны три способа компрессии текста:

  • Исключение подробностей, деталей (удаление):

Чем бы современный школьник не занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.- Чем бы современный школьник не занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером.

  • Обобщение конкретных, единичных явлений (объединение):

Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар Второй, шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. – Оскар второй, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету.

  • Сочетание исключения и обобщения (замена):

В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступление откровением нового искусства. – Иностранные газеты назвали…

Выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, особенности текста и подготовленности учащихся

Известны следующие приемы сжатия материала.

  • Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения,

  • Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

  • Сокращение сложного предложения, за счет менее существенной части.

  • Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

  • Перевод прямой речи в косвенную.

  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

  • Пропуск предложения с описаниями и рассуждениями

Прорабатывать перечисленные приемы необходимо систематически, с начальной школы, тогда в старших классах будет проще работать над сжатием текста, создавать сочинение-отклик на прочитанный текст.

Выделяют следующие требования к сжатому изложению

  • Наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части

  • Использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия

  • Установление смысловой связи между предложениями.

  • Использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Результаты диагностических работ показывают, что учащиеся не могут сжато пересказать текст на письме, подменяя его конспектированием или отрывочным изложением. Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной.

Примерные вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации.

  • Прочитайте предложение (текст) подчеркните в них главную информацию.

  • Какие предложения, перестроив, можно соединить?

  • Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них.

  • Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием.

  • Упростите выражение, заменив его синонимом.

  • Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали.

  • Определите и запишите основную проблему текста.

  • Сравните два текста (один – подробный, второй – сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она

Чтобы хорошо написать сжатое изложение необходимо владеть основными средствами связи предложений в тексте.

Основные средства связи между предложениями в тексте


Название средства

Пример

1

Слова-заместители



  • Местоимения

Девушка - она

  • Наречия

В лесу - там

  • Синонимы

Быстро - стремительно

  • Различные оценочные обозначения

Храбрец - богатырь

  • Родовидовые слова

Деревья - березы

  • Имя собственное – имя нарицательное

Офицер – Соболевский

2

Лексические повторы

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю.Олеша)

3

Соответствие временных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки. Он формирует себя как личность.

4

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда. Мечта вернуться к нему греет сердце. Придает жизненные силы

5

Анафора (единоначалие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны

6

Параллелизм

…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь ( М.Цветаева)

7

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад (А.Чехов)

8

Вопросительные предложения

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже , с каких слов начинать

9

Союзы

1. Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым (Д.Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (Д.Гранин)

10

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя… находились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа (И.Тургенев)

11

Последовательность в изложении мыслей

Встал, умылся, позавтракал

12

Слова - организаторы логических связей

Вот, почему, из этого следует и др.

13

Вводные слова, организующие порядок высказывания

Итак, наконец, в заключении разговора


Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

(Н.А.Сенина Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010 Легион Ростов-на-Дону 2016)


Критерии оценивания сжатого изложения

баллы

ИК1

Содержание изложения



Экзаменуемы передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3


Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста.

2


Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста или экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста.

1


Экзаменуемый правильно применил 1 прием сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал его для сжатия 1 микротемы текста или экзаменуемый не использовал прием сжатия текста или экзаменуемый неправильно использовал приемы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Но допущена 1 логическая ошибка

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

Но допущено более 1 логической ошибки

и/или в работе имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0


При подборе текстов необходимо руководствоваться их выраженной воспитательной и художественно-эстетической направленностью. Они должны содержать языковой материал, позволяющий проверить у учащихся знание всех основных правил орфографии и пунктуации и закрепить навыки грамотного письма. При написании изложения учащиеся справляются с текстами художественными, особенно повествовательными. Но как показывает практика, именно рассуждение как тип текста представляет наибольшие трудности для учащихся. Не следует забывать и о преемственности в обучении: впоследствии на ЕГЭ учащиеся чаще всего получают для анализа публицистику. Итоговая аттестация в 9-ом классе является важнейшим этапом в подготовке к ЕГЭ в 11 классе.
















ОБРАЗЦЫ УПРАЖНЕНИЙ.

Упражнение 1.

1. Прочитайте отрывок из интервью самобытного писателя Бориса Петровича Екимова, отметившего недавно 75-летний юбилей. Подчеркните (выделите) главную информацию текста.

Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево – мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его, улыбка любимого чело века (не обязательно молодого); дождь и гроза, тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет… Мир Божий и человеческий во всей его красоте и полноте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был , а мира не познал»…

Запись должна выглядеть следующим образом:

Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет. Мои герои живут вокруг меня и во мне. И дерево – мой герой, и небо. Писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща. Он должен ценить все: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? Цветение вишни, яблони, одуванчика; полет бабочки, стрекозы; вкус колодезной, родниковой воды; лепет ребенка, сияние глаз его, улыбка любимого чело века (не обязательно молодого); дождь и гроза, тихое озеро Некрасиха и могучий Дон; ночное небо и утренний рассвет… Мир Божий и человеческий во всей его красоте и полноте. Разве этого мало? Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был , а мира не познал»

2. Превратите выделенную информацию в целый текст, тогда у вас получится сжатое изложение.

Вся настоящая литература о жизни человеческой, поэтому писатель должен острее других видеть все, что его окружает, и стараться быть человеком мудрым, понимающим, что вся красота, которая вокруг него, - преходяща.

Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. В ней много счастливых дней, минут, мгновений. Но часто ли мы их замечаем? К сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал»…


УПРАЖНЕНИЕ 2.

1. Прочитайте текст известного исследователя жизни и творчества Н.Гоголя Игоря Золотусского.

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя – это не только внутренний мир, но мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

2. Объясните членение текста на абзацы.

(В этом тексте 2 микротемы, которые раскрыты в разных абзацах)

3. Назовите микротемы текста.

(1. Города и поселки, без которых нельзя представить Н.В.Гоголя.2. Особенности мира Гоголя: не только внутренний мир, но и живые черты тех мест, которые помнят писателя.)

4. Подчеркните главную информацию. Запись может выглядеть следующим образом:

Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там писались «Мертвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребенок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя – это не только внутренний мир, но мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

5. Будут ли являться слова Путник и странник синонимами? Ответ обоснуйте.

Путник – тот, кто совершает далекий путь пешком.

Странник (устар) – 1. Странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец //Толковый словарь С.И.Ожегова.

6. Можно опустить некоторые факты, чтобы написать сжатое изложение данного текста?

(Текст И. Золотусского представляет собой лаконичное повествование. Почти все факты значимы для раскрытия проблемы текста. Поэтому целесообразно подробно пересказать.)

УПРАЖНЕНИЕ 3

  1. Прочитайте текст нашего современника, литературоведа С.Гиндина.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – единственное и неповторимое явление русской истории и культуры. Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы. На этом пути его не миновала, пожалуй, ни одна из бед, выпавших нашему народу: тюрьма, лагерь, ленинградская блокада, безвременная утрата близких. Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять. Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую начальную школу.

Но значение Д. С. Лихачева шире даже его научного подвига. Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволил поведать людям о своем веке.

  1. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Почему Дмитрий Сергеевич Лихачев - единственное и неповторимое явление русской истории и культуры»?

а) Судьба провела его почти через весь XX век, сквозь все его эпохи и сломы.

б) Совесть, вера и нравственная сила помогли ему выстоять.

в) Он не только не сломился, а совершил предназначенное, открыв для современников мир древнерусской литературы, создав большую начальную школу.

г) Ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина не дали ему растерять увиденное и пережитое, а дар слова и дар общения с людьми в конце жизни позволил поведать людям о своем веке.

3. Озаглавьте текст. (Неповторимое явление русской культуры)

4. Проведите лингвистический эксперимент: замените в 1 предложении слово «явление» синонимом. Произошли ли какие-нибудь изменения в интерпретации основной идеи текста С. Гиндина? (Пропадает главный смысл, который автор вкладывал в значение именно слово «явление» - то, что случается крайне редко)

5. Найдите и подчеркните ключевые слова и словосочетания. (Явление русской истории и культуры, через весь XX век, сломы, совесть, вера, нравственная сила, открыв мир древнерусской литературы, создав научную школу, ум, наблюдательность, внутренняя дисциплина, дар слова, дар общения, поведать о своем веке)

6. В предложениях 3 и 4 замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Привело ли это к искажению основной информации? (Да, привело, потому что для разъяснения тезиса – 1 предложение – необходимо каждое из слов ряда однородных членов)

7. Напишите сжатое изложение, продолжив текст.

Дмитрий Сергеевич Лихачев _________________________________________________

(кем является для русской культуры и истории?)

Совесть, вера и нравственная сила помогли ему пережить __________________________________________________________________________

(назовите обобщающим понятием все беды, которые выпали на голову ученого).

Однако он не только не сломился, но и совершил предназначенное __________________________________________________________________________

(что сделал ученый?)

и поведал людям о своем веке.

Дополнительное задание

Попробуйте раскрыть значение слов «совесть, вера, нравственность». Какие из этих ценностей являются наиболее важными для Вас? Объясните свой выбор.

В качестве аргументов можно привести следующие высказывания:

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С.

Самое главное украшение – чистая совесть. Пословица

Думай больше о совести, чем о репутации. Цицерон

Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. Пушкин А. С.

Люди охотно верят тому, чему желают верить. Юлий Цезарь

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются. Дидро

Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить. Овидий

Люди верят больше глазам, чем ушам. Сенека

Верь человеку – и вы сделаете для завоевания его сердца больше, чем всевозможные постановления закона и власти.

Серебро дешевле золота, золото – нравственных достоинств. Гараций

Нравственность – это цветение истин. Гюго

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. Пушкин А. С.

Наибольшая из всех безнравственностей – это браться за дело, которое не умеешь делать. Наполеон Бонапарт

Почему работа над компрессией текса так важна для учащихся?

Во-первых, систематическое закрепление навыков сжатия материала способствует развитию речевой практики; во-вторых, полезно для формирования умения учебной деятельности, в частности, редактирования, саморедактирования, конспектирования, написания аннотаций, тезисов. И, наконец, содействует формированию лингвистической и культуроведческой компетенции.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а еще – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале. Певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами. Кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем его многообразии?! Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель. Ему устроили экзамен: испытали силу и ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса

Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не дают ему точные слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – все записывал Куприн в записную книжку. Придет время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.

( По Б. Челышеву)

Первое, на что надо обратить внимание – определение абзацев.

1- о том, что Куприн был не только писателем, он стремился овладеть и многими другими специальностями. Поэтому в качестве рабочего названия для этой части можно взять слова из текста «рабочее воинство – в писателе Куприне»

2- разъясняет, почему писатель так часто менял свои профессии. Эта часть состоит из ряда вопросов, затем автор дает ответ на них и, в подтверждение своих слов. Приводит случай из жизни Куприна. Таким образом, в план можно внести следующие названия пунктов а) почему писателю нужно было изучать другие профессии? б)каждая профессия оставляет на человеке отпечаток» в) экзамен в рыболовецкой артели.

3 – содержит основную мысль: участие в труде питало творчество Куприна.

4- выделим такие пункты : а) «темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом» и б) «он трудился как мастер- ювелир» в поисках меткого слова

5 – содержит заключительную мысль – вывод о том, что время не властно над настоящим творчеством.

Определите ключевые слова, определите микротемы, составьте план.

Отсюда вытекает план (может быть цитатным)

  1. Куприн «был един и многолик»

  2. Почему так часто менял он свои профессии?

А) что заставляло писателя изучать другие ремесла?

Б) «каждая профессия оставляет на человеке отпечаток»

В) экзамен в рыболовецкой артели

  1. Разнообразный труд питал творчество Куприна.

  2. Особенности творчества Куприна:

А) «Темперамент не давал писателю подолгу заниматься только литературным трудом»

Б) «Он трудился как мастер-ювелир» в поисках меткого слова

  1. Книги Куприна не стареют.

Правильно составленный план и ключевые слова являются залогом успешной работы при компрессии исходного текста.

Пример сжатого изложения

Куприн был «един и многолик». «Един» потому, что был - художником слова, «Многолик» потому, что был еще и грузчиком и рыбаком, и певцом в хоре… Все это рабочее воинство совмещалось писателе Куприне.

Что заставляло его менять профессии, порой очень тяжелые и опасные? Куприн был очень любознательным человеком. Любопытны были для него и новый труд, и новые люди. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает его непохожим на других.

Куприн был убежден. Что самый богатый материал для писателя дает общение именно с простыми людьми. Непосредственное участие в труде стало для Куприна той почвой, которая питала его фантазию.

Писатель не мог подолгу заниматься литературным трудом. Он прерывал работ внезапно, например. Ради случайного «интересного человека» или если не сразу давались точные слова. Он трудился над фразой как мастер-ювелир.

Годы не подвластны над книгами Куприна



В работе по подготовке к сжатому изложению и ГИА можно использовать работу с комплексным анализом текста.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

___________________________________________________

Сп…ктакль оконч…н. В п…ртере и ложах заж…гается свет актеры выходят с поклонами. Последние апл…дисменты букеты последние ак…орды зам…лкающей музыки и занавес падает. Зал пустеет меркнут хрустальные люстры… Так бывает в театр… но жизнь все (таки) (не) театр. Сп…ктакль жизни (н…) когда (не) заканч…вается. Действие следует за действием меняет…ся фабула по…вляются новые герои: «Явление три тысячи пят…сот двадцать шестое. Те же и …» Кто? Кто завтра появит…ся на сцене подхватит брошен…ую вами реплику? Пусть это будет хороший человек.

Театр жизни (н..) когда (не) кончает…ся. Только п..есы в нем пишут (не) драматурги а мы сами. У нас всегда есть выбор кого играть как играть что говорить что делать. И от тебя самого завис…т кем ты буд…шь Ромео или Яго Джульеттой или леди Макбет… и поосторожн…е с масками! Если ими слишком долго пользоват…ся они могут прир…сти к лицу (на)всегда. И пусть будет больше людей в пр…сутствии которых маски (не) нужны. Пусть хотя бы иногда отд…хнут наши лица.

Театр жизни (н…) когда (не) кончает…ся. Кончает…ся только наш сегодн…шний разговор. Всего вам хорошего друзья! Прощайте или нет (до) св..дания!

Заж..гается свет актеры выходят с поклонами…

(из «Календаря школьника»)

  1. Озаглавьте текст

  2. Докажите, что это текст

__________________________________________________________________________

  1. Тема текста_____________________________________________________________

  2. Основная мысль текста ___________________________________________________

  3. Стиль текста (докажите свое мнение ) ______________________________________

  4. Тип текста(докажите) __________________________________________________

  5. Расставьте недостающие знаки препинания. вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  6. Произведите фонетический разбор слова пьеса

  7. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. в каких значениях они употреблены? подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях

  8. Определите лексическое значение слов: фабула - …. реплика - …

  9. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам: ∩ ∩, ¬∩^, ¬∩^^, ¬¬∩^^.

  10. Произведите морфологический разбор слова прощайте

  11. Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2 _____________________________________________

2 и 3 _____________________________________________

3 и 4 _____________________________________________

4 и 5 _____________________________________________

5 и 6 _____________________________________________

  1. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила:

Запятая между частями сложного бессоюзного предложения_______________________

Запятая между частями сложносочиненного предложения_________________________

Запятая между частями сложноподчиненного предложения________________________

Запятая между однородными членами__________________________________________

Обособление обращений _____________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

  2. Напишите сжатое изложение по данному тексту.

Работа над ошибками.

УПРАЖНЕНИЕ 6

  1. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

  2. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личностных качеств – качеств человека, который пользуется зыком народа.

  3. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

  4. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами».

  5. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.

  6. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

  7. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он труслив и робок, не уверен в себе.

  8. Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами-плевками»?

  9. Вы сразу заметите, что все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не его власти.

  10. У него будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, для всякого рода махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится.

  11. Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, а не просто предполагаю.

  12. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так следовательно и думает.

1. О чем говорится в тексте ?

  1. О двух разновидностях языка

  2. О связи языка и нравственного облика человека

  3. О влиянии социальной среды на характер человека

  4. О влиянии средств массовой информации на языковую культуру общества

2. Какой(ие) тип(ы) речи использует(ют)ся в этом тексте.

  1. Повествование

  2. Рассуждение и повествование

  3. Рассуждение

  4. Описание

3. Почему, по мнению автора, некоторые люди активно используют в своей речи жаргонизмы?

  1. Стремятся казаться сильнее

  2. Подражают героям культовых кинофильмов

  3. Не выработали вкус к грамотной и точной речи

  4. Стараются ничем не выделяться из толпы

4. В каком предложении можно найти ответ на вопрос: «Что заставляет человека использовать в своей речи грубые слова и выражения?»

1, 2, 7, 10

5. Какое значение имеет слово ЦИНИЧНЫЙ (предложение 7)

Неприличный; модный; редкий; связанный с преступным миром.

6. В каком предложении выражена мысль о том, что в языке проявляется характер человека? :

4, 6, 10, 12

7. Примерами из какого предложения текста следует подтвердить следующее высказывание: «Автор использует глаголы в повелительном наклонении, побуждая читателя к заинтересованному обсуждению поставленной проблемы? :

2, 4, 8, 13.

8. Какие средства выразительности использует автор текста?

  1. Сравнение, антитеза

  2. Вводные слова, метафоры

  3. Анафора, гипербола

  4. Просторечные слова, парцелляция

9. Какое высказывание отражает главную мысль этого текста?

  1. Язык – стяг, дружину водит

  2. Язык – это удостоверение личности, которое нельзя подделать

  3. У короткого ума длинный язык

  4. Язык – это говорящий ум прозревшего человека.

10. Напишите сжатое изложение по данному тексту.



Типичные примеры из работ уча­щихся, писавших изложение (ис­правлены только орфографические и пунктуационные ошибки):

1) (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (2) Россияне счита­лись самой начитанной нацией. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души.

2) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (2) Ее называ­ли духовной лабораторией человечества. (3) Ве­ликая литература для нас - это не только воз­можность стать более информированным, но способ самосовершенствия.

3) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая считалась самой читаемой страной в мире. (2) В нашей культуре всегда было свой­ственно чтение литературы. (3) В чтении сопе­реживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир.

4) (1) Чтение является важным компонентом для развития России, (2) Россия является самой читающей страной. (3) Литература имеет осо­бое значение в культуре. (4) Чтением человек одухотворяет себя.

5) (1) Чтение имеет значение для России. (2) Чтение считается лабораторией человече­ства. (3) Великая литература для нас - способ самосовершенствования, воспитание сердца и души. (4) В чтении диалога человек возвышает свой культурный мир.

Первое предложение исходного текста сложноподчиненное с придаточным определительным. Вряд ли возможны со­держательное сокращение или замена части этого предложения, являющегося первым предложением всего текста, по­этому практически все работы, начинаются именно с него. В ряде работ сохранена струк­тура предложения (примеры 2, 3), однако есть грамматические ошибки в использо­вании форм причастия. В примере 5 есть неоправданное содержательное сокраще­ние предложения, второе предложение связано с первым параллельной связью и заключает в себе новую мысль. В приме­рах 1 и 4 можно отметить упрощение структуры предложения: сложноподчи­ненное предложение разбивается на два простых. В работах заметно стремление избежать сложных по структуре предло­жений, использовать прием замены слож­ного предложения простым, нет приме­ров слияния предложений с усложнени­ем их структуры.

В обучении сжатому изложению помо­гут задания, основой которых являются трансформация, дополнение, моделиро­вание текста. Варианты упражнений, кото­рые могут быть использованы на уроках русского языка для совершенствования умения учащихся выполнять информаци­онную переработку текста. Так как по­добное умение является общеучебным и формируется при изучении ряда предме­тов (литературы, иностранного языка, ис­тории, биологии, географии и пр.), предлагается использовать тексты учебни­ков, научно-популярных статей.

В упражнениях внимание в основном уделено разделению информации на глав­ную и второстепенную, исключению не­существенной и второстепенной инфор­мации. Напоминание учащимся: самая главная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. На выделении главных мыслей высказы­вания основан прием «свертывания суж­дений», который помогает значительно сократить текст.

Рассмотрим предложение:

С самого начала своей научной деятельнос­ти М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Что нам стало известно из данного предложения?

М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы).

Возможно, у учащихся возникнет во­прос: «Неужели все остальное неважно? И если это так, то зачем автор нам говорит об этом?» Отвечаем: «Все пояснения авто­ра, идущие после слов который и кото­рые и являющиеся придаточными предло­жениями, не являются неинтересными или неважными, но это лишь дополнение к основной информации предложения».

Закрепляем умение находить главную информацию.

I. Прочитайте предложения и подчерк­ните в них главную информацию. Исполь­зуя прием свертывания, сократите текст.

а) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхож­дения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. - Многие вещества биологического происхождения име­ют жидкокристаллическую структуру.

6} Принято считать, что чистый воздух ну­жен только людям, подтверждением тому яв­ляется устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Прием свертывания суждений позволя­ет при анализе этого предложения выде­лить следующие части:

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются, -

и получить такое предложение:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Обращаем внимание учащихся на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста и свертывания исход­ной информации за счет обобщения использовались и языковые средства: заме­нили сочетание чистый воздух местоимением и в первую часть предложения до­бавили отрицательную частицу не.

II. Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

Ответы:

Предложение 1.

1) Довести до белого каления - очень силь­но разозлить.

2) Выражение основано на свойстве метал­лов светиться при нагревании.

Предложение 2.

1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.

2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широ­ко распространена алхимия.

Предложение 3.

1) Цепная реакция - вышедший из-под кон­троля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употребля­лось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

III. Перед вами первые два абзаца тек­ста. Какая информация вам кажется избыточной, факультативной? Какие пред­ложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информа­цию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

(2) Цель всегда конкретна, измеряема, до­стижима. (3) Например, целью может быть по­ступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и про­считать, что нужно сделать, чтобы этого до­стичь. (45 слов).

Учитель может обратить внимание на 4-е предложение (сложноподчиненное, с последовательным соединением прида­точных) и предложить придумать вариант с использованием только одного прида­точного.

Примеры выполнения работы учащи­мися:

1) (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем про­думать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

Здесь использованы приемы исключе­ния информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, прием слияния двух предложений (2-го и 4-го), упрощение структуры предложения.

2) (1) Людям нужны не только рациональ­ные цели, но и совсем не рациональные меч­ты. (2) Можно заранее продумать и просчи­тать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (25 слов).

В данном варианте ученик исключил информацию 3-го предложения исходно­го текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), ошибочно включил в данную микротему содержание следующей («…. мечта - это нечто другое»).

3) (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов).

Используется прием исключения фа­культативной информации (3-го предло­жения, второстепенных членов в 4-м предложении исходного текста).

IV. Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли предложении есть такая информация?) Дополните текст сво­ими примерами нарушения природного равновесия. Сформулируйте вывод к до­полненному вами тексту.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух..,

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африкан­ских улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет вра­гов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не ока­залось.

Проверь себя. Рассмотрим строение дан­ного текста-повествования с элементами рас­суждения. Это нам потребуется для того, что­бы вычленить в нем главную и дополнитель­ную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весо­мым, очевидным для читателя.

1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца;

2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца;

3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюст­рирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, по­явление которых в Майами нарушило там природное равновесие.

Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую ин­формацию можно исключить.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы-взаимодействуюших элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африканс­ких улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не_прошло и года, как, улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконт­рольно плодиться, В Америке такого контро­ля не оказалось.

Трансформация (сжатие или расшире­ние) информации текста зависит от пра­вильно воспринятого замысла высказыва­ния. Совершенствованию данного умения способствует следующее упражнение. Из отрезка текста (1-2 абзаца, 5-6 предложе­ний) учитель выписывает все существи­тельные, сохраняя число, в котором они употреблены в тексте, но используя все существительные в именительном паде­же. В созданном тексте можно менять па­деж существительных, оставляя неизменным число. По необходимости проводит­ся словарная работа, возможно определе­ние тематических групп слов, выявление синонимов.

1*. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следу­ющие имена существительные:

красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.

2. Какие группы можно выделить сре­ди предложенных слов?

Красота - 2 раза, мысль - 2 раза, разнооб­разие и непохожесть — синонимы, человече­ство — толпа - люди — личности — слова раз­ной стилистической окраски. Слово мир — многозначное, здесь использовано, скорее всего, в значении «земной шар, Земля, а так­же люди, население земного шара».

Особняком стоит слово эстетика, обратим­ся к словарю за толкованием: «Эстетика -философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии».

3. В тексте какого стиля и типа речи мо­гут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы?

Стиль - публицистический, допускающий совмещение лексики различных стилей, тип речи - рассуждение.

4. Напишите свое начало текста, ис­пользуя данные слова.

5. Прочитайте авторское начало текста:

(1) Красота в мире - это разнообразие, непо­хожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключи­тельными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Бело в).

Известно, что первое предложение тек­ста довольно четко определяет структуру второго предложения. Анализ первого предложения абзаца - абзацного зачина - не менее важен.

1. Прочитайте первое предложение аб­заца, найдите контекстуальные синонимы:

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

(Слова одинаковые и бездарные становятся контекстуальными синонимами.)

2. Предположите: до этого предложе­ния речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что... .

3. Выражена ли и каким способом по­зиция автора?

Выражена, формулируется тезис. По форме это риторическое восклицание, усиленное ча­стицей да. Это укрепляет нас в мысли о том, что перед нами текст-рассуждение публици­стического стиля речи.

4. «Разверните» данное предложение в абзац.

5. Прочитайте авторский вариант:

(3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каж­дый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая лич­ность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойствен­на каждому, видно хотя бы из того, что в дет­стве, даже в младенчестве, у ребенка есть по­требность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (В. Бело в).

При обучении сжатому изложению не­обходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста. Методические приемы (по И. А. Фигуровскому в статье «Изложения с перестановкой материа­ла»):

1) постановка вспомогательных во­просов;

2) запись на выбор начальных и связывающих предложений;

3) толкова­ние отношений между соединенными за­конченными предложениями;

4) демонст­рация возможностей средств связи - со­юзов, соотносительных слов. Такие виды заданий учат детей «схватывать целые комплексы мыслей, сообщаемых в соединениях за­конченных предложений».

1. Прочитайте окончание текста В. Бе­лова. Слово почему (значение «по какой

причине») замените вводной конструкци­ей или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения.

(10) Почему же с годами творчество поне­многу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили та­ланта). (12) Второе нередко зависит от перво­го, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуаль­ные, присущие ей одной черты.

2. Напишите сжатое изложение, допол­нив текст примерами из жизни великих людей.

Подобные упражнения, как и упражне­ния по моделированию текста, интересны учащимся, демонстрируют им возможно­сти языка, заставляют внимательнее вчи­тываться в текст, помогают совершенство­вать умения выделять микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное, отбирать лексиче­ские и грамматические средства для крат­кой передачи полученной информации.

Организация работы по совершенство­ванию умений информационной перера­ботки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении/понимании текста, так и при создании ими собствен­ных высказываний.

Текст № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадается им красный подосиновик, то белый боровик, а то простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, черная смородина, кислая брусника – все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспевают только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем2. (192 сл.)


Вариант сжатого изложения текста № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими.

Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)


Текст № 2.

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он – Палех. Дымы из труб, хруст первого снега, гуси, куры за огородами палисадников, воробьи на припеке… Село как село. Таких было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, и еще чем-нибудь промышляло. Одни кормились извозом, изготовлением деревянной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изготовлением телег и саней, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля…

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец в первую голову должен был бы оказаться без дела после революции. Этого не случилось: ведь иконные лики писала рука художника, и поворот жизни закономерно дал направление новому ремеслу. Палех обрел второе дыхание, глубокое и здоровое: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории – на все палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все обычное, все земное! Лужок у речки, припорошенный снегом; ледок на речке звенит от брошенной палки так же, как и везде он звенит; рябины и вербы такие же, как в селе по соседству. И поленница дров у домов, и белье на веревке, закаменевшее от мороза, и гусак, неспешно переходящий дорогу – все нам привычно. И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белым пером у чьей-то трубы. Короче, обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна,

искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Крылечки, резные наличники на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта старая мельница на пригорке – все тут радует глаз и помогает пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят на юбилеи, в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь3. (386 сл.)


Вариант сжатого изложения текста № 2

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он – Палех. Привычные сельские картины. Таких сел было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, промышляло еще какими-нибудь ремеслами.

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец первый должен был бы отказаться без дела после революции. Но этого не случилось. Палех обрел второе дыхание: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. На любые стороны жизни палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все земное! Обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Сельские постройки радуют глаз и помогают пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь. (241 сл.)

В текстах использованы:

гипероним (родовое понятие)

гипоним (видовое понятие)

холоним – объект, который включает в себя другое

мероним – объект, являющийся частью для другого


Для эффективности процесса понимания текста учащимися при подборе текстов изложения нужно учесть:

а) насколько текст адаптирован к уровню учащихся данного класса;

б) есть ли в тексте избыточная информация или текст содержит только важные факты. Избыточность компенсирует необратимость звучащей речи во времени, способствует уменьшению числа ошибок и недопонимания при передаче сообщений, создает резерв времени для прогнозирования. Избыточная информация помогает слушающему в восприятии текста, а ее отсутствие ведет к информационной перегрузке и снижает эффективность его понимания;

в) объем текста любого изложения не должен превышать объема текста для подробного


Список литературы:


  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык,2009. Ярославль. «Интеллект - центр» 2009

я специально выделены часы на развитие связной речи учащихсяствующий повышению интерса к предмету и успешному его изучемирование общеучебных умений - работа 000000в швдах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000






я специально выделены часы на развитие связной речи учащихсяствующий повышению интерса к предмету и успешному его изучемирование общеучебных умений - работа 000000в швдах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000




г.

2. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 3 2011г.

3. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 4 2005г.

4. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 2 2011г.

5. Научно популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 5 2010г.

6. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 6 2010г.

7. Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». № 8 2010г.

8. Пахнова Т.М. ГИА 2010 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации М. Дрофа 2010г.

9. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010. – 10. Ростов-на-Дону: Легион, 2009г.

11. Русский язык в школе № 3 2006 г., журнал.

12. Русский язык в школе № 9 2009 г., журнал.

13. Русский язык в школе № 3 2009 г., журнал.

14. Тимошенко Т.Е. Русский язык. 9 класс. Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С. М. Дрофа 2008г.

15. Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005г.


55