№ | ТЕМА урока | Цель | Методы | Ученики должны знать, уметь | Форма контроля | Дом задание |
1 | Введение. Биология- наука о жизни. | Дать представление о предмете, методах и теориях биологии | Частично-поисковый | - биология, теория, законы, закономерности -работать с текстом учебника, выделять главную мысль, ,использовать дополнительную лит-ру | | |
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НАЗЕМЛЕ( 19 часов) |
2 | Многообразие живого мира | Систематизация ранее изученный материал по многообразию живого мира | проблемный | -клетка, ткани ,популяция, - анализировать выступления товарищей, делать обобщение по изученному материалу | Познавательные задания | |
3 | Основные свойства живых организмов | Знания о уровнях организации жизни | Проблемный. | -основные свойства живого, уровни организации живой природы -использовать имеющиеся знания | сомоконтроль | |
4 | Развитие биологии в додарвиновский период | Деятельность ученых разных периодов, сущность взглядов К. Линнея | Комбинированный | -искусственная система, таксон, иерархия, бинарная номенклатура -работать с учебником, выделять главные положения текста, работать в группе | Оценка по уроку, за сообщения | |
5 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | Сущность первого эволюционного учения, его оценка. | проблемный | -эволюция, теория градации, ,влияние окружающей среды | Оценка за работу на уроке, оценка сообщений | |
6 | Предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина | Научные, экономические, успехи биологии, химии | Работа с текстом учебника, решение проблемы урока | Изменчивость, естественный искусственный отбор, селекция-работать с дополнительным источником информации, | Сообщения Работа в тетрадях | |
7 | Учение . Дарвина об искусственном отборе | Сущность искусственного отбора, его основа- наследственная изменчивость | Заполнение таблицы построение схемы | - искусственный отбор селекция сорт порода мутация- использовать практический опыт в новой ситуации | Выполнение познавательных заданий | |
8 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | Сущность естественного отбора, борьбы за существование, как основных факторов эволюции | Частично-поисковый | - естественный отбор борьба за существование изменчивость наследственность-анализировать и структурировать информацию | Анализ по выполнению таблицы | |
9 | Приспособленность организмов- результат действия естественного отбора | Формирование понятия о приспособленности Организмов к среде обитания | проблемный | - относительность приспособленности эволюция | Оценка за работу в группах | |
10 | Вид, его критерии и структура | Понятия критерии вида, структура вида | Частично-поисковый | -микроэволюция вид популяция система- обсуждать значимость изучаемого материала | | |
11 | Морфологический Критерий вида | выполнение лабораторной работы. | Частично- поисковый | -критерии вида -составлять морфологическую характеристику вида | Оценка за лабораторную работу | |
12 | Главные направления эволюции | Понятия «макроэволюция», «биопрогресс», «биорегресс», | Словесно-иллюстративный | -ароморфоз идиоадаптация дегенерация -выделять нужную информацию приводить примеры | Программированный опрос | |
13 | Общие закономерности биологической эволюции | Характеристика дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне | проблемный | -обсуждение проблемы структурировать имеющие знания | Оценка взаимопроверки | |
14 | Обобщающий по теме «Эволюция живого мира» | Обобщение знаний о эволюции органического мира | зачетный | | | |
15 | Современная система растений и животных -отражение макроэволюции | Систематизация знаний об эволюции живого мира ее результаты | зачетный | - термины по теме-использовать имеющие знания в Новой ситуации | По предложениям групп | |
16 | Современные представления о возникновении жизни на земле | Современные представления о возникновении жизни на земле | проблемный | - жизнь эволюция эры ароморфоз -публично выступать высказывать и обосновывать свое мнение | Оценка рефератов | |
17 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | Особенности проявления жизни в архейскую и протерозойскую эры главные ароморфозы | Словесно-иллюстративный | -растительный и животный мир -выделять главное делать записи выделять главное | Оценки за сообщения | |
18 | Жизнь в палеозойскую эру | Особенности проявления жизни в палеозойскую эру | Словесно-иллюстративный | -псилофиты кистеперые рыбы стегоцефалы папоротники -выделять главное делать необходимые записи | Проверка тетрадей | |
19 | Жизнь в мезозойскую эру | Особенности проявления жизни в мезозойскую эру | Словесно-иллюстративный | -динозавры птицы теплокровность -работать с текстом учебника, высказывать свое мнение | Познавательные задания | |
20 | Жизнь в кайнозойскую эру | Особенности проявления жизни в кайнозойскую эру | Словесно-иллюстративный | - оледенение млекопитающие приматы человек | Тестовый контроль | |
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 16 часов) |
21 | Клеточная теория строения организмов | Основные положения клеточной теории | лекция | - положения клеточной теории -логически излагать получаемые знания | | |
22 | Цитология-наука о клетке | Представление о цитологии как науке строение клеток разных уровней организации | Лабораторная работа | -органоиды растительной и животной клеток -пользоваться микроскопом | Оценка лабораторной работы | |
23 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества | Неорганические вещества клетки. Их значение, строение функции | Частично-поисковый | -макро-микроэлементы, ферменты, -использовать и структурировать имеющиеся знания | Оценка за опорный конспект | |
24 | Химическая организация клетки Органические вещества | Особенности строения и функции белков | комбинированный | -мономеры, полимеры, метаболизм, использовать имеющиеся знания по химии, работать с текстом учебника | Познавательные задания | |
25 | Химическая организация клетки. Органические вещества- углеводы, липиды | Особенности строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма | комбинированный | -липиды, хитин, рибоза, дезоксирибоза-использовать имеющиеся знания, работать с текстом учебника | Тестовый контроль по предыдущему материалу | |
26 | Химическая организация клетки. Нуклеиновые кислоты | Особенности строения и функции нуклеиновых кислот | лекция | -нуклеотид, двойная спираль, ДНК, РНК, комплементарность -правильно пользоваться новыми терминами. Сравнивать, обобщать | Тестовый контроль по предыдущей теме | |
27 | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана. | Характеристика клеточного уровня организации живой материи, особенности строения клеточной мембраны. | Частично-поисковый | -эукариоты, мембрана, фаго-пиноцитоз, полупроницаемость -использовать имеющиеся знания, предлагать результат и обосновывать его. | Проверка ведения тетрадей по выбору | |
28 | Цитоплазма и ее органоиды. | Строение органоидов клетки, их функции | Частично- поисковый | -цитоскелет, лизосомы, митохондрии, включения -работать с различными источниками информации, использовать имеющиеся знания | | |
29 | Клеточное ядро. | Строение и функции ядра, роль ядра в хранение наследственной информации | комбинированный | -хроиатин, хроматиды, ценромеры, кариотип, га-диплоидный набор хромосом -грамотно формулировать вопросы, использовать имеющие знания | Тестовый контроль по ранее изученному материалу | |
30 | Строение растительной клетки | Углубление знаний о клетке, особенности строения расти тельной клетки | Частично-поисковый | -пластиды, вакуоль ,целлюлоза -сравнивать, делать выводы | Оценка самостоятельной работы по заполнению таблицы | |
31 | Прокариотическая клетка | Особенности строения прокариотической клетки. | Частично-поисковый | прокариоты, механизм спорообразования -сравнивать биологические объекты, находить общее, различное | Оценка сообщений | |
32 | Вирусы- неклеточная форма жизни | Особенности строения вирусов и бактериофагов ,особенности их жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов. | комбинированный | механизм взаимодействия с клеткой, бактериофаг - профилактика заболевания СПИДом- | Оценка сообщений | |
33 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен | Характеристика процессов ассимиляции и диссимиляции | лекция | диссимиляция, ассимиляция -составлять конспект, работать в заданном темпе | Тестовый контроль по ранее изученному материалу | |
34 | Обмен веществ растительной клетки. | Обмен веществ на основе способов питания, характеристика фотосинтеза. | проблемный | -световая, темновая фаза, граны, ламелы, строма -делать выводы, грамотно использовать ранее изученный материал | Устный опрос | |
35 | деление клетки | Митоз- непрямое деление клетки, фазы митоза, его роль в передаче наследственной информации. | комбинированный | -митоз, интерфаза, про-мета-ана-телофазы -работать с текстом, выделять главное, | Устный опрос по схеме фотосинтеза | |
36 | Обобщающий по теме « Структурная организация живых организмов» | Совокупность процессов метаболизма клетки, взаимосвязь | комбинированный | | Круглый стол | |
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (7часов) |
37 | Бесполое размножение организмов | Характеристика форм бесполого размножения, их биологическая роль. | проблемный | раздельнополость, гермафродитизм ,партеногенез ,кариотип -систематизировать информацию, обсуждать проблему, использовать ранее изученный материал | Тестовый контроль по предыдущей теме | |
38 | Половое размножение организмов | Развитие половых клеток, сущность мейоза, его значение | комбинированный | -ди-гаплоидный набор хромосом, периоды размножения, зигота -выполнять задания по инструктивной карточке, сравнивать, делать выводы- вегетативная, генеративная клетки, эндосперм, семязачаток | Тестовый контроль по ранее изученному | |
39 | Оплодотворение у цветковых растений | Процессы опыления и оплодотворения, их взаимосвязь, биологическое значение | Частично-поисковый | -формулировать выводы, использовать ранее изученное | Оценка лабораторной работы | |
40 | Общие принципы клеточной организации | Обобщение знаний о клеточной теории. | зачетный | Материал по теме | Оценка за диктант, за работу по заданиям | |
41 | Эмбриональное развитие | Эмбриональный период развития на основе цитологических знаний | Частично-поисковый | -эмбрион, бластула, гаструла, экто-энто-мезодерма -работать с терминами, работать с текстом учебника | | |
42 | Постэмбриональное развитие | Характеристика постэмбрионального периода развития | семинар | -прямое и непрямое развитие, метаморфоз, онтогенез -давать определения понятиям, уметь ,систематизировать и конкретизировать изучаемый материал | Терминологический диктант | |
43 | Обобщающий по теме «Размножение и развитие организмов» | Размножение в органическом мире, эволюционное значение многообразия форм | Круглый стол | | | |
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (11 часов) |
44 | Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности | Генетика как наука ,задачи, методы ,роль в развитии биологической науки. Гибридологический метод наследственности. Его достоинства в передачи наследственных признаков организмами | Лекция,частично-поисковый | - ген, локус, наследственность ,изменчивость, генотип, фенотип. - сущность гибридологического метода -показать преимущества метода, необходимость в генетике | Устный опрос | |
45 | Основные понятия генетики | Генетическая терминология и символика, правила записи | Частично-поисковый | -генотип, фенотип, аллель, гомо-гетерозигота -давать определения, работать с учебником. | Тестовый контроль, оценка работы в группе | |
46 | Моногибридное скрещивание | Знания о моногибридном скрещивание, 1 и 2 законы Менделя, правило частоты гамет | комбинированный | -гибриды ,доминирование,1 и 2 законы Менделя -правильно записывать условие и решение генетической задачи | Терминологический диктант | |
47 | Дигибридное скрещивание | Знания о дигибридном скрещивание | комбинированный | Независимое наследование признаков, -решать задачи | Оценка за решение задач | |
48 | Генетика человека | Методы генетики человека, проблемы. Применение знаний на практике | лекция | -генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический методы -применять на практике полученные знания | Тестовый контроль | |
49 | Решение генетических задач и анализ родословных | Закрепление полученного навыка по решению задач, составление родословных и их анализ | Лабораторная работа | Правила составления родословной -делать анализ работы, использовать в жизни | Оценка лабораторной работы | |
50 | Хромосомная теория наследственности | Положения хромосомной теории Т. Моргана, типы сцепления, эволюционное понятие гена | проблемный | -локус, морганида, % кроссинговера---объяснить закономерности наследования признаков | Устный опрос | |
51 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | Мутационная теория Де Фриза, свойства мутаций ,классификация | лекция | -геномные, генные, хромосомные мутации -оформлять конспект ,выделять главное | Тестовый контроль | |
52 | Фенотипическая изменчивость | Понятие модификационной изменчивости, нормы реакции ,различия между типами изменчивости | Лабораторная работа | норма реакции ,вариационная кривая--проводить и оформлять лабораторную Работу | Оценка лабораторной работы | |
53 | Селекция организмов | Селекция как наука, задачи, методы, применение в практической деятельности человека | Частично-поисковый | -сорт, порода, отбор, центры происхождения культурных растений--использовать опыт практической деятельности | | |
54 | Биотехнология | Задачи достижения биотехнологии как науки будущего | Частично-поисковый | Методы технологических процессов | Рефераты | |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ(11часов) |
55 | Экология как наука | Экология как наука, задачи, методы, история развития, структура, связь с другими науками | лекция | Экологическая терминология--составлять план-конспект | Тестовый контроль по предыдущей теме | |
56 | Структура биосферы | формирование знаний об уровнях организации природы на примере биосферного | Частично-поисковый | -живое вещество, биогенное, биокосное, косное, границы биосферы--анализировать, выбирать главное | Устный опрос | |
57 | Круговорот веществ в природе | Главная функция биосферы- круговорот веществ. Показать круговорот воды, углерода, азота, серы, влияние человека на эти процессы | комбинированный | -Хемосинтетики, фотосинтетики-объективно -оценивать, сотрудничать в группе, анализировать информацию | Оценки за устные ответы и их рецензирование | |
58 | Биогеоценоз | Формирование представления о биогеоценозе ,его структуре показать роль В. Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах | Частично-поисковый | - пищевые отношения, ярусность, цепи питания, экологические пирамиды--анализировать текст ,предполагать и обосновывать свою точку зрения | Тестовый контроль | |
59 | Биоценоз | Формирование представления о биоценозе, его структура. Цепи питания, правила экологических пирамид | Частично-поисковый | -взаимосвязь между организмами, цепи питания, примеры, влияние человека--работать с текстом, составлять пищевые цепи | Индивидуальное, разноуровневое задание | |
60 | Агроценоз | Формирование представления об агроценозах, сравнение естественных и искусственных систем | Словесно-иллюстративный | -агроценоз, действующий отбор, биомасса, звенья пищевых цепей--сотрудничать в обсуждении проблем | Тестовый контроль | |
61 | Абиотические факторы | Влияние абиотических факторов- света, температуры, влажности на живые организмы, их приспособленность к этим факторам | Словесно-иллюстративный | -фотопериодизм, теневыносливые, светолюбивые, биоритмы -выделять главное, реализовывать межпредметные связи, обсуждать проблему | Оценка за работу в группах | |
62 | Биотические факторы | Взаимоотношения живых организмов, определение типов взаимоотношений у организмов разных систематических групп. | Частично-поисковый | -симбиоз, микориза, паразитизм, амменсализм, нейтрализм--использовать имеющие знания, сотрудничать в группе | Тестовый контроль | |
63 | Биосфера и человек. Антропогенные факторы | Взаимодействие факторов, оценить деятельность человека на виды, экосистемы, меры по охране биосферы. | проблемный | -ноосфера, агроценоз, экологический мониторинг -работать с дополнительной литературой | Тестовый контроль | |
64 | Природные ресурсы и их использование | Представления о природно-ресурсных возможностях окружающей среды ,их охрана. | Частично-поисковый | -классификация природных ресурсов -сотрудничать в обсуждение проблем | Устный опрос | |
65 | Экскурсия «Проблемы экологии» | Проблемы экологии, пути их решения, рациональное использование природных богатств | проблемный | -экологический мониторинг- уметь решать проблемы урока | Оценка группы | |
66-68 | Резервное время | | | | | |