СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК по биологии 9 класс "Биология. Общие закономерности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОУРОЧНОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ   КУРСА   « БИОЛОГИЯ  ОБЩИЕ  ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Календано-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«УМК по биологии 9 класс "Биология. Общие закономерности"»


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА « БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»



Номер

урока

Названия тем и уроков

1

Введение Биология- наука о жизни

РАЗДЕЛ 1 Эволюция живого мира (19 часов)

2

Многообразие живого мира

3

Основные свойства живых организмов

4

Развитие биологии в додарвиновский период

5

Эволюционная теория Ж Б Ламарка


6

Научные и социально- экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч Дарвина


7

Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе

8

Учение Ч Дарвина о естественном отборе

9

Приспособленность организмов- результат действия естественного отбора

10

Вид, его структура

11

Лабораторная работа « Морфологический критерий вида»

12

Главные направления эволюции

13

Общие закономерности биологической эволюции

14

Обобщающий по теме «Эволюция органического мира»

15

Современная система растений и животных- отображение макроэволюции

16

Современные представления о возникновении жизни на земле

17

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

18

Жизнь в палеозойскую эру

19

Жизнь в мезозойскую эру

20


Жизнь в кайнозойскую эру

РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов(16 часов)


21

Клеточная теория строения организмов


22

Цитология-наука о клетке Лабораторная работа « Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»


23

Химическая организация клетки. Неорганические вещества


24

Химическая организация клетки. Органические вещества- белки.

25

Химическая организация клетки. Органические вещества- углеводы и липиды.

26

Химическая организация клетки. Органические вещества- нуклеиновые кислоты.

27

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

28

Цитоплазма и ее органоиды.

29

Клеточное ядро

30

Строение растительной клетки.

31

Прокариотическая клетка.

32

Вирусы- неклеточная форма жизни.

33

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен

34

Обмен веществ растительной клетки

35

Деление клетки

36

Обобщающий по теме « Структурная организация живых организмов"


РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов(7 часов)

37

Бесполое размножение организмов


38

Половое размножение организмов


39

Оплодотворение у цветковых организмов


40

Общие принципы клеточной организации


41

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие.


42

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие.

43

Обобщающий по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»




РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов(11 часов)

44

Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности.

45

Основные понятия генетики.

46

Моногибридное скрещивание

47

Дигибридное скрещивание

48

Генетика человека

49

Лабораторная работа « Решение генетических задач и анализ составления родословных»

50

Хромосомная теория наследственности

51

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

52

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа « Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой»

53

Селекция организмов

54

Биотехнология




РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(11 часов)

55

Экология как наука

56

Структура биосферы

57

Круговорот веществ в биосфере

58

Биогеоценоз

59

Биоценоз

60

Агроценоз

61

Абиотические факторы

62

Биотические факторы

63

Биосфера и человек. Антропогенные факторы

64

Природные ресурсы и их использование

65

Экскурсия «Проблемы экологии»

3 часа

Резервное время

















M,


ТЕМА урока


Цель

Методы

Ученики должны знать, уметь

Форма контроля

Дом задание

1

Введение. Биология- наука о жизни.

Дать представление о предмете, методах и теориях биологии

Частично-поисковый

- биология, теория, законы, закономерности

-работать с текстом учебника, выделять главную мысль, ,использовать дополнительную лит-ру



ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НАЗЕМЛЕ( 19 часов)

2

Многообразие живого мира

Систематизация ранее изученный материал по многообразию живого мира

проблемный

-клетка, ткани ,популяция,

- анализировать выступления товарищей, делать обобщение по изученному материалу

Познавательные задания


3

Основные свойства живых организмов

Знания о уровнях организации жизни

Проблемный.

-основные свойства живого, уровни организации живой природы

-использовать имеющиеся знания

сомоконтроль


4

Развитие биологии в додарвиновский период

Деятельность ученых разных периодов, сущность взглядов К. Линнея

Комбинированный

-искусственная система, таксон, иерархия, бинарная номенклатура

-работать с учебником, выделять главные положения текста, работать в группе

Оценка по уроку, за сообщения


5

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Сущность первого эволюционного учения, его оценка.

проблемный

-эволюция, теория градации, ,влияние окружающей среды

Оценка за работу на уроке, оценка сообщений


6

Предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина

Научные, экономические, успехи биологии, химии

Работа с текстом учебника, решение проблемы урока

Изменчивость, естественный искусственный отбор, селекция-работать с дополнительным источником информации,

Сообщения Работа в тетрадях


7

Учение . Дарвина об искусственном отборе

Сущность искусственного отбора, его основа- наследственная изменчивость

Заполнение таблицы построение схемы

- искусственный отбор селекция сорт порода мутация- использовать практический опыт в новой ситуации

Выполнение познавательных заданий


8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Сущность естественного отбора, борьбы за существование, как основных факторов эволюции

Частично-поисковый

- естественный отбор борьба за существование изменчивость наследственность-анализировать и структурировать информацию

Анализ по выполнению таблицы


9

Приспособленность организмов- результат действия естественного отбора

Формирование понятия о приспособленности

Организмов к среде обитания

проблемный

- относительность приспособленности эволюция

Оценка за работу в группах


10

Вид, его критерии и структура

Понятия критерии вида, структура вида

Частично-поисковый

-микроэволюция вид популяция система- обсуждать значимость изучаемого материала



11

Морфологический Критерий вида

выполнение лабораторной работы.

Частично- поисковый

-критерии вида -составлять морфологическую характеристику вида

Оценка за лабораторную работу


12

Главные направления эволюции

Понятия «макроэволюция», «биопрогресс», «биорегресс»,

Словесно-иллюстративный

-ароморфоз идиоадаптация дегенерация

-выделять нужную информацию приводить примеры

Программированный опрос


13

Общие закономерности биологической эволюции

Характеристика дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне

проблемный

-обсуждение проблемы структурировать имеющие знания

Оценка взаимопроверки


14

Обобщающий по теме «Эволюция живого мира»

Обобщение знаний о эволюции органического мира

зачетный




15

Современная система растений и животных -отражение макроэволюции

Систематизация знаний об эволюции живого мира ее результаты

зачетный

- термины по теме-использовать имеющие знания в Новой ситуации

По предложениям групп


16

Современные представления о возникновении жизни на земле

Современные представления о возникновении жизни на земле

проблемный

- жизнь эволюция эры ароморфоз

-публично выступать высказывать и обосновывать свое мнение


Оценка рефератов


17

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры


Особенности проявления жизни в архейскую и протерозойскую эры главные ароморфозы


Словесно-иллюстративный

-растительный и животный мир

-выделять главное делать записи выделять главное


Оценки за сообщения


18

Жизнь в палеозойскую эру

Особенности проявления жизни в палеозойскую эру

Словесно-иллюстративный

-псилофиты кистеперые рыбы стегоцефалы папоротники

-выделять главное делать необходимые записи

Проверка тетрадей


19


Жизнь в мезозойскую эру


Особенности проявления жизни в мезозойскую эру

Словесно-иллюстративный

-динозавры птицы теплокровность

-работать с текстом учебника, высказывать свое мнение

Познавательные задания


20

Жизнь в кайнозойскую эру


Особенности проявления жизни в кайнозойскую эру

Словесно-иллюстративный

- оледенение млекопитающие приматы человек

Тестовый контроль


СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 16 часов)

21

Клеточная теория строения организмов

Основные положения клеточной теории

лекция

- положения клеточной теории

-логически излагать получаемые знания



22

Цитология-наука о клетке

Представление о цитологии как науке строение клеток разных уровней организации

Лабораторная работа

-органоиды растительной и животной клеток

-пользоваться микроскопом

Оценка лабораторной работы


23

Химическая организация клетки. Неорганические вещества

Неорганические вещества клетки. Их значение, строение функции

Частично-поисковый

-макро-микроэлементы, ферменты, -использовать и структурировать имеющиеся знания

Оценка за опорный конспект


24

Химическая организация клетки Органические вещества

Особенности строения и функции белков

комбинированный

-мономеры, полимеры, метаболизм, использовать имеющиеся знания по химии, работать с текстом учебника

Познавательные задания


25

Химическая организация клетки. Органические вещества- углеводы, липиды

Особенности строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма

комбинированный

-липиды, хитин, рибоза, дезоксирибоза-использовать имеющиеся знания, работать с текстом учебника

Тестовый контроль по предыдущему материалу


26

Химическая организация клетки. Нуклеиновые кислоты

Особенности строения и функции нуклеиновых кислот

лекция

-нуклеотид, двойная спираль, ДНК, РНК, комплементарность

-правильно пользоваться новыми терминами. Сравнивать, обобщать

Тестовый контроль по предыдущей теме


27

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

Характеристика клеточного уровня организации живой материи, особенности строения клеточной мембраны.

Частично-поисковый

-эукариоты, мембрана, фаго-пиноцитоз, полупроницаемость

-использовать имеющиеся знания, предлагать результат и обосновывать его.

Проверка ведения тетрадей по выбору


28

Цитоплазма и ее органоиды.

Строение органоидов клетки, их функции

Частично- поисковый

-цитоскелет, лизосомы, митохондрии, включения

-работать с различными источниками информации, использовать имеющиеся знания




29

Клеточное ядро.

Строение и функции ядра, роль ядра в хранение наследственной информации

комбинированный

-хроиатин, хроматиды, ценромеры, кариотип, га-диплоидный набор хромосом

-грамотно формулировать вопросы, использовать имеющие знания


Тестовый контроль по ранее изученному материалу


30

Строение растительной клетки

Углубление знаний о клетке, особенности строения расти тельной клетки

Частично-поисковый

-пластиды, вакуоль ,целлюлоза

-сравнивать, делать выводы

Оценка самостоятельной работы по заполнению таблицы


31

Прокариотическая клетка

Особенности строения прокариотической клетки.

Частично-поисковый

прокариоты, механизм спорообразования

-сравнивать биологические объекты, находить общее, различное


Оценка сообщений


32

Вирусы- неклеточная форма жизни

Особенности строения вирусов и бактериофагов ,особенности их жизнедеятельности как внутриклеточных паразитов.

комбинированный

механизм взаимодействия с клеткой, бактериофаг

- профилактика заболевания СПИДом-

Оценка сообщений


33

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен

Характеристика процессов ассимиляции и диссимиляции

лекция

диссимиляция, ассимиляция

-составлять конспект, работать в заданном темпе

Тестовый контроль по ранее изученному материалу


34

Обмен веществ растительной клетки.

Обмен веществ на основе способов питания, характеристика фотосинтеза.

проблемный

-световая, темновая фаза, граны, ламелы, строма

-делать выводы, грамотно использовать ранее изученный материал


Устный опрос


35

деление клетки

Митоз- непрямое деление клетки, фазы митоза, его роль в передаче наследственной информации.

комбинированный

-митоз, интерфаза, про-мета-ана-телофазы

-работать с текстом, выделять главное,

Устный опрос по схеме фотосинтеза


36

Обобщающий по теме

« Структурная организация живых организмов»

Совокупность процессов метаболизма клетки, взаимосвязь

комбинированный


Круглый стол


РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (7часов)

37

Бесполое размножение организмов

Характеристика форм бесполого размножения, их биологическая роль.

проблемный

раздельнополость, гермафродитизм ,партеногенез ,кариотип

-систематизировать информацию, обсуждать проблему, использовать ранее изученный материал

Тестовый контроль по предыдущей теме


38

Половое размножение организмов

Развитие половых клеток, сущность мейоза, его значение

комбинированный

-ди-гаплоидный набор хромосом, периоды размножения, зигота

-выполнять задания по инструктивной карточке, сравнивать, делать выводы-

вегетативная, генеративная клетки, эндосперм, семязачаток

Тестовый контроль по ранее изученному


39

Оплодотворение у цветковых растений

Процессы опыления и оплодотворения, их взаимосвязь, биологическое значение

Частично-поисковый

-формулировать выводы, использовать ранее изученное

Оценка лабораторной работы


40

Общие принципы клеточной организации

Обобщение знаний о клеточной теории.

зачетный

Материал по теме

Оценка за диктант, за работу по заданиям


41

Эмбриональное развитие

Эмбриональный период развития на основе цитологических знаний

Частично-поисковый

-эмбрион, бластула, гаструла, экто-энто-мезодерма

-работать с терминами, работать с текстом учебника



42

Постэмбриональное развитие

Характеристика постэмбрионального периода развития

семинар

-прямое и непрямое развитие, метаморфоз, онтогенез

-давать определения понятиям, уметь ,систематизировать и конкретизировать изучаемый материал


Терминологический диктант


43

Обобщающий по теме «Размножение и развитие организмов»

Размножение в органическом мире, эволюционное значение многообразия форм

Круглый стол




НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (11 часов)

44

Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности

Генетика как наука ,задачи, методы ,роль в развитии биологической науки. Гибридологический метод наследственности. Его достоинства в передачи наследственных признаков организмами

Лекция,частично-поисковый

- ген, локус, наследственность ,изменчивость, генотип, фенотип.

- сущность гибридологического метода

-показать преимущества метода, необходимость в генетике


Устный опрос


45

Основные понятия генетики

Генетическая терминология и символика, правила записи

Частично-поисковый

-генотип, фенотип, аллель, гомо-гетерозигота

-давать определения, работать с учебником.

Тестовый контроль, оценка работы в группе


46

Моногибридное скрещивание

Знания о моногибридном скрещивание, 1 и 2 законы Менделя, правило частоты гамет

комбинированный

-гибриды ,доминирование,1 и 2 законы Менделя

-правильно записывать условие и решение генетической задачи


Терминологический диктант


47

Дигибридное скрещивание

Знания о дигибридном скрещивание

комбинированный

Независимое наследование признаков,

-решать задачи

Оценка за решение задач


48

Генетика человека

Методы генетики человека, проблемы. Применение знаний на практике

лекция

-генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический методы

-применять на практике полученные знания

Тестовый контроль


49

Решение генетических задач и анализ родословных

Закрепление полученного навыка по решению задач, составление родословных и их анализ

Лабораторная работа

Правила составления родословной -делать анализ работы, использовать в жизни

Оценка лабораторной работы


50

Хромосомная теория наследственности

Положения хромосомной теории Т. Моргана, типы сцепления, эволюционное понятие гена

проблемный

-локус, морганида, % кроссинговера---объяснить закономерности наследования признаков

Устный опрос


51

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость

Мутационная теория Де Фриза, свойства мутаций ,классификация

лекция

-геномные, генные, хромосомные мутации

-оформлять конспект ,выделять главное

Тестовый контроль


52

Фенотипическая изменчивость

Понятие модификационной изменчивости, нормы реакции ,различия между типами изменчивости

Лабораторная работа

норма реакции ,вариационная кривая--проводить и оформлять лабораторную Работу


Оценка лабораторной работы


53

Селекция организмов

Селекция как наука, задачи, методы, применение в практической деятельности человека

Частично-поисковый

-сорт, порода, отбор, центры происхождения культурных растений--использовать опыт практической деятельности



54

Биотехнология

Задачи достижения биотехнологии как науки будущего

Частично-поисковый

Методы технологических процессов

Рефераты




ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ(11часов)

55

Экология как наука

Экология как наука, задачи, методы, история развития, структура, связь с другими науками


лекция

Экологическая терминология--составлять план-конспект

Тестовый контроль по предыдущей теме


56

Структура биосферы

формирование знаний об уровнях организации природы на примере биосферного

Частично-поисковый

-живое вещество, биогенное, биокосное, косное, границы биосферы--анализировать, выбирать главное

Устный опрос


57

Круговорот веществ в природе

Главная функция биосферы- круговорот веществ. Показать круговорот воды, углерода, азота, серы, влияние человека на эти процессы

комбинированный

-Хемосинтетики, фотосинтетики-объективно -оценивать, сотрудничать в группе, анализировать информацию

Оценки за устные ответы и их рецензирование


58

Биогеоценоз

Формирование представления о биогеоценозе ,его структуре показать роль В. Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах

Частично-поисковый

- пищевые отношения, ярусность, цепи питания, экологические пирамиды--анализировать текст ,предполагать и обосновывать свою точку зрения

Тестовый контроль


59

Биоценоз

Формирование представления о биоценозе, его структура. Цепи питания, правила экологических пирамид

Частично-поисковый

-взаимосвязь между организмами, цепи питания, примеры, влияние человека--работать с текстом, составлять пищевые цепи

Индивидуальное, разноуровневое задание


60

Агроценоз

Формирование представления об агроценозах, сравнение естественных и искусственных систем

Словесно-иллюстративный

-агроценоз, действующий отбор, биомасса, звенья пищевых цепей--сотрудничать в обсуждении проблем

Тестовый контроль


61

Абиотические факторы

Влияние абиотических факторов- света, температуры, влажности на живые организмы, их приспособленность к этим факторам

Словесно-иллюстративный

-фотопериодизм, теневыносливые, светолюбивые, биоритмы

-выделять главное, реализовывать межпредметные связи, обсуждать проблему

Оценка за работу в группах


62

Биотические факторы

Взаимоотношения живых организмов, определение типов взаимоотношений у организмов разных систематических групп.

Частично-поисковый

-симбиоз, микориза, паразитизм, амменсализм, нейтрализм--использовать имеющие знания, сотрудничать в группе

Тестовый контроль


63

Биосфера и человек. Антропогенные факторы

Взаимодействие факторов, оценить деятельность человека на виды, экосистемы, меры по охране биосферы.

проблемный

-ноосфера, агроценоз, экологический мониторинг

-работать с дополнительной литературой

Тестовый контроль


64

Природные ресурсы и их использование

Представления о природно-ресурсных возможностях окружающей среды ,их охрана.

Частично-поисковый

-классификация природных ресурсов

-сотрудничать в обсуждение проблем

Устный опрос


65

Экскурсия «Проблемы экологии»

Проблемы экологии, пути их решения, рациональное использование природных богатств

проблемный

-экологический мониторинг-

уметь решать проблемы урока

Оценка группы


66-68

Резервное время