СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление предлогов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
«Употребление предлогов»

Тема: Употребление предлогов

Цели: познакомить с однозначными и многозначными предлогами; совершенствовать навык употребления в нужном падеже слов с предлогом; развивать культуру речи учащихся

Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к героическому прошлому страны

Познавательные УУД. Извлечение информации

Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами говорили о предлоге как части речи. Давайте вспомним:

Фронтальный опрос.

  1. На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные, служебные и особая часть речи междометие)

  2. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложений).

  3. Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица)

  4. На какие группы делятся предлоги по составу? (простые и составные)

  5. На какие группы делятся предлоги по происхождению? (производные и непроизводные).

  6. На какие группы делятся предлоги по значению? (Пространственные, причинные, временные, целевые, образа действия, дополнительные (объектные)).



Проверим, кто из вас самый догадливый. Ответьте на вопросы-шутки:

  1. Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до)

  2. Какие два предлога определяют положение тела? (по-за)

  3. Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за).

  4. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)

  5. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)





  1. Проблемное объяснение нового знания

Мы продолжаем изучать предлоги. Тему урока, я думаю, вы легко назовете сами, после того, как прослушаете небольшой рассказ.

Немецкий драматург решил научиться говорить на русском языке.

Альфис: «Я приехал в Украину».

Лениза: «По-русски надо сказать – на Украину».

Альфис: Понял: не «в», а «на». Я поехал на Крым.

Лениза: Не на Крым, а в Крым.

Альфис: Понял. Я поехал в Кавказ.

Лениза: В Кавказ не говорят. Правильно на Кавказ.

Альфис: Ясно. Я поехал на Сибирь.

Лениза: На Сибирь нельзя. В Сибирь.

Альфис: (Рассвирепел он) «Да что за правила здесь? Когда же надо говорить «в», а когда «на»?

Ну и о чем сегодня будем говорить?

Вы, конечно же, догадались, что тема нашего урока – «Употребление предлогов». Запишите ее в тетради. (я пишу на доске)

Теперь послушаем небольшое сообщение о предлоге (Ирина)

Значит, чему мы сегодня должны научиться? (Сегодня мы познакомимся с некоторыми нормами употребления предлогов и будем учиться правильно употреблять их в речи)

Обратимся к материалу для наблюдения, записанному на доске:

вернулся со школы

с завода

вернулся с Москвы

с концерта

- Какие грамматические ошибки вы заметили?

- Надо говорить «из школы», «из Москвы».

- Верно. Когда же употребляется предлог «из», а когда «с»? Чтобы разобраться в этом, подберем к ним предлоги-антонимы. Если пошел в школу, то вернулся из школы. Если пошел на завод, то вернулся с завода. Поехал в Москву – вернулся из Москвы, поехал на концерт – вернулся с концерта.

Объяснение сопровождается записью на доске:

вернулся из школы                      пошел в школу

с завода                             на завод

вернулся из Москвы                      поехал в Москву

с концерта                            на концерт

итак, мы выяснили, что антоним предлога «из» - предлог «в», предлога «с» - «на».

Прикрепляю на доску карточки

ИЗ - В

С - НА

Предлог С выражает пространственное отношение, а именно «направление сверху вниз»: спрыгнул с крыши, с дерева, с лестницы.

У предлога ИЗ несколько иное пространственное значение: «направление изнутри наружу»: вышел из комнаты, из школы, из трамвая


В качестве запоминающейся подсказки вы можете использовать такую схему

Если ты НА..(крыше), то тогда С…(крыши), а не ИЗ КРЫШИ

Если ты В…(школе), то тогда ИЗ…(школы), а не со школы. Конечно, если ты влез на крышу школы, то тогда, опускаясь вниз, ты можешь сказать: «слез со школы», но вот пришел ИЗ школы, потому что занятия ведь проводятся внутри, а не на крыше школы.


  1. Закрепление темы

Давайте вспомним: Каким годом объявлен 2020 год в Российской Федерации? (Годом памяти и славы) А как вы думаете, почему? (Чтобы мы помнили о ВОв, чтобы сохранить историческую память о победе в ВОВ)

А в Республике Башкортостан 2020 год каким годом объявлен? (годом эстетики, чтобы города и села нашей республики были красивыми, чистыми. А что нужно для этого делать?


Обратите внимание на слайд

Слайд к 75-летию ВОВ Узнаете себя? (разбиться на группы и составить текст из 3-4 предложений, посвященный данному слайду, употребляя предлоги; определить: со словами каких частей речи употреблены предлоги, определить с каким падежом употреблен). Я вам раздала таблицы, где вы должны продолжить ряд употребления предлогов с падежами.


Вывод: значит со словами каких частей речи употребляется предлог? (с именами существительными, с числительными, с местоимениями)


  1. Физминутка (давайте-ка немножко отдохнем: встали, ручками похлопали, ножками потопали, посмотрели друг на друга и подмигнули глазками, еще раз…)


  1. Продолжение работы над темой

Посмотрели все на следующий слайд

Работа с деформированным текстом. Кто желает прочитать текст?

Змйио.

На дврое хлднооо. Снге пкрлыо змлею. Мрзоо рзрсвлаиоа стклеа змслвтмаыоаыи зрмуоаи. Врбьоои пргтыаю по зснжннмаееы држкмооа. Глдноо им змйио.



((Это развивает, ребята, ваше творческое мышление, внимание, речь). Найдите предлог (по), определите с каким падежом употреблен этот предлог Д.п.), запишите в вашу таблицу)


Вопрос следующий?

Какое важное событие или мероприятие будет проходить в этом году в Башкортостане, в Киргиз-Мияки тоже будет проходить? (фольклориада, что это такое, что за мероприятие, подготовила сообщение Лилия).

Фольклориада не станет обычным зрелищем, но послужит укреплению уважительного отношения к традициям, возвращению интереса молодежи к нашей истории, нашим корням.

От какого слова произошло слово фольклориада. (Фольклор) что вы знаете о фольклоре? Какие жанры фольклора вам известны? (пословицы, пестушки, прибаутки, заклички, поговорки, сказки, считалки, потешки, скороговорки, песни, загадки, былины, небылицы).

А сейчас задание следующее: Я вам раздаю карточки, из которых вам нужно собрать пословицы и раздаю ребусы, тоже нужно отгадать пословицы; найти предлоги, определить с каким падежом употребляются они и записать их в таблицу и на выбор объяснить 1 пословицу) (гостям тоже раздаю ребусы)


Слушаем ответы обучающихся



  1. Итог урока

Итак, ребята, пора сделать выводы (таблицы проецирую через документкамеру и должны сделать вывод, что некоторые предлоги с несколькими падежами употребляются, а значит они многозначные, а некоторые только с одним падежом, они – однозначные). Как употребляются предлоги на - с, из-в? (они синонимичны)

Залез НА крышу – слез С крыши

Прилетела НА дерево – слетела С дерева

Сходил НА рынок – пришел С рынка

Пошел В школу – пришел ИЗ школы

Сходил В магазин – пришел ИЗ магазина



  1. Домашнее задание


Заканчиваем урок прослушиванием песни «С чего начинается Родина» на стихи Михаила Матусовского, Музыка Марка Бернеса в исполнении Кадрии (видео о с.Миякитамак) (3 мин) теперь записываем домашнее задание: выписать из текста этой песни предлоги с существительными и местоимениями, определить падеж зависимых слов (текст найдете в интернете) ИЛИ по просмотренному видеофайлу составляете текст из 4-6 предложений, употребляя предлоги (видео в интернете есть тоже)


  1. Рефлексия поднимают смайлики (а теперь посмотрим, какое у вас настроение), прикрепите каждый свой смайлик на доску

На слайде мой смайлик


  1. Оценки: проверим вашу самооценку (на партах лежат жетончики: красные – вы работали на отлично, желтые – вы работали на уроке хорошо и синие жетончики - это значит вы недостаточно хорошо работали. Ну что ж, я присоединяюсь к вашему оцениванию и немного подкорректировав выставляю оценки: тем, кто дополнительно отвечал 5 (Кадрии, Ленизе, Ирине, Лилии, Альфису, а кто работал в группе, но не отвечал – 4) Все вы сегодня молодцы, надеюсь, каждый урок будете такими активными




















ИЗ – В


С - НА