СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление познавательной деятельностью учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. М каждый делает, потому что хочет этого сам. А. Гин

Просмотр содержимого документа
«Управление познавательной деятельностью учащихся.»


Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке


«Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются.

Каждый знает, что ему делать.

И каждый делает, потому что хочет этого сам»

А. Гин


Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во-первых, наши ученики, во-вторых, организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, в-третьих, урок как основная форма организации учебного процесса. Вот этих «трех китов» и положим в основу наших рассуждений.

Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологическое состояние? Чем заполнено пространство их интересов? Наши ученики очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны, несомненно, учитывать. Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Этот вопрос задают себе педагоги, психологи и социологи, которые подчеркивают: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему, то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительную информацию, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать и писать.

Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального выхода из них, применять полученные знания, быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями разных социальных групп.

Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Какими же должны быть мы педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знаниям: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.


Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой

В школе протекает множество сложнейших по своей структуре процессов, требующих конкретного, систематического, научно обоснованного управленческого воздействия. Один из таких процессов – урок, во всем многообразии его типов, видов и форм. Решение подавляющего числа педагогических задач, так или иначе, зависит от его качества. Управление уроком – это не только педагогическая, но и управленческая проблема. Идея управления уроком была обоснована В.А. Сухомлинским много лет назад. Время требует претворить эту идею в жизнь.

Что же такое управление?

Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.

Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких, составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

  • целеполаганием;

  • мотивацией деятельности;

  • формированием их деятельности;

  • созданием обратных связей: учитель – ученик;

  • созданием проблемных ситуаций;

  • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.



Условия эффективности управленческого воздействия

Условия обеспечения эффективности обучения школьников

Совместная работа хорошо спланирована и организована

Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности.

Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают

Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению.

Исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы.

Мотивационная направленность обучения

Социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы.

Контакт между учителем и учащимися

Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях.

Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят

Профессиональные контакты между педагогами

Осуществление межпредметных связей в обучении


Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.

Управление познавательной деятельностью учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.

Формы познавательной деятельности учащихся

1.    Индивидуально – обособленная форма.  Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач по математике, самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому языку и во время выполнения домашнего задания. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем педагога за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

2.    Фронтальная форма познавательной деятельности

Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.  Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока.  Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.

3.    Групповая (парная) форма организации познавательной деятельности

Групповая (или парная) форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.


4. Коллективная форма познавательной деятельности -

это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.    Признаками, характеризующими коллективную форму познавательной деятельности учащихся, являются:

  • наличие у всех участников общей цели;

  • имеет место разделение труда, функций и обязанностей между ее участниками;

  • работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.

Психологические аспекты управления познавательной деятельностью учащихся

Учитель должен научиться управлять психологическими познавательными процессами ребенка, а также создавать условия для их полноценного развития. Такими процессами, непосредственно влияющими на качество образования, являются внимание, память, воображение.

Внимание бывает подвижным и устойчивым. Учитель должен научиться управлять учеником с подвижным вниманием, который не способен вникать в сущность предмета. Ему подходят задания, наполненные множеством разных дел, с переходом от одного вида работы к другому.

Восприятие – это отражение в сознании ученика полученной информации. Визуалы хорошо помнят то, что видели. С трудом запоминают словесные инструкции, переспрашивают. Аудиалы легко повторяют услышанное. Кинестетики лучше обучаются, делая.

Для повышения качества знаний необходимо продумывать задания, где ученики могли бы услышать, увидеть и «повертеть» в руках то, о чем говорится. (Дети, которые лишены контакта с родителями, автоматически относятся к кинестетикам). Не так часто есть возможность на уроках «поработать руками». Если нет возможности дать ребенку предмет, то хотя бы разрешите ему, слушая вас, вертеть ручку в руках, или, при изложении материала подойдите к такому ребенку и погладьте его по голове. Поверьте, восприятие им материала повысится!  

Попробуем рассмотреть обычный урок, в котором присутствуют все его традиционные элементы: проверка домашнего задания, изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного.

Для проверки домашнего задания имеет смысл вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока.

При изучении нового материала лучше выбрать того, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединой урока и с сильным типом нервной системы, кроме того, полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика. Наилучшим образом для этого подойдет признанный лидер класса или тот, кто претендует на эту роль.

Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить ученика – аудиала (для устного повторения) из учащихся, чей период наивысшей продуктивности соответствует второй половине или концу урока.

При такой организации урока учитель использует все сенсорные каналы учащихся, и каждый может получить информацию удобным для себя образом.

Нельзя сбрасывать со счетов и индивидуализацию обучения, которая должна начинаться с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания.  

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильные управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.

Все это дает основание высказать мнение, что, во-первых, первичные управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, а во-вторых повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управленческой компетентностью.