СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке математике»

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке математике»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru









«Управление познавательной деятельностью детей с ОВЗ на уроке математики»












Учитель математики:

Селифонкин Д.Н.









2022


Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны, пассивны, не проявляют желания активного действия.

Математика в коррекционной школе решает одну из важнейших специфических задач обучения детей с ОВЗ – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. В общем случае дети с ОВЗ — это дети, чьи образовательные потребности являются специфичными. Каждый такой ребенок отличается от сверстников. Некоторые могут достаточно быстро усваивать знания. Есть и такие, у которых это вызывает серьезные проблемы. Кто-то нуждается в тесном контакте с учителем, кто-то может действовать самостоятельно. В процессе организации и планирования занятий, таким образом, важным становится учет особенностей каждого из детей. Ключевая задача, которая должна решаться учителями в данном контексте — обеспечение оптимальных условий для освоения указанной дисциплины — математики.
Занятия математикой с детьми с ОВЗ должны быть направлены на развитие внимания, воображения, мышления и памяти. Один из наиболее важных аспектов касается применения коррекционных «инструментов», то есть заданий. Дополнительно с их помощью можно обеспечить развитие сосредоточенности. Наиболее результативное средство развития интереса и активности к познанию — это дидактическая игра. Именно посредством игр ученики становятся способными выполнять разного рода задания, начинают учиться сравнению, выполнению арифметических действий и так далее. Дополнительно целесообразно задействовать на уроках математики методов и средств слуховой, двигательной и зрительной наглядности. Учитель может применять вопросы, задачи в шуточной форме, элементы неожиданности. Все это будет способствовать активизации мышления школьников.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное место начинает играть роль творца своей деятельности. Отсюда и необходимость строить обучение так, чтобы ученик прилагал усилия, преодолевал небольшие трудности, добивался результата. Такая позиция рассчитана на силу ребёнка, а не на его слабость. Отсюда – направленность процесса обучения на решение поисковых и творческих задач. Отсюда – уважение к возможностям школьника и создание условий для их полноценного использования.

Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только и не столько труд запоминания, сколько творческая работа. Интерес к обучению снимает перегрузку учащихся и их усталость, создает эффект личностного причастия школьников к учебному процессу, является источником творчества детей, основой их ответственности и действенного отношения к учению.

Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Активизировать – это значит целенаправленно усилить познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение), прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности.

Пути активизации учебной деятельности :

-проблемное изложение материала,

-самостоятельная работа учащихся,

-творческие задания,

-игровые методы,

-занимательные задания,

-проведение нетрадиционных уроков.

Часто уроки начинаюс устного счета. Серьёзно отношусь к подбору примеров для устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. В устный счёт обязательно включаю задачи, примеры на знание таблицы умножения (пояснение) порядок действий, геометрический материал, игры. Подбирая задания на повторение и  закрепление, плавно перехожу к новому материалу.

Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». В качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, использую загадки на различных этапах урока. На уроке при выполнении арифметических действий с числами отводится 5-10 мин. Для этого предлагаю учащимся

-примеры с окошками и пропущенными знаками действий;

-сравнить числа, найти и исправить ошибки в решении примеров;

-определить, по какому правилу записан ряд чисел и продолжить его.

Оживляет урок и использование материала из истории математики. Можно это делать учителю, можно давать задание детям. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес учащихся (сообщения, задания связанные сдругим предметом).

Например в 9 классе признакомстве с геометрическими фигурами и телами особый интерес вызвала следующая информация:

«Конус»  это латинская форма греческого олова «конос» означающего сосновую шишку..

«Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum»  лён, льняная нить, шнур, верёвка.

«Трапеция»  латинская форма греческого слова «трапедзион»  столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол.

«Цилиндр»  латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток»

В 5,6,7 классах при повторении темы «Нумерация» и «Римская нумерация» рассказала, как появились первые представления о числе и форме:

Историки свидетельствуют, что наши первоначальные представления о числе и форме относятся к эпохе каменного века, называемой палеолитом. Люди жили в пещерах, в условиях, мало отличавшихся от жизни животных, и их энергия уходила преимущественно на добывание пищи. Для этого они изготовляли простейшие орудия охоты и рыболовства, вырабатывали язык общения друг с другом. Чаще всего мысли и слова выражались при помощи рисунков на скалах, на стенах пещер, на камнях. Для запоминания количества люди пользовались зарубками на деревьях и на палках и узлами на веревках. Далее естественно стали обозначать число один одной черточкой, два - двумя, три - тремя черточками и т. д. Следы таких цифр имеются, например, в римской системе: I, II, III.

Для того, чтобы самостоятельное решение примеров не было однотипным, я использую раскраски с примерами соответственно возрасту (на сложение и вычитание, умножение и деление), неравенствами, уравнениями. Учащиеся, которые затрудняются в решении примеров, пользуются калькулятором.

Также одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. В основном дети с особыми образовательными потребностями запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. В 9 классе при изучении геометрических тел, учащиеся с удовольствием изготавливали фигуры из бумаги, используя ножницы и клей.При построении геометрических фигур, использую прием штриховки.

Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Практикую я игру «в учителя», или вид деятельности консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Учащиеся воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно

.- индивидуальная работа

- работа в паре

На каждом уроке обязательно подробно разбирается домашнее задание, желательно чтобы был образец выполнения (обязательно прорешанные в классе).

Для развития познавательного интереса использую следующие направления в работе:

  • избегаю в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка;

  • не допускаю учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

  • использую содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулирую познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

  • использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Темп урока в коррекционном классе заметно отличается от темпа урока в обычном классе. Я на уроках придерживаюсь принципа «лучше меньше, но лучше». Пусть за урок выполнили три задания, но дети поняли, как их выполняли. Деятельность учащихся на уроке выстраивается поэтапно, обязательно сопровождается памятками, яркой красочной качественной наглядностью, просмотром презентаций и чёткими выводами по завершению каждого этапа урока. На уроках отвожу значительное место практической деятельности своих учеников: это работа с таблицами, карточками, схемами. Постоянно применяю метод повторения пройденного материала. На каждом уроке развиваю речь учащихся, создаю условия для пополнения словарного запаса.

Одной из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является формирование у них в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ОВЗ, возможности его социальной адаптации. И поэтому почти на каждом уроке математики я предлагаю учащемуся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется самопроверка, в ходе которой учащийся находит и указывает допущенные свои ошибки (самостоятельное решение примеров, математический диктант). Данный приём воспитывает у обучающихся сознательное отношение к выполнению задания, повышает ответственность, развивает внимание.

При выполнении заданий, упражнений на уроке математике (а также на любом другом уроке) задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.

Абсолютно на всех этапах урока требую от учащихся четкого проговаривания.

Математика в СКОШИ решает одну из важнейших задач- преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.

На уроках математики необходимо продолжать включать в учебный процесс игры, загадки, устный счет, историю математики, ребусы, задания на смекалку, игры, тесты, использовать практическую работу с изготовлением фигур из бумаги.  Все эти методы делают работу более интересной. Повышают не только активность на уроке, но и результативность, развивают познавательную деятельность.


Список литературы:

1. Буковцова Н. И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. ПГСГА ФКП г. Самара.

2. Быков Д.А. «Дети с ограниченными возможностями и общество» - Дополнительное образование, 2006

3. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006.