Тема: Поупражняемся в вычислениях. Умножение в строчку и в столбик.
Цель:
повторить и обобщить правила умножения, распространив их на более широкую область;
закреплять знания и умения в области нумерации многозначных чисел;
отрабатывать навыки устных вычислений;
умение составлять задачи и решать их;
развивать мышление, грамотную математическую речь, интерес к урокам математики;
воспитание товарищества, взаимопомощи;
УУД:
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца “хорошего ученика”;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;
Познавательные:
использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить, формулировать и решать проблемы;
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование:
Слайдовая презентация урока (Приложение 1);
Тренажер по математике (Приложение 2)
Карточки с заданиями;
Алгоритм – раздаточные материалы;
“Смайлы” для самооценки;
Учебник, тетрадь.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с цифрами, таблица планет, алгоритм умножения, компьютер, мультимедийное оборудование, экран
Вид урока: интегрированный урок с использованием ЭОР.
Цель урока: формирование предметных компетенций, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Задачи урока:
закреплять умение умножать двузначное число на однозначное;
решать уравнения и составные задачи изученного вида;
содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора;
развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. - Нам предстоит сегодня решать трудные задачи, а для этого мы должны настроиться на урок. Глазки закройте, улыбнитесь. Глубокий вдох. А на выдохе подарите свои улыбки классу. Вдох. На выдохе дарим улыбки, радость родному городу. Через своё сердце подарим любовь планете, на которой живём. Садитесь.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А давайте полетим в космос?!
СЛАЙД 1. Космосом называется весь необъятный мир, который находится за пределами Земли. Слово “космос” обозначает “порядок”, “строй”.
2. Сообщение темы и цели
- Сегодня мы с вами полетим в математический космос. На слайде цифры: 4 9 2 1 6 0
-Используя все эти цифры, составьте самое большое трёхзначное число; (964)
-самое маленькое число; (102). У кого получилось столько же? Увеличьте это число в 2 раза, в 3 раза. Какое математическое действие помогает увеличить число в несколько раз? (умножение) Как можно умножать многозначные числа? (в строчку и в столбик)
-Определите тему урока. (Тема нашего урока – умножение чисел в строчку и в столбик) Откройте учебник на странице 92.
Цель урока. Что мы уже умеем делать? (умножать числа в строчку и в столбик) Чему сегодня на уроке мы будем учиться? (закреплять навыки умножения) Как и где мы можем применить полученные знания? (применять навыки при решении задач)
А там мы с вами будем
Думать и считать,
Приёмы умножения
Будем закреплять,
А также непростую
Задачу решать.
- Итак, тема урока Поупражняемся в вычислениях. Умножение в строчку и в столбик.
3. Актуализация пройденного
- Так как мы сегодня путешествуем в космосе, а туда берут самых способных, значит вы такие и есть, то и оценки у нас космические- звёзды. Красная звезда- оценка “5”, жёлтая-“4”, другие, я уверена нам сегодня не понадобятся. Вы собираете звёзды , а в конце урока мы подведём итоги нашей работы.
Сейчас мы определим транспорт, на котором совершим путешествие. (У детей индивидуальные карточки, см. Приложение)
- У вас на партах лежат карточки с числами. Я буду читать текст, а вы соединяйте числа, которые услышите между собой линией.
*Самая близкая к Солнцу планета-Меркурий.400 °С – температура на Меркурии днем.
* 300 лет наблюдают на Юпитере красное пятно, это гигантская газовая буря.
* На глубине 100 км на Юпитере расположен океан из жидкого водорода
* 15 спутников имеет планета Уран
* 16 спутников у планеты Юпитер
*В состав Солнечной системы входят 8 планет.
* Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30 км/сек.
*В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
* Продолжительность вращения Марса вокруг Солнца -687 дней.
-Что у вас получилось? (ракета)
- Сейчас мы с вами побудем конструкторами. А вы знаете кто такой конструктор?
Это разработчик конструкций и механизмов. А нам же нужно на чём-то отправиться в космос.
Нам нужно решить примеры и собрать ракету. Если мы правильно решим, то часть ракеты становится на своё место.
7*3= | 3*20= |
9*2= | 40*2= |
6*4= | 10*7= |
3*8= | 3*30= |
За каждый правильный ответ ученики получают звёздочку????????
- На сколько групп можно разделить фигуры, из которых состоит ракета?
- Пересчитайте количество многоугольников. Сколько их?
- Чтобы взлететь, нужно числа представить в виде суммы разрядных слагаемых.
36=...+... | 93=...+... |
54=...+... | 67=...+... |
72=...+... | 81=...+... |
- Ракета к старту готова! Экипаж готов? Полетели! Физминутка для глаз
Всё, что увидим и услышим,
В бортовой журнал запишем.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа .
Чистописание
- Сколько планет в солнечной системе? Будем писать цифру 8. 888. 888.
4. Закрепление
Много планет вокруг Солнца летает.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка в ракету мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей.
- Ракета двигается силой наших мыслей, поэтому нам нужно постоянно думать. Открываем учебник на 92 странице. По курсу у нас планета Меркурий. Чтобы долететь, выполняем № 298 2 столбика примеров в учебнике на странице 92.
- Давайте ещё раз с помощью памятки вспомним алгоритм умножения двузначного числа на однозначное
Памятка
1. Заменяю
2. Получился пример
3. Умножаю каждое слагаемое
4. Складываю результаты
- Работа у доски с объяснением
37*2=(30+7)*2=30*2+7*2=60+14=74
5*19=19*5=(10+9)*5=10*5+9*5=50+45=95
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Расплавит ракету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мертвый покой.
– Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Год – это время, за которое наша планета делает полный оборот вокруг солнца. Чему он у нас равен? Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Эта планета меньше Земли в 20 раз.
Давайте узнаем: сколько земных дней длится год на Меркурии. Для этого надо 22 умножить на 4. Видите у нас и знак умножения сегодня необычный- космический(звёздочка)
22*4=(20+2)*4=20*4+2*4=80+8=88
- Проверяем. Год на этой планете длится 88 земных суток.
- Итак, летим дальше. По курсу у нас планета Венера. Чтобы добраться до планеты ,нужно выполнить задание №300 в учебнике. Решаем 2 примера, кто считает быстро, может решить остальные ( работа у доски с объяснением и подробной записью).
- Ни одна звезда, ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой. По размерам эта планета равна Земле. Ночная температура на Венере равна -23 градуса, а дневную узнаем, если 24 умножим на 5 .
24*5=20*4+5*4=80+20=100
- Проверяем. Дневная температура на Венере +100 градусов.
ЗВЕЗДНАЯ ФИЗМИНУТКА
5. Повторение
Полетели дальше.
- В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, – это Сатурн. Если мы решим задачу, то узнаем очень интересный факт о кольце.
Задача: В 9 отсеках космического корабля 27 иллюминаторов. Сколько иллюминаторов в 5 отсеках, если в каждом отсеке их количество одинаково?
- Как решали задачу? Проверяем.
- А какой интересный факт должны были узнать? Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой. Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7–8 лет принимает наибольший размер. Последний раз кольцо исчезало в 2011 году. Через сколько лет это произойдёт снова, в каком году? (2011+15=2026)
- Летим дальше.
А во тьме,
Горя неярким светом,
Из глубин
Космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая холодная звезда.
- Чтобы долететь до этой планеты, нужно решить №302
Взаимопроверка
- Сейчас возьмём карандаши, обменяемся тетрадями с соседями по парте и проверим правильность решения примера.
– А теперь, ребята, отгадайте, о какой планете идёт речь?
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
- Чтобы вернуться, нужно выполнить №303
Как найти периметр квадрата?
- Вот мы и вернулись назад. Какая планета самая красивая? КЛИП
– Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет!
6. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- А сейчас вам нужно показать, с каким настроением вы уходите с урока.
Оцените при помощи смайлика (они раздаются в самом начале урока и лежат на партах):
Всё понял(а), могу помочь товарищу
Понял(а), но остались ещё вопросы
Совсем ничего не понял(а)
Выставление оценок, суммирование полученных звёздочек.
7. Домашнее задание
с. 93 №304, с. 92 №299 записано на доске
- Открыли дневники, записали задание и выставили оценки.
- Ребята, спасибо за урок, очень приятно с вами работать.
Используемая литература и ресурсы
1. О.А. Мокрушина “Поурочные разработки по математике 3 класс”, Москва “Вако”, 2007
2. Википедия-Солнечная система
3. Журнал “Начальная школа” №5 2006