СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в : классе по теме "Стебель. его строение и значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биолгии в 6  по теме "Строение и значение стебля"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в : классе по теме "Стебель. его строение и значение"»

Тема . « Строение и функции стебля. Рост стебля».

Цели урока:

  1. Образовательные цели : актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля; дать представление о тканях стебля..

  2. Развивающие цели: развивать умения самостоятельной работы с учебником, биологическими объектами, анализировать и делать выводы.

  3. Воспитательные цели: экологическое воспитание- воспитание бережного отношения к растениям, эстетическое воспитание, нравственное воспитание.

Оборудование: презентация « Строение стебля», комнатные растения, ветки деревьев, поперечные срезы спилов веток деревьев , готовый микропрепарат « поперечный разрез веточки липы», микроскопы..

ХОД УРОКА

1.Организационный.

2. Мотивация:

Выведение цели урока учениками:

- Ребята на протяжении нескольких уроков мы изучаем органы растений.

*С какими органами растений вы познакомились?

( корень, побег, лист)

* Что называется органом растения?

( Это часть растения, выполняющая определенную функцию).

*Какой орган называется побегом?

( Побег – это сложный орган растения, состоящий из стебля , листьев и почек.)

* Ребята! С каким органом побега мы не знакомы ?

( стеблем).

- Нам необходимо с ним познакомиться.

Поэтому тема нашего урока : « Строение и функции стебля. Рост стебля»

3.Изучение нового материала.

- Стебли у разных растений бывают разнообразные: ( учитель демонстрирует стебли комнатных растений ).

У деревьев и кустарников , они какие? ( одревесневшие), а у травянистых растений ( травянистые) (слайд 4)

- Ребята! Вспомните , какое строение имеет стебель ( он состоит из узлов и междоузлий).

У некоторых растений междоузлия бывают длинные и стебли называются удлиненные ( подсолнух) , а если междоузлия короткие , то и стебель – укороченный ( подорожник).

( слайд 3)

-Форма стеблей на поперечном разрезе тоже разнообразная ( внимание на экран).

Учитель знакомит ребят с разнообразной формой стеблей.

( круглый, трехгранный, четырехгранный, крылатый и др.) (слайд 5)

Ребята! вы познакомились с внешним строением стебля, а для того чтобы узнать, каково внутреннее строение стебля нам необходимо познакомиться с микроскопическим строением стебля.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть готовый микропрепарат поперечного среза стебля липы.

Ребята рассматривают под микроскопом срез липы.

Что вы наблюдаете ? ( клетки, которые образуют различные ткани).

* Что называется тканью? ( Это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию).

* А какие ткани растений вы знаем?

( Покровную, основную или фотосинтезирующую, образовательную, запасающую, механическую, проводящую).

Давайте уточним, что это за клетки ( работаем с учебником )

заполняют таблицу.

Состав стебля

Какими тканями образованы

Выполняемая функция

Кора



Луб с ситовидными трубками



Камбий



Древесина с сосудами



Сердцевина





Текст: Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых растений это кожица, состоящая из одного слоя клеток с плотными оболочками.

У многолетних растений – многослойная пробка, состоящая из нескольких слоев мертвых клеток заполненных воздухом. Для дыхания у молодых растений есть устьица, а у многолетних растений в пробке образуются чечевички( участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками).

Под покровной тканью находится кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток покровной и механической ткани. Внутренняя часть коры, в составе которой много клеток проводящей ткани, называется лубом.

В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток : органические вещества передвигаются от листьев к другим органам. Ситовидные трубки- это живые клетки, соединенные в длинную трубку. Кроме этих клеток в лубе имеются клетки механической ткани- лубяные волокна ( придают лубу прочность).

Камбий образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками образовательной ткани , за счет деления которых стебель растет в толщину.

К центру от луба в стебле расположена другая проводящая ткань- древесина. По ней идет восходящий ток : вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.

Древесина образована разными по форме и величине клетками. Основная ее часть состоит из сосудов, трахеид и древесных волокон . Сосуды состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками, а древесные волокна из клеток с толстыми стенками механической ткани.

Сердцевина расположена в центре стебля слоем рыхлых клеток основной ткани , в которой откладываются запасы питательных веществ. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью ( бамбук, георгин, тюльпан

* Давайте скажем, какие функции выполняет стебель(СЛАЙД8)

1. Опорную функцию. ( он является опорой для почек, цветов, листьев и плодов).

2.Проводящая ( проведение органических веществ по лубу от листьев- нисходящий поток, проведение минеральных веществ по сосудам древесины- восходящий поток).

3. Зеленые стебли выполняют фотосинтезирующую функцию ( образуют органические вещества)

4. Запасающую функцию ( отложение питательных веществ).

* Ребята! А как ,стебель растет в длину? ( за счет деления клеток конуса нарастания)

А за счет, какого слоя стебель растет в толщину? ( за счет деления клеток камбия).

Рассказ учителя о росте стебля в толщину.

Во время деления клетки камбия откладываются в основном к древесине. За счет этого и происходит прирост массы древесины. Чем более благоприятные погодные условия , тем крупнее они вырастают. Весной камбий делится более интенсивнее , чем осенью. Образованная в течении одного года древесина образует годичное кольцо.(Слайд9)

В природе многие растения имеют видоизмененные подземные побеги. Различают три основных типа. Попробуйте отгадать что находится у меня в чёрном ящике? Отгадаете загадки –узнаете три типа видоизмененных подземных побегов.

1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).

3.В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневище)

Сравните корневище,клубень и луковицу с побегом. Сделайте вывод- можно ли их отнести к побегам?

(Выводы учащихся).: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги. МОЛОДЦЫ , ВЫ ПРЕКРАСНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.

Закрепление: выполнение тестового задания.

1.Почка – это: а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель

б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.

2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом

а) очередное листорасположение; б) супротивное листорасположение

в) мутовчатое листорасположение; г) верны все ответы

3. Пасынкование – это:а) удаление лишних боковых побегов; б) удаление верхушечной почки побега; в) удаление кончика корня; г) верны все ответы.

4. Кожица (эпидерма): а) защищает внутренние ткани ли б) запасает питательные вещества; в) образует новые клетки; г) проводит питательные вещества

5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений: а) перистое; б) параллельное;в) дуговое; г) верны все ответы.

6. Через устьице происходит: а) газообмен и испарение влаги;б) фотосинтез; в) запасание питательных веществ; г) листопад.

7. Сидячие листья имеют: а) листовую пластинку и черешок; б) лист без черешка; в) несколько листовых пластин; г) все ответы не верны.

8. Фотосинтез осуществляется: а) в зеленых клетках листа; б) в устьицах листа; в) в жилках лист г) в древесине и лубе.



Рефлексия:

Учащийся все понял, и ему было комфортно на уроке.

Учащийся не все понял, но ему было комфортно на уроке.

Учащийся не все понял, и ему было не комфортно на уроке.

Ничего не понял.

Отвлекался и мешал другим.

Было не интересно.

Домашнее задание: изучить текст стр54-60 . ответить на вопросы стр.59

Сегодня урок окончен, до следующих встреч.









































Тест по теме побег

1.Почка – это: а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель

б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.

2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом

а) очередное листорасположение; б) супротивное листорасположение

в) мутовчатое листорасположение; г) верны все ответы

3. Пасынкование – это:а) удаление лишних боковых побегов; б) удаление верхушечной почки побега; в) удаление кончика корня; г) верны все ответы.

4. Кожица (эпидерма): а) защищает внутренние ткани ли б) запасает питательные вещества; в) образует новые клетки; г) проводит питательные вещества

5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений: а) перистое; б) параллельное;в) дуговое; г) верны все ответы.

6. Через устьице происходит: а) газообмен и испарение влаги;б) фотосинтез; в) запасание питательных веществ; г) листопад.

7. Сидячие листья имеют: а) листовую пластинку и черешок; б) лист без черешка; в) несколько листовых пластин; г) все ответы не верны.

8. Фотосинтез осуществляется: а) в зеленых клетках листа; б) в устьицах листа; в) в жилках лист г) в древесине и лубе







Состав стебля

Какими тканями образованы

Выполняемая функция

Кора





Луб с ситовидными трубками




Камбий





Древесина с сосудами




Сердцевина







Состав стебля

Какими тканями образованы

Выполняемая функция

Кора





Луб с ситовидными трубками




Камбий





Древесина с сосудами




Сердцевина













Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан









Открытый урок по биологии в 6 классе



Тема : «Строение и функции стебля. Рост стебля»



Подготовил и провел : Васильев С.В.











2016г.