Тема . « Строение и функции стебля. Рост стебля».
Цели урока:
Образовательные цели : актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля; дать представление о тканях стебля..
Развивающие цели: развивать умения самостоятельной работы с учебником, биологическими объектами, анализировать и делать выводы.
Воспитательные цели: экологическое воспитание- воспитание бережного отношения к растениям, эстетическое воспитание, нравственное воспитание.
Оборудование: презентация « Строение стебля», комнатные растения, ветки деревьев, поперечные срезы спилов веток деревьев , готовый микропрепарат « поперечный разрез веточки липы», микроскопы..
ХОД УРОКА
1.Организационный.
2. Мотивация:
Выведение цели урока учениками:
- Ребята на протяжении нескольких уроков мы изучаем органы растений.
*С какими органами растений вы познакомились?
( корень, побег, лист)
* Что называется органом растения?
( Это часть растения, выполняющая определенную функцию).
*Какой орган называется побегом?
( Побег – это сложный орган растения, состоящий из стебля , листьев и почек.)
* Ребята! С каким органом побега мы не знакомы ?
( стеблем).
- Нам необходимо с ним познакомиться.
Поэтому тема нашего урока : « Строение и функции стебля. Рост стебля»
3.Изучение нового материала.
- Стебли у разных растений бывают разнообразные: ( учитель демонстрирует стебли комнатных растений ).
У деревьев и кустарников , они какие? ( одревесневшие), а у травянистых растений ( травянистые) (слайд 4)
- Ребята! Вспомните , какое строение имеет стебель ( он состоит из узлов и междоузлий).
У некоторых растений междоузлия бывают длинные и стебли называются удлиненные ( подсолнух) , а если междоузлия короткие , то и стебель – укороченный ( подорожник).
( слайд 3)
-Форма стеблей на поперечном разрезе тоже разнообразная ( внимание на экран).
Учитель знакомит ребят с разнообразной формой стеблей.
( круглый, трехгранный, четырехгранный, крылатый и др.) (слайд 5)
Ребята! вы познакомились с внешним строением стебля, а для того чтобы узнать, каково внутреннее строение стебля нам необходимо познакомиться с микроскопическим строением стебля.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть готовый микропрепарат поперечного среза стебля липы.
Ребята рассматривают под микроскопом срез липы.
Что вы наблюдаете ? ( клетки, которые образуют различные ткани).
* Что называется тканью? ( Это группа клеток сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию).
* А какие ткани растений вы знаем?
( Покровную, основную или фотосинтезирующую, образовательную, запасающую, механическую, проводящую).
Давайте уточним, что это за клетки ( работаем с учебником )
заполняют таблицу.
Состав стебля | Какими тканями образованы | Выполняемая функция |
Кора | | |
Луб с ситовидными трубками | | |
Камбий | | |
Древесина с сосудами | | |
Сердцевина | | |
Текст: Снаружи стебель защищен покровными тканями. У молодых растений это кожица, состоящая из одного слоя клеток с плотными оболочками.
У многолетних растений – многослойная пробка, состоящая из нескольких слоев мертвых клеток заполненных воздухом. Для дыхания у молодых растений есть устьица, а у многолетних растений в пробке образуются чечевички( участки пробки с крупными, рыхло расположенными клетками с большими межклетниками).
Под покровной тканью находится кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток покровной и механической ткани. Внутренняя часть коры, в составе которой много клеток проводящей ткани, называется лубом.
В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идет нисходящий ток : органические вещества передвигаются от листьев к другим органам. Ситовидные трубки- это живые клетки, соединенные в длинную трубку. Кроме этих клеток в лубе имеются клетки механической ткани- лубяные волокна ( придают лубу прочность).
Камбий образован одним слоем живых узких длинных клеток с тонкими оболочками образовательной ткани , за счет деления которых стебель растет в толщину.
К центру от луба в стебле расположена другая проводящая ткань- древесина. По ней идет восходящий ток : вода с растворенными в ней веществами передвигается от корней к листьям.
Древесина образована разными по форме и величине клетками. Основная ее часть состоит из сосудов, трахеид и древесных волокон . Сосуды состоят из мертвых клеток с утолщенными стенками, а древесные волокна из клеток с толстыми стенками механической ткани.
Сердцевина расположена в центре стебля слоем рыхлых клеток основной ткани , в которой откладываются запасы питательных веществ. У некоторых растений сердцевина занята воздушной полостью ( бамбук, георгин, тюльпан
* Давайте скажем, какие функции выполняет стебель(СЛАЙД8)
1. Опорную функцию. ( он является опорой для почек, цветов, листьев и плодов).
2.Проводящая ( проведение органических веществ по лубу от листьев- нисходящий поток, проведение минеральных веществ по сосудам древесины- восходящий поток).
3. Зеленые стебли выполняют фотосинтезирующую функцию ( образуют органические вещества)
4. Запасающую функцию ( отложение питательных веществ).
* Ребята! А как ,стебель растет в длину? ( за счет деления клеток конуса нарастания)
А за счет, какого слоя стебель растет в толщину? ( за счет деления клеток камбия).
Рассказ учителя о росте стебля в толщину.
Во время деления клетки камбия откладываются в основном к древесине. За счет этого и происходит прирост массы древесины. Чем более благоприятные погодные условия , тем крупнее они вырастают. Весной камбий делится более интенсивнее , чем осенью. Образованная в течении одного года древесина образует годичное кольцо.(Слайд9)
В природе многие растения имеют видоизмененные подземные побеги. Различают три основных типа. Попробуйте отгадать что находится у меня в чёрном ящике? Отгадаете загадки –узнаете три типа видоизмененных подземных побегов.
1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
3.В земле веревочка,
А в ней - кладовочка. (Корневище)
Сравните корневище,клубень и луковицу с побегом. Сделайте вывод- можно ли их отнести к побегам?
(Выводы учащихся).: Клубень, луковица и корневище - побеги. Только это необычные наземные побеги, а побеги, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги. МОЛОДЦЫ , ВЫ ПРЕКРАСНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.
Закрепление: выполнение тестового задания.
1.Почка – это: а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель
б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.
2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом
а) очередное листорасположение; б) супротивное листорасположение
в) мутовчатое листорасположение; г) верны все ответы
3. Пасынкование – это:а) удаление лишних боковых побегов; б) удаление верхушечной почки побега; в) удаление кончика корня; г) верны все ответы.
4. Кожица (эпидерма): а) защищает внутренние ткани ли б) запасает питательные вещества; в) образует новые клетки; г) проводит питательные вещества
5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений: а) перистое; б) параллельное;в) дуговое; г) верны все ответы.
6. Через устьице происходит: а) газообмен и испарение влаги;б) фотосинтез; в) запасание питательных веществ; г) листопад.
7. Сидячие листья имеют: а) листовую пластинку и черешок; б) лист без черешка; в) несколько листовых пластин; г) все ответы не верны.
8. Фотосинтез осуществляется: а) в зеленых клетках листа; б) в устьицах листа; в) в жилках лист г) в древесине и лубе.
Рефлексия:
Учащийся все понял, и ему было комфортно на уроке.
Учащийся не все понял, но ему было комфортно на уроке.
Учащийся не все понял, и ему было не комфортно на уроке.
Ничего не понял.
Отвлекался и мешал другим.
Было не интересно.
Домашнее задание: изучить текст стр54-60 . ответить на вопросы стр.59
Сегодня урок окончен, до следующих встреч.
Тест по теме побег
1.Почка – это: а) зачаточный побег; в) зачаточный стебель
б) зачаточный лист; г) зачаточное растение.
2. Листья на побеге, располагающиеся друг за друг другом
а) очередное листорасположение; б) супротивное листорасположение
в) мутовчатое листорасположение; г) верны все ответы
3. Пасынкование – это:а) удаление лишних боковых побегов; б) удаление верхушечной почки побега; в) удаление кончика корня; г) верны все ответы.
4. Кожица (эпидерма): а) защищает внутренние ткани ли б) запасает питательные вещества; в) образует новые клетки; г) проводит питательные вещества
5. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений: а) перистое; б) параллельное;в) дуговое; г) верны все ответы.
6. Через устьице происходит: а) газообмен и испарение влаги;б) фотосинтез; в) запасание питательных веществ; г) листопад.
7. Сидячие листья имеют: а) листовую пластинку и черешок; б) лист без черешка; в) несколько листовых пластин; г) все ответы не верны.
8. Фотосинтез осуществляется: а) в зеленых клетках листа; б) в устьицах листа; в) в жилках лист г) в древесине и лубе
Состав стебля | Какими тканями образованы | Выполняемая функция |
Кора | | |
Луб с ситовидными трубками | | |
Камбий | | |
Древесина с сосудами | | |
Сердцевина | | |
Состав стебля | Какими тканями образованы | Выполняемая функция |
Кора | | |
Луб с ситовидными трубками | | |
Камбий | | |
Древесина с сосудами | | |
Сердцевина | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Шланлы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Открытый урок по биологии в 6 классе
Тема : «Строение и функции стебля. Рост стебля»
Подготовил и провел : Васильев С.В.
2016г.