СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Иммунитет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока - 

1. Углубить знания учацихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах.

2. Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Иммунитет"»

ГКОУ ЦО Самарской области



"ИММУНИТЕТ"











Подготовил учитель

биологии и химии

Карлова М.А.

















Цели:

  • углубить знания учащихся об иммунитете, видах иммунитета, инфекционных заболеваниях, аллергии, лечебных сыворотках и вакцинах.

  • формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, текстом учебника, составлять схемы.

Цели урока:

  • Образовательная – обеспечить закрепление раннее изученных понятий, сформировать новые и продолжить формирование общих учебных умений и навыков при изучении темы “Иммунитет”, познакомить учащихся с защитными факторами организма – иммунитет;

  • Развивающая – развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, развитие познавательного интереса, самостоятельно находить материал из дополнительной литературы;

  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к своему организму через стихотворение воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Межпредметные связи: История – открытие понятие иммунитет, вспышки заболеваний – чумной мор, холера, тиф; литература – стихотворение Эдварда Дженнера; медицина – данные о раке и СПИДе по области;; статистика по области,



Оборудование:

  • таблица “Кровь”, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Биология. Человек. 8 класс”. А.Г. Драгомилов 8 класс

Задачи:

  1. Раскрыть материал о защитных свойствах организма.

  2. Познакомить с видами иммунитета.

  3. Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.

  4. Объяснить сущность СПИДа.

Методы урока: наглядные, словесные.



Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфат

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Фронтальный опрос.

- Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

- К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)

- Из чего состоит плазма крови? (соли, вода, белки, углекислый газ, глюкоза и др. питательные вещества и продукты распада)

- Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)

- Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)

2. Самостоятельная работа – угадать, о каких форменных элементах идёт речь.

После выполнения работы – проверка вместе с учителем – закрепление знаний.

Проверка знаний.

Задание: Догадайтесь, о каких форменных элементах идёт речь.

  1. Красные клетки, содержат белок гемоглобин.

  2. ических узлах.

  3. Живут 3-4 месяца.

  4. Крупные белые клетки с ядрами.

  5. Живут 5-7 дней.

  6. Отмирают в печени, селезёнке и почках.

  7. Отмирают в печени, селезёнке и местах воспаления.

  8. Содержание в 1 мл крови составляет 250 тысяч.

  9. Содержание в 1 мл крови составляет 4-5 млн.

  10. Основная функция – перенос кислорода.

  11. Основная функция – защита.

Ответы: эритроциты – 1, 3, 6, 9, 10; лейкоциты – 2, 4, 7, 11; тромбоциты – 5, 8.

3.. Тестовый контроль

1.   Кровь – это:
а) эпителиальная ткань;
б) соединительная ткань;
в) нервная ткань;
г) мышечная ткань;
2.    Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности;
б) накопление питательных веществ;
в) газообмен;
г) перенос веществ;
3.    К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты;
б) кровяные пластинки;
в) эритроциты;
г) нейтроны;
4.    Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро;
б) безъядерные окрашенные клетки;
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа;
б) лимфа и тканевая жидкость;
в) тканевая жидкость, лимфа, кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует: 
а) лейкоциты;
б) плазма крови;
в) эритроциты;
г) тромбоциты;
7. Эритроциты: 
а) участвуют в свёртывании крови;
б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты: 
а) переносят кислород;
б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций;
г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму;
б) не имеют ядра;
в) способны самостоятельно передвигаться;
г) очень мелкие;
Ключ к ответу: 1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 6-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в.

3. Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.

Ответьте на вопрос: почему с наступлением холодов одни люди успевают несколько раз переболеть простудными заболеваниями, а другие не вспоминают о них годами?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с защитными свойствами нашего организма, узнаете о способах защиты от различных инфекционных заболеваний.



  1. Изучение нового материала. (25 мин.)

Проблемный вопрос – скажите о каком заболевании идет речь в поэме? (чума)

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой....
Что делать нам? и чем помочь?*

Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.

*

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Итак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может... полное Чумы!



Возможна ли ситуация, когда в результате химического синтеза и биотехнологического производства возникнут такие вещества и микроорганизмы, против которых иммунная система окажется бессильной? Каковы будут возможные последствия для человечества?

История написания


Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах. Если идет большая нежданная беда, дедушка извещает о ее приближении, веля собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню... Если у трубы на крыше заиграет в заслонку - будет суд из-за какого-нибудь дела и обиды. 

Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?

Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” - фагоцитоз. (Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?). Однако решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.

Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.

Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

В организме человека вырабатывается особый вид лейкоцитов – лимфоциты.

Естественная защита от патогенных микроорганизмов:

  1. Кожа и слизистые оболочки.

  2. Фагоцитоз.

  3. Антитела.

Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы.

Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).






О ХОЛЕРЕ А. С. Пушкин

В конце 1826 года я часто видался с одним дерптским студентом (ныне он гусарский офицер и променял свои немецкие книги, свое пиво, свои молодые поединки на гнедую лошадь и на польские грязи). Он много знал, чему научаются в университетах, между тем как мы с вами выучились танцевать. Разговор его был прост и важен. Он имел обо всем затверженное понятие в ожидании собственной поверки. Его занимали такие предметы, о которых я и не помышлял. Однажды, играя со мною в шахматы и дав конем мат моему королю и королеве, он мне сказал при том: «Cholera-morbus подошла к нашим границам и через пять лет будет у нас».

О холере имел я довольно темное понятие, хотя в 1822 году старая молдаванская княгиня, набеленная и нарумяненная, умерла при мне в этой болезни. Я стал его расспрашивать. Студент объяснил мне, что холера есть поветрие, что в Индии она поразила не только людей, но и животных, но и самые растения, что она желтой полосою стелется вверх по течению рек, что по мнению некоторых она зарождается от гнилыхплодов и прочее — всё, чему после мы успели наслыхаться.

Таким образом, в дальном уезде Псковской губернии молодой студент и ваш покорнейший слуга, вероятно одни во всей России, беседовали о бедствии, которое через пять лет сделалось мыслию всей Европы.

Спустя пять лет я был в Москве, и домашние обстоятельства требовали непременно моего присутствия в нижегородской деревне. Перед моим отъездом Вяземский показал мне письмо, только что им полученное: ему писали о холере, уже перелетевшей из Астраханской губернии в Саратовскую. По всему видно было, что она не минует и Нижегородской (о Москве мы еще не беспокоились). Я поехал с равнодушием, коим был обязан пребыванию моему между азиатцами. Они не боятся чумы, полагаясь на судьбу и на известные предосторожности, а в моем воображении холера относилась к чуме, как элегия к дифирамбу.

Приятели (у коих дела были в порядке или в привычном беспорядке, что совершенно одно), упрекали меня за то и важно говорили, что легкомысленное бесчувствие не есть еще истинное мужество.

На дороге встретил я Макарьевскую ярманку, прогнанную холерой. Бедная ярманка! она бежала, как пойманная воровка, разбросав половину своих товаров, не успев пересчитать свои барыши!Воротиться казалось мне малодушием; я поехал далее, как, может быть, случалось вам ехать на поединок: с досадой и большой неохотой.

Едва успел я приехать, как узнаю, что около меня оцепляют деревни, учреждаются карантины. Народ ропщет, не понимая строгой необходимости и предпочитая зло неизвестности и загадочное непривычному своему стеснению. Мятежи вспыхивают то здесь, то там.Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказки и не ездя по соседям. Между тем начинаю думать о возвращении и беспокоиться о карантине. Вдруг 2 октября получаю известие, что холера в Москве. Страх меня пронял — в Москве... но об этомкогда-нибудь после. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 верст, ямщик мой останавливается: застава!

Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку. Я стал расспрашивать их. Ни они, ни я хорошенько не понимали, зачем они стояли тут с дубинами и с повелением никого не пускать. Я доказывал им, что, вероятно, где-нибудь да учрежден карантин, что я не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета.





Работа в группах по подготовке материалов (4 группы)



Открытии вакцины Э. Дженнером

В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

Вклад Луи Пастера

Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.

Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)







Вклад Мечникова

В декабре 1882 г. в Мессине (Италия) Илья Ильич Мечников успешно завершил эксперименты, которые привели к открытию фагоцитоза. В 1883 г. выступил на Одесском съезде врачей и естествоиспытателей с речью "О целебных силах организма", в которой впервые была сформулирована фагоцитарная теория. Работе над этой теорией Мечников посвятил 25 лет. С 1888 г. Мечников работал в Интитуте Пастера в Париже, где возглавлял одну из лабораторий. Фагоцитарная теория, поначалу имевшая много противников, в том числе в лице таких видных ученых, как Роберт Кох и Эмиль Беринг, впоследствии получила международное признание. В 1908 г. И. Мечникову (Россия) и П. Эрлиху (Германия) присуждается Нобелевская премия за работы по иммунизации (теория иммунитета).





о СПИДе

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Симптомы заболевания:

  • Слабость.

  • Истощение организма.

  • Длительная температура.

  • Воспалительные процессы.

Пути заражения:

  • При переливании крови.

  • Через шприц.

  • Половой путь.

  • От матери новорожденному ребенку.

Профилактика СПИДа: Все эти профилактические мероприятия должны сочетаться с пропагандой здорового образа жизни, отказа от наркотиков, разборчивости в половых контактах, заботы о постоянном партнере. Основной причиной распространения СПИДа среди наркоманов является обмен иглами и шприцами, а также существование широко развернутой сети подпольных притонов с практикой проката инструментов для внутривенного введения наркотиков. Большое значение имеет профилактическая работа среди гомосексуалистов, поскольку они вступают в многочисленные сексуальные контакты, неразборчивы в выборе половых партнеров, часто болеют заразными половыми болезнями, в том числе и СПИДом.


Во внешней среде ВИЧ очень быстро разрушается, поэтому можно считать крайне низкой вероятность его передачи при повседневных контактах людей, сопровождающихся рукопожатиями, совместными трапезами, при кашле, чихании и др. Однако и исключить такую возможность нельзя. Поэтому необходимы такие же меры самозащиты от заражения, как и при других инфекционных болезнях, в частности мытье посуды горячей водой с мылом вместо ополаскивания ее под краном, тщательная обработка рук после контакта с какой-либо жидкостью организма больного, особенно с кровью.

Избежать заражения ВИЧ не так сложно, как вылечить уже существующую инфекцию, поэтому стоит прилагать все усилия для того, чтобы и нас и наших детей миновала эта беда.



Властям не удается остановить эпидемию СПИДа в Самарской области: инфицированы уже около 1,5% жителей

  

 

Фото: www.russianlook.com

Жертвой ВИЧ-инфекции сегодня может стать почти каждый. Особенно велик этот риск у жителей Самарской области. Наша губерния занимает...

Наша область давно удерживает печальное лидерство по заболеваемости ВИЧ-инфекцией и находится на первом месте среди всех 14 регионов Приволжского федерального округа. Только в Тольятти ежемесячно выявляется от 70 до 120 новых случаев заболевания этой инфекцией, а показатель распространенности «чумы XXI века» достиг 2346 случаев на 100 тысяч населения, что в 6 раз превышает среднероссийские показатели.

Иван Аношкин - человек в Тольятти известный. В прошлом году он подал в ООН жалобу на Россию как на страну, которая не предоставляет заместительную терапию - использование опиумных препаратов в лечебных целях. Иван - наркоман с 18-летним стажем, с ВИЧ живёт уже 14 лет. Диагноз поставлен официально. Как он сам рассказывал, наркотик он впервые попробовал четырнадцатилетним подростком, к 16 годам стал наркозависимым. Когда появилась семья и родился сын, Аношкин решил лечиться. Несколько раз проходил детоксикацию и реабилитацию в различных специализированных учреждениях. Однако потом опять срывался, в 2010 году чуть не умер от последствий употребления дезоморфина. Он считает, что использование метадона позволило бы ему наладить относительно нормальную жизнь. Утверждение, возможно, спорное. Но что-то с этой бедой надо делать однозначно.

Иван - один из немногих, кто не побоялся открыто заявить: «У меня СПИД…» Большая часть и больных, и здоровых предпочитают не касаться этой «неприятной» темы. Между тем Самарскую область называют одним из самых ВИЧ-поражённых регионов.

Первый инфицированный вирусом иммунодефицита появился в Тольятти в 1987 году. Причину того, что сейчас Тольятти стал лидером по количеству больных ВИЧ, специалисты видят ещё в советском прошлом. Этот растущий город был намеренно выбран наркомафией в качестве плацдарма: молодое, в основном мужское население, богатая, обеспеченная жизнь горожан - все это годилось для массового внедрения наркотиков. А далее всё шло по цепочке: наркомания - гепатит - ВИЧ - СПИД. Били на поражение, и сейчас каждый десятый мужчина в Тольятти живет с ВИЧ-инфекцией.


От СПИДа и сопутствующих заболеваний ежедневно умирает 50 жителей Самарской области.


Второй носитель ВИЧ в 1988 году был зарегистрирован в Самаре. Пик выявления заболевших пришелся на 1999-2000 гг.: число пациентов в СПИД-центрах губернии увеличилось почти на 200%. В основном это были люди, употреблявшие инъекционные наркотики. Обнаруживать у них вирус начали, когда приняли законы, по которым всех пациентов с рискованным поведением обязали обследовать. 90% заболевших были еще заражены и различными видами гепатита. С тех пор не было ни одного случая выздоровления, а почти 8 тысяч жителей губернии, больных СПИДом, умерли. 
Количество носителей инфекции растёт с ужасающей быстротой.

Два года назад в Самарской области было зарегистрировано 38 тысяч вирусоносителей, сейчас их уже 48 тысяч. Но некоторые эксперты говорят, что эту цифру можно смело умножать на десять, если мы хотим узнать реальное число заражённых. По словам Ольги Агафоновой, главврача областного СПИД-центра, из одиннадцати случаев, которые выявляются в центре каждый день, пять заканчиваются смертью пациентов. От СПИДа и сопутствующих заболеваний ежедневно умирает 50 наших земляков.

Остановить заражение одним только выявлением и лечением наркозависимых тем же метадоном, как предлагает Аношкин, невозможно. Как объяснила Наталья Голубева, заместитель главного врача тольяттинского наркологического диспансера, в российской антинаркотической концепции заместительные методы лечения наркомании с применением наркотических средств и психотропных веществ не допускаются. Нельзя остановить развитие ВИЧ-инфекции в области и одной только борьбой с наркомафией.

 



 Еще одно заболевание возникает из-за повышенной чувствительности организма к некоторым факторам окружающей среды – аллергия. Аллергия – греческое слово история.

Назовите, от чего может возникнуть аллергия в нашем организме?

Учащиеся называют аллергены:

- биологические – запах цветов;

- пищевые – пищевые продукты (мясо, молоко);

- лекарственные;

- бытовые – пыль, запах – астма;

- на волос, жир животных.

Если какие, то способы борьбы с аллергией?

Учащиеся говорят об аллергенных пробах и медикаментозном лечении, о самолечении не может идти и речи.

  1. Закрепление.

1. В качестве закрепления выполните тестовое задание. Подобрав правильный ответ вопросу.

вопросы

ответы

1.Возникает при загрязнение раны почвой.

1. антитела

2.СПИД

2.образование фибрина

3.Способ уничтожения бактерий в организме.

3.иммунитет

4.Защитная реакция организма от потери крови

4.фагоцитоз

5.Единственный механизм защиты от чужеродных веществ

5.предупредительные прививки

6.Главные силы иммунитета

6.лечебные сыворотки

7.Способ создания искусственного иммунитета

7.заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы

8. Лечебный препарат к определенному заболеванию с определенными антителами

8.вакцинация

9.Способ защиты организма от инфекционных заболеваний.

9.столбняк

Ответы: 1-9; 2-7; 3-4; 4-2; 5-3; 6-1; 7-5; 8-6; 9-8

2.Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений:

  1. Антитела – это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.

  2. Т-лимфоциты сами находят бактерии и клетки, пораженные вирусами.

  3. Антитела выделяют эпителиальные клетки.

  4. Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.

  5. Иммунитет делится на естественный и искусственный.

  6. Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.

  7. Активный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки.

  8. Вакцина – это культура ослабленных микроорганизмов.

  9. Первую прививку от оспы сделал Э. Дженнер.

  10. Аллергия – это отсутствие иммунитета.

3. Из перечня (1-12) выберите правильные выберите правильные ответы на вопросы (I-XIII):

1.Недостаточность лейкоцитов

7.Иммунитет

2.Недостаточность эритроцитов, гемоглобина

8.Фагоцитоз

3.Недостаточность тромбоцитов

9.Нарушение функции желтого костного мозга

4.Образование антител

10.Нарушение функции красного костного мозга

5.Образование фибрина, свертывание крови

11.Предупредительные прививки

6.Образование гемоглобина, эритроцитов

12.Заболевание, приводящее к полному разрушению иммунной системы в организме

I. Защитная реакция организма, предостерегающая его от потери крови.
II. Причины малокровия
III. Способы защиты организма от инфекционных заболеваний и чужеродных веществ
IV. Меры предупреждения инфекционных заболеваний
V. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ
VI. Условие предотвращения малокровия
VII. Способ уничтожения бактерий в организме
VIII. Одна из причин болезни – несвертываемости крови
IX. Невосприимчивость организма к инфекциям
X. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
XI. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови
XII. Способ создания искусственного иммунитета
XIII. Проявления нарушения постоянства состава крови

Ответы: I – 5; II-2, 10; III – 4,7,8; IV – 11; V – 7; VI – 6; VII – 8; VIII – 3; IX – 7; X – 12 ;XI – 10; XII – 11; XIII – 1, 2, 3, 12.



Список используемой литературы

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина,

А. Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.

3. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.

5. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М..: Дрофа, 2004.

6. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.

7. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.













Приложение Презентация к уроку










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!