СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Чему учил китайский мудрец Конфуций" для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 5 класса "Чему учил китайский мудрец Конфуций"»

7



Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Чему учил китайский мудрец Конфуций»

Цели: ознакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция;

- продолжить работу на исторической карте

- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям, а также личностям всеобщей истории.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, проектор, тесты


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

Тестирование по теме: « Индийские касты»

1. Каста – это:

А) группа людей с определёнными обязанностями

Б) группа людей, наделённых правами и обязанностями, передающимися по наследству.

В) группа людей, в которую они попадают в зависимости от своих заслуг

2. Какой касты не существовало в Древней Индии?

А) вайшьи

Б) шудры

В) самураи

3. По преданию все касты произошли от бога:

А) Брахмы

Б) Гаутамы

В) Рама

4. Какая из представленных цепочек неверна:

А) руки- брахман- красный

Б) ступни – слуги - чёрный

В) рот - брахман – белый

5. Индийцы считали, что люди разных каст:

А) могут переходить из одной касты в другую

Б) могут переходить из одной касты в другую только в исключительных случаях

В) не могли переходить из одной касты в другую

6. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считали:

А) брахманов

Б) воинов

В) земледельцев

7. Хуже всего приходилось:

А) воинам

Б) слугам

В) неприкасаемым

8. Жизнь брахманов делилась на:

А) учение, работу, свободу

Б) детство, юность и зрелость

В) учение, женитьба, отшельничество

9. В какой период брахман отдавал своего сына в учение?

А) в 6 лет

Б) в 7 лет

В) в 10 лет

10. Какое действие ученика считалось недопустимым по отношению к учителю?

А) повернуться спиной

Б) не пожать руку

В) подойти с непокрытой головой

11. В каком возрасте родители подыскивали сыну, закончившему обучение у брахману, невесту?

А) в 15 лет

Б) в 16 лет

В) в 18 лет

12. К какой касте относились цари в Древней Индии?

А) к брахманам

Б) к воинам

В) к земледельцам

13. Как переводится название игры « шахматы»

А) король побеждён

Б) раджа побеждает

В) царь умер

Ключ:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Б

В

А

А

В

А

В

В

Б

А

Б

Б

В


3. Сообщение темы и целей урока.

- На прошлых уроках мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Рассмотрели различные касты, которые существовали в обществе. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.

- А сегодня мы познакомимся ещё с одним мудрым человеком – Конфуцием. Выясним, в какой стране он жил, к чему призывал, и почему его называли мудрецом.


План: ( сл. 2)

1. Страна, где жили китайцы.

2. Высшая добродетель – уважение к старшим.

3. Мудрость – в знании старинных книг.

4. Как должны вести себя учтивые китайцы.


4. Изучение нового материала.

1. Страна, где жили китайцы.

( работа по карте)

- ( сл. 3) В Восточной Азии, к северо-востоку от Индии, за горами расположена Восточно-Китайская равнина. Китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Эти две реки берут своё начало в горах и текут, впадая в море, что подразумевает так же, как и в Индии, разливы рек.


- На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждавали друг с другом. Но жители этих государств всегда считали себя единым народом. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы.


( сл. 4) - На морском побережье часты дожди, вся береговая линия – лёсс, похожий на мелкий слежавшийся песок, который при достаточном количестве влаги плодороден и хорошо обрабатывается. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремёслами, сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.


2. Высшая добродетель – уважение к старшим.

( сл. 5) Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времён.

- В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

( сл. 6) Покойных родителей и более отдалённых предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти.

( сл. 7)

- Как и другие народы, верили они в сверхъестественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчинённую ему страну «Поднебесной».

( из высказываний Конфуция - стр. 107- в синей рамке)


3. Мудрость – в знании старинных книг.

( сл. 8) Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечёвку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.

Учёный китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме ещё можно угадать первоначальное изображение.


4. Как должны вести себя учтивые китайцы.


- Прочитайте материал на стр. 108 и выписать: чему учил мудрец

( сл. 9)

         Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе

         Уважение старины

         Приобщение к мудрости древних

         Почитание и уважение старших

         Хорошие манеры - признак воспитанного человека

         Во всем должен быть порядок

         Мудрый правитель, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему

         Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель –относиться к подданным как к своим детям.


5. Подведение итога урока.

1. Из какого материала в Китае были сделаны книги?

а) бамбук

б) папирус

в) ) глина

г) бумага

2. По территории Китая протекают две реки:

А) ) Янцзы и Хуанхэ

Б) Тигр и Евфрат

В) Инд и Ганг

3. Высшая добродетель ( по мнению Конфуция) - это

А) уважение к старшим

Б) полное подчинение правителю

В) содержание родителей до ухода в иной мир

4. Лучшей похвалой для китайца было –

А) сравнение с каким-нибудь древним героем

Б) получение царской награды

В) похвала родителей

5. Как называлось письмо у китайцев?

А) буквы

Б) клинопись

В) иероглифы

6. Что не должен был делать учтивый китаец?

А) поворачиваться к учителю спиной

Б) быть вежливым и учтивым

В) почтительно относиться к старшим

7. Как Конфуций советовал правителю относиться к подданным?

А) как к детям

Б) как к родителям

В) как к младшим братьям


( СЛ. 10) – Проверьте себя


1

2

3

4

5

6

7

а

а

а

а

в

а

а



6. Домашнее задание:

Параграф 22, вопросы, записи












Тестирование по теме: « Индийские касты»

1. Каста – это:

А) группа людей с определёнными обязанностями

Б) группа людей, наделённых правами и обязанностями, передающимися по наследству.

В) группа людей, в которую они попадают в зависимости от своих заслуг

2. Какой касты не существовало в Древней Индии?

А) вайшьи

Б) шудры

В) самураи

3. По преданию все касты произошли от бога:

А) Брахмы

Б) Гаутамы

В) Рама

4. Какая из представленных цепочек неверна:

А) руки- брахман- красный

Б) ступни – слуги - чёрный

В) рот - брахман – белый

5. Индийцы считали, что люди разных каст:

А) могут переходить из одной касты в другую

Б) могут переходить из одной касты в другую только в исключительных случаях

В) не могли переходить из одной касты в другую

6. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считали:

А) брахманов

Б) воинов

В) земледельцев

7. Хуже всего приходилось:

А) воинам

Б) слугам

В) неприкасаемым

8. Жизнь брахманов делилась на:

А) учение, работу, свободу

Б) детство, юность и зрелость

В) учение, женитьба, отшельничество

9. В какой период брахман отдавал своего сына в учение?

А) в 6 лет

Б) в 7 лет

В) в 10 лет

10. Какое действие ученика считалось недопустимым по отношению к учителю?

А) повернуться спиной

Б) не пожать руку

В) подойти с непокрытой головой

11. В каком возрасте родители подыскивали сыну, закончившему обучение у брахману, невесту?

А) в 15 лет

Б) в 16 лет

В) в 18 лет

12. К какой касте относились цари в Древней Индии?

А) к брахманам

Б) к воинам

В) к земледельцам

13. Как переводится название игры « шахматы»

А) король побеждён

Б) раджа побеждает

В) царь умер



















Проверка по теме: « Чему учил китайский мудрец Конфуций»

1. Из какого материала в Китае были сделаны книги?

а) бамбук

б) папирус

в) ) глина

г) бумага

2. По территории Китая протекают две реки:

А) ) Янцзы и Хуанхэ

Б) Тигр и Евфрат

В) Инд и Ганг

3. Высшая добродетель ( по мнению Конфуция) - это

А) уважение к старшим

Б) полное подчинение правителю

В) содержание родителей до ухода в иной мир

4. Лучшей похвалой для китайца было –

А) сравнение с каким-нибудь древним героем

Б) получение царской награды

В) похвала родителей

5. Как называлось письмо у китайцев?

А) буквы

Б) клинопись

В) иероглифы

6. Что не должен был делать учтивый китаец?

А) поворачиваться к учителю спиной

Б) быть вежливым и учтивым

В) почтительно относиться к старшим

7. Как Конфуций советовал правителю относиться к подданным?

А) как к детям

Б) как к родителям

В) как к младшим братьям