СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Экономическое развитие России в 17 веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-швед­ской интервенции и Смутного времени; характеризовать измене­ния в сфере экономического развития России в XVII в.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Экономическое развитие России в 17 веке"»

Урок. Экономическое развитие России в XVII в.

Цели и задачи: познакомить с последствиями польско-швед­ской интервенции и Смутного времени; характеризовать измене­ния в сфере экономического развития России в XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник; описывать новые черты, по­явившиеся в сфере экономического развития России в XVII в.;, оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны; метапредметные УУД — 1) ком­муникативные: владеть устной и письменной речью, моноло­гической контекстной речью; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; регулятивные: выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, де­дуктивные и по аналогии) и делать выводы; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому на­следию;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, карта «Экономическое развитие России в XVII в.».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Последствия Смуты.

  2. Сельское хозяйство и землевладение.

  3. Развитие ремесла. Первые мануфактуры.

  4. Торговля.

  5. Деньги и денежная реформа.

  6. Россия и Европа.

Проблемный вопрос

  • Почему в XVII в. по своему экономическому развитию Рос­сия отставала от большинства стран Европы?

IV. Введение в новый материал

Сегодня мы исследуем экономическую жизнь страны в XVII в. В чем проявились новые веяния в экономике? Что тормозило раз­витие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1.Последствия Смуты

  • Работая с п. 1 § 17 учебника, проанализируйте последствия Смутного времени в области экономики и определите главные хозяйственные проблемы.

  • Итогом Смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и цен­тральных районов страны. О юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране со­вершенно опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к каза­кам на юг. Но и от оставшихся был небольшой толк: многие не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями. Во многих районах страны численность дворов бобылей составляла 40%, а в западных районах России — около 70%.

  • Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения мно­гих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян были вынуждены по­даться в казаки и даже становились холопами у богатых бояр.

  • Разорены были многие западные и южные города России. В упадок при­шли промыслы, ремесленное производство, торговля.

  • В запустении была и государственная казна. Даже расходы Первого и Вто­рого ополчений, а затем становление новой династии оплачивало не столько само государство, сколько богатые купцы — Строгановы, Светешниковы, Никитины, Гурьевы, Шорины.

(Проверка выполнения задания.)

Запись в тетради Последствия Смутного времени:

  1. разорение западных и центральных районов страны;

  2. сокращение посевных площадей почти в 30 раз;

  3. сокращение числа рабочих рук;

  4. разорение крестьянских хозяйств;

  5. запустение поместий и разорение мелкого дворянства;

  6. упадок промыслов, ремесленного производства, торговли;

  7. оскудение казны.

  • Предположите, какие задачи в области экономики стояли перед страной в данный период.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Главная задача — найти источники экономического возрождения страны.

  1. Сельское хозяйство и землевладение

Чтобы поддержать дворян - главную опору трона, правительство было вынуждено издать указы, которые ограничивали право ухода крестьян с господской земли. Как происходил процесс закрепощения крестьян?

(Первые четыре строки таблицы заполняются учениками при консультативной помощи учителя.)

Становление крепостного права в России





Одним из новых явлений в области сельского хозяйства по второй половине XVII в. стала специализация - сосредоточе­ние производства отдельных видов сельскохозяйственной про­екции в

определенных районах страны.

  • Работая с п. 2 § 17 учебника и картой на с. 30, назовите районы товарного производства основных сельскохозяй­ственных культур.

(Проверка выполнения задания.)

Псковские и смоленские земли, овощи — Белоозеро, Ростов, Переяславль-Залесский, Бо­ровск, Калуга, Верея, Руза, Муром. В Суздале, Юрьеве-Польском, Серпу­хове, Коломне выращивали яблоки и вишню.

  1. Развитие ремесла. Первые мануфактуры

  • Работая с п. 3 § 17 учебника и картой на с. 30, охарактери­зуйте важнейшие центры ремесленного производства.

  • Центрами производства железа стали Тула, Серпухов, Устюжна Железо­польская, Тихвин. В Иванове делали льняное полотно, в Павлове и Лыскове — изделия из металла (подковы, сошники, иголки). Крестьяне подмосковной Гжельской волости изготавливали ставшую впоследствии знаменитой посуду, Кижский по­гост славился своими ножами, а Вязьма — санями.

(Проверка выполнения задания.)

Из курса всеобщей истории вы узнали о развитии мануфактур в Европе. Давайте вспомним основные отличия мануфактурного производства от ремесленного труда.

(Учащиеся заполняют таблицу, используя предложенные учи­телем вопросы для сравнения


Первая из русских мануфактур (Пушечный двор в Москве) возникла ещё в конце XV в. В XVII в. число мануфактур значительно возросло. В 1629 г. было основано казённое железоделательное производство на Урале — Ницынский завод, в 1634 г. — Пыскорский медепла­вильный завод. Затем появились и частные мануфактуры: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные заводы бояр И. Милославского и Б. Морозова. Сам царь Алексей Михайлович Романов имел в дворцовом хозяйстве водочные заводы, сафьянный двор и стекольную мануфактуру.

Основывали частные мануфактуры в России и иностранцы. В 1630-х гг. голландские купцы А. Виниус, П. Марселис и Ф. Акема построили три же­лезоделательных завода в Туле и четыре — в Каширском уезде. Выходец из Гамбурга Ю. Койэт в 1635 г. основал стекольную мануфактуру в подмосков­ном селе Духанине. Приехавший из Швеции Й. фан Сведен создал суконное производство в Москве.

Особенностью российских мануфактур было то, что они работали прежде всего на государство. Производимую мануфактурами продукцию государство покупало по заранее им же и установленным ценам. И лишь излишки ману­фактурного производства разрешалось продавать на рынке. Основную массу работных людей на мануфактурах составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфак­турах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян.

К концу XVII в. в России действовало около 30 мануфактур. Однако отече­ственное мануфактурное производство не могло удовлетворить потребности государства в полном объёме. В Россию приходилось завозить железо из Шве­ции, а мушкеты для армии из Голландии.

Тем не менее именно в XVII в. в России началось мануфактурное произ­водство, а из крупных купцов формировались первые династии промышленников-предпринимателей — Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строга­новы, Демидовы и др.

Вопросы для дискуссии

  • Какой труд более производителен: свободных людей или крепостных?

  • Как это сказывалось на экономике страны?

  1. Торговля

(Коллективная работа с п. 4 § 17 учебника — комментированное чтение.)

Главной особенностью торговли в XVII в. стало начало формирования все­российского рынка. Усилились хозяйственные связи и обмен товарами меж­ду различными частями страны, в которых шёл процесс специализации по производству сельскохозяйственной и иной продукции. Развитию торговли способствовало также увеличение оброка с крестьян. Росли не только город­ские рынки, но и сельские торжки.

В XVII в. возникли крупные всероссийские торговые ярмарки — Архан­гельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская. Сюда в дни религиозных праздников со всей страны съезжались продавцы и покупатели. Специализа­ция имела место в области не только производства товаров, но и их продажи. Так, центрами торговли хлебом стали Вологда, Вятка, Орёл, Воронеж, Ниж­ний Новгород. Главными рынками соли были Вологда и Соль Камская. Пуш­ниной торговали в Соли-Вычегодской.

Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75% всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы.

В Россию ввозили сукна, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай. Вывозили кожи, сало, по­таш (необходимый при изготовлении мыла и стекла), пеньку, смолу. Вывоз хлеба из России разрешался только в особых случаях и лишь в дружественные государства.

До середины XVII в. иностранные купцы имели право самостоятельно торговать на внутреннем российском рынке. Это вело к многочисленным проте­стам со стороны русских купцов. В 1649 г. царь Алексей Михайлович запре­тил англичанам вести внутреннюю торговлю и выслал их из России.

Развитие российской торговли тормозили внутренние таможенные барье­ры, остававшиеся ещё со времён раздробленности. В 1653 г. был принят Тор­говый устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины. Новоторговый устав 1667 г. ещё более ограничил права иностранных купцов: они должны были теперь продавать свои товары оптом в пограничных городах. На иностранные товары были введены высокие пошлины.

Запись в тетради

Особенности торговли в XVII в.:

  1. формирование всероссийского рынка;

  2. усиление хозяйственных связей между районами страны;

  3. специализация ярмарок и появление крупных всероссий­ских торговых ярмарок;

  4. протекционистская политика - ограничение прав иностранных купцов, снятие внутренних таможенных барьеров для отечественных торговцев.

  1. Деньги и денежная реформа

  • Кто и когда провел первую денежную реформу в России?

(Елена Глинская в 1535—1538гг.)

  • В чем она заключалась? (Было запрещено хождение старых монет и введена единая для всей страны денежная единицамосковский рубль.)

В России не было в то время серебряных рудников, поэтому для чеканки монет использовались европейские монеты, поступавшие в казну от иностранных купцов в виде таможенных пошлин.

  • Предположите, как дефицит серебра мог сказаться на де­нежной системе страны.

(Ученики высказывают свои предположения.)

Совершенно верно, правительство должно было найти другие средства для пополнения казны. В результате денежной рефор­мы 1654 г. в оборот вошла медная монета. Ее себестоимость была в несколько раз ниже монеты серебряной, но медная монета была приравнена к своей «благородной сестре» и должна была иметь с ней один курс.

  • Какие последствия могла вызвать эта реформа?

Вы совершенно справедливо заметили, что эта реформа могла привести к росту цен. А рост цен, в свою очередь, повлек за собой ухудшение положения простого народа. В 1662 г. это привело к народным волнениям, в результате которых Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной системе.

  1. Россия и Европа

  • Работая с п. 6 § 17 учебника и привлекая знания, получен­ные на уроках всеобщей истории, сравните уровень раз­вития экономики России с экономикой стран Западной Европы.

  • В XVII в. по своему экономическому развитию Россия отставала от боль­шинства европейских стран. Великие географические открытия и освоение европейцами Америки привели к перемещению торговых путей из Средизем­номорья в Атлантический океан. Началось образование колониальных импе­рий — Испанской, Голландской, Английской, Французской. Европейские то­вары обменивали в Африке на рабов, затем африканских невольников отправляли на американские плантации. Из Америки в Европу приходили суда, гружённые колониальными товарами: сахаром, табаком, красками, кофе, хлопком, пряностями и др.

  • В Америке были открыты золотые и серебряные месторождения. Поток американского золота и серебра, хлынувший в Европу, вызвал революцию цен (в XVI—XVII вв. цены возросли в четыре раза) и усиленный спрос на сель­скохозяйственную продукцию. Произошло повышение жизненного уровня лю­дей, возросла их деловая активность. В Европе началось бурное развитие мануфактур (особенно в Голландии и Англии) и сельского хозяйства, росли торговые обороты.

  • В XVII в. подъём мировой торговли окончательно разрушил в Европе фе­одальный способ ведения хозяйства, что, в свою очередь, привело к измене­нию общественных отношений.

(Проверка выполнения задания.)

VI. Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

В XVII в. Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появи­лись новые источники для пополнения государственной казны.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 17.

  2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 36 учебника.


1. Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хо­зяйства России. 2. Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремес­ленной мастерской. 3. Что отличало казённые заводы от частных мануфактур? 4. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию? Какие товары вывозились из России? 5. Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства Рос­сии в XVII в. 6. В чём суть денежной реформы 1654 г.? Почему она была не­удачной? 7. На основании материалов параграфа сделайте вывод об особен­ностях развития экономики России в XVII в.


  1. Докажите, что развитие рыночных отношений в России тормозилось крепост­нической системой.

  2. Сравните экономическое развитие России и европейских стран в XVII в.