Оборудование: УМК «Школа России». Литературное чтение. 4 класс (учебник); учебная презентация; видеоролик «Ёлка»; раздаточный материал (карточка с заданием).
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
Организационный момент Мотивация учебной деятельности. | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию Прозвенел звонок, начался урок. Назад повернёмся, Гостям улыбнёмся. Обратно вернемся, Друг другу улыбнёмся. И с положительным настроем Уроком чтения займёмся. | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | | Волевая саморегуляция |
Определение темы урока | Определение темы. - Я вам сегодня на урок принесла ёлку. Почему? -Когда и почему мы вспоминаем о ёлке? - Подумайте, какова будет тема произведения, над которым будем работать? Тема: «Ёлка» (Михаил Михайлович Зощенко) – на доске портрет и слово «ЁЛКА» из букв. | - Ёлка – это символ праздника «Новый год». В декабре мы вспоминаем о ёлке, так как её нужно установить и нарядить к празднику. Мы будем сегодня читать рассказ, в котором говорится о ёлке и новогоднем празднике. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя. | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Постановка цели и задач к уроку. | - Сформулируйте задачи урока. Помните, что мы впервые встречаемся с произведением. | - Вспомнить биографию и творчество Зощенко. - Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. - Познакомиться с произведением. - Проанализировать произведение и понять его основную мысль. | Формулируют задачи урока. | Мотивация учебной деятельности. |
Актуализация знаний. | - Знаком ли вам этот автор? Какие рассказы Зощенко вы читали? - Давайте вспомним, в чём особенности этих рассказов? (кто являются героями этих рассказов? О чём рассказывает автор? ) | - «Великие путешественники», «Золотые слова» - Герои рассказов - Лёля и Минька. - Автор рассказывает истории из своего детства. - Такие рассказы называются автобиографическими. - Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. - В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше. | Отвечают на вопросы учителя. | Подведение под понятие, целеполагание. |
Усвоение нового материала. Биография автора Вопросы к классу по биографии автора. | - Кристина прочитает нам об авторе (биография) - Что запомнили о писателе Зощенко? | Русский писатель Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко родился 28 июля 1894 в Полтаве. Его отец, потомственный дворянин, был художником. А мама – актриса, а также писала рассказы. В семье было 8 детей. В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге. Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. Командовал батальоном. За храбрость и отвагу, проявленную в боях, был награждён орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел написать обо всём, что видел и слышал. В 1921 году вышла его первая книжка. Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с недостойными привычками. Сначала он писал только для взрослых. Для детей оказалось писать трудней, первые рассказы для ребят получились совсем неудачными. Но он был очень трудолюбивым и упорным человеком. В конце 30-х годов появились такие замечательные рассказы, как «Глупая история», «Показательный ребёнок», «Ёлка». Затем было опубликовано ещё несколько десятков рассказов и Зощенко стал самым лучшим детским автором. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Ответы обучающихся. | Сообщение ученицы. Обучающиеся слушают и одновременно рассматривают слайды презентации. Фронтальная работа | Извлечение необходимой информации. |
Прогнозирование. | - Итак, тема нашего урока произведение М.М.Зощенко «Ёлка». Давайте сделаем предположение, о чём пойдёт речь в произведении, учитывая название и особенности творчества автора? | - О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. - Произведение будет юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно. | Высказывания обучающихся. | Аргументация своего мнения. |
Словарная работа | - Определим, что обозначают данные слова и выражения (слайд) Крымские яблоки - … Длинновязая - … Пастилка – … Не буду церемониться – … Фарфоровая ручка – … Золотушный ребёнок – … Не ручаюсь – … | - Крымские яблоки – яблоки, привезённые из Крыма. - Длинновязая – высокая, рослая. - Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара - Не буду церемониться – не буду стесняться. - Фарфоровая ручка –сделанная из высококачественной глины - Золотушный ребёнок – больной ребенок. - Не ручаюсь – не уверена. | Обучающиеся объясняют значение слов и выражений, работают со слайдом (предполагают ответы). | |
Знакомство с произведением | - Сейчас мы посмотрим видеоролик «Студии продюсерского кино -2014» - «Лёля и Минька по мотивам произведений Михаила Зощенко» | | Обучающиеся смотрят ролик. | |
Проверка первичного восприятия произведения. | - Кто главные герои рассказа? - Чем наряжали ёлку в начале 20 века? - Как вы думаете, праздник получился весёлым7 - А рассказ получился весёлым? - Почему же весёлый смешной рассказ создаёт немного грустное настроение? | - Главные герои рассказа Зощенко брат и сетра – Лёля и Минька. - Ёлку наряжали бусами, флагами, крымскими яблочками, фонариками, золотыми орехами, конфетами. - Праздник получился грустным. - А рассказ получился весёлым. - Потому что дети не умеют себя вести, поэтому праздник был испорчен. | Фронтальная работа | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Чтение текста учащимися. | - Сейчас мы будем читать рассказ «Ёлка» по цепочке | | Обучающиеся работают по учебнику литературного чтения, следят и читают по цепочке. | |
Работа по тексту учебника. | - От чьего лица идёт текст? – Где и когда происходят события? - Как вы оцениваете поступок брата и сестры? - Справедливо ли поступила мама, отдав Минькин подарок другому мальчику? - Почему Минька ударил малыша? - Что о Миньке стали говорить гости? - Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? | - Автор-40 лет, рассказывает о своём детстве. - В доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года. - Дети поступили плохо. - Да, мама поступила справедливо. - Минька очень рассердился. - Минька станет разбойником. - С вами водиться, что в крапиву садиться. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя. | |
Закрепление изученного | - Сейчас дадим характеристику детям: какая Лёля и какой Минька. Девочки характеризуют Лёлю, мальчики – Миньку. | Лёля | Минька | Возраст | | | Рост | | | Характер | | | Что могут достать с ёлки | | | Как ест | | | Поведение | | | -. | Девочки: было 7 лет; высокая, длинновязая; исключительно бойкая; могла высоко достать; моментально съедает; не церемонится. Мальчики: ударило 5 лет; удивительно маленького роста; тихий; ничего нельзя достать; откусываю; чуть не заревел. | Индивидуальная самостоятельная работа. Заполнение таблицы на карточке. Проверяют свои записи по слайду. Если верно – «+» Не верно - «-» | Уметь составлять словесный портрет главных героев произведения. |
Проверка новых знаний. | - Сколько лет было автору, когда произошёл этот случай? - Как отмечали Новый год в семье Зощенко? Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. - Как наряжали ёлку раньше более 100 лет назад? Найдите в тексте и прочитайте. - Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? . - Как вы оцениваете их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому? - Какой сюрприз приготовили родители для гостей? - Чем закончился праздник? И почему? - Что руководило ими в этот раз? - Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил? | - Автору было 5 лет. - Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. - Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки. - Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям - Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. - Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение. - Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. - Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. - Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика. - Тоже жадность, зависть, невоспитанность, а также дурной пример взрослых - Да, папа правильно поступил. Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки. | Фронтальная работа. Выборочное чтение. Отвечают на вопросы учителя. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения. |
Приём «Испорченный план» | - Части текста перепутались. Ваша задача - восстановить последовательность. Поработайте в парах. Детство. Мама обнаружила испорченные подарки. Очень красивая ёлка. Фарфоровая ручка. Заводной паровозик. Ссора взрослых Мама раздает подарки. В этот момент пришли гости. Поедание сладостей с ёлки. Мама вошла в комнату. Папа потушил свечи. | 1 Детство. 2 Очень красивая ёлка. 3 Поедание сладостей с ёлки. 4 Фарфоровая ручка. 5 Мама вошла в комнату. 6 В этот момент пришли гости. 7 Мама раздаёт подарки. 8 Мама обнаружила испорченные подарки. 9 Заводной паровозик. 10 Ссора взрослых. 11 Папа потушил свечи. | Работа в парах на карточке. Коллективная проверка. | Уметь устанавливать последовательность событий. Понять взаимосвязь между отдельными частями текста. |
Вывод. | - В каких словах отражён самый главный смысл этого рассказа? Найдите в тексте учебника. - Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детя? Почему так решили? - А какой урок вы извлекли из этого произведения? - Наш урок мне хочется закончить словами Михаила Зощенко: “Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился” | - И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный. - Семья – это самое главное, что есть у нас. Нужно беречь своих родных, никогда не поступать так, чтобы нашим родителям было стыдно за наши поступки. - Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству. | Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Слайд. | Выяснение идеи произведения. |
Рефлексия «Наряди ёлочку» | - Если вам понравился урок, вы считаете, что хорршо работали на уроке, то мы с вами сейчас тоже можем нарядить нашу ёлочку, но только украшения для неё – настоящие конфеты. | | Оценивают свою работу. Мальчики и девочки по очереди украшают ёлку конфетами. | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |